Зачем нас кошмарят “жертвами на дорогах”?

Октябрь 22nd, 2017

Не проходит и дня без сообщений об «очередном крупном ДТП». Чиновники предлагают объяснения – плохое состояние дорог, недостатки работы служб, ответственных за безопасность дорожного движения, общие недостатки системы. Последнее обстоятельство озвучивал и президент Дмитрий Медведев. «Речь идет и о том, чтобы дороги приводить в порядок, но, на мой взгляд, вот такого рода абсолютно невозможные и невообразимые события случаются далеко не потому, что дороги такого безобразного качества. Это составляющая, но это еще и следствие того, каким образом осуществляется контроль на дорогах, и следствие расхлябанности, преступной разболтанности участников дорожного движения», – заявил президент на заседании Совета безопасности в конце июля.

Страх и ненависть на медиа-дорогах России

Ситуация выглядит пугающей, катастрофической.

НТВ: «Пассажирский автобус, выполнявший рейс Курганинск – Ростов-на-Дону – Таганрог не доехал до пункта назначения всего 59 километров. Под селом Самарское на полном ходу лоб в лоб столкнулся с бензовозом. Выживших спасло чудо – цистерна оказалась порожней, и пожара не было.

НТВ: «В Краснодарском крае расследуют обстоятельства сразу двух крупных автоаварий. Минувшей ночью неподалеку от станицы Саратовская «жигули» врезались в микроавтобус «хонда». Погибли восемь человек. А на трассе Краснодар – Сочи рейсовый автобус столкнулся с «ауди». Эта авария унесла жизни двух пассажиров».

Комсомолка вторит телеканалам: «до столицы докатилась волна крупных автоаварий. Весь июль автобусы бились то в Сибири, то в Ростовской области, то в Калмыкии… И вот серьезное ДТП в святая святых – на Рублевке! Уж здесь, на правительственной трассе, где у каждого столба по гаишнику, казалось бы, никаких аварий быть не должно… Но бьются даже здесь. В подмосковном районе «Горки-10» между 22-м и 23-м километром Рублево-Успенского шоссе переполненный пассажирами микроавтобус «Богдан» вылетел в кювет и перевернулся. Автобус следовал по 121-му маршруту – от подмосковного пансионата «Лесные дали» до станции метро «Молодежная»».

Специалисты по дорожному хозяйству и статистика ГИБДД «кошмара» не подтверждают – ужасно, но стабильно ужасно. «Россия находится примерно посередине условного «мирового рейтинга» смертности на дорогах: наша доля в статистике «Crash Fatalities» в принципе соответствует проценту приходящегося на нас мирового парка автомобилей. Официальный прогноз, представленный в ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», гораздо оптимистичнее прогнозов ВОЗ. Согласно ему, количество погибших в ДТП на 100 000 жителей России уже к 2012 году должно снизиться в 1,5 раза, то есть от нынешних 24 до 16 единиц», – пишут в своем исследовании известные российские специалисты по дорожной проблематике Михаил Блинкин и Александр Сарычев. Множество людей гибнет на дорогах, десятки тысяч в год, но последнее время статистика фиксирует уменьшение числа ДТП с летальным исходом – машины становятся безопаснее, водители культурнее (в том числе и за счет увеличившейся ответственности), понемногу улучшаются дороги. Скептики из телевизора, правда, сомневаются в статистике, а на дороги само правительство уже сокращает расходы.

Информационно зависимые пользователи СМИ увидели (не без оснований) «чисто информационную кампанию» – подсветку ДТП. Любители медиа-заговоров предложили несколько версий, объясняющих эту подсветку. В порядке убывания – ГИБДД хочет повысить штрафы и содрать с водил побольше, Минтранс хочет вернуть бюджетные деньги на дорожное хозяйство, кто-то сверху хочет удалить из сферы перевозок – пассажирских и грузовых гастарбайтеров. Действительно, даже летнее информационное затишье не объясняет, почему уже несколько недель нас бомбят новостями об ужасах на дорогах. Особенно усердствует «госка», которая, в прочее время, выступает за уменьшение «чернухи» в эфире.

Ни одна из версий любителей медиа-заговоров, впрочем, не годится – они не учитывают повестки дня и существующих институциональных ограничений. Если коротко, то ГИБДД не заинтересована институционально в повышении штрафов, Минтранс будет «биться за бюджет» не сегодня, а проблема гастарбайтеров не является для властей значимой. Кроме того, ни ГИБДД, ни Минтранс, ни некие борцы за рабочие места для российских граждан (Минсоцразвития или же ФМС) не обладают ресурсом для запуска медиа-кампании, где прямая денежная выгода неочевидна, а риск проиграть велик. Про региональные власти и их повестку дня говорить всерьез вообще не приходится.

Прежде всего, следует оговориться – никакого роста числа ДТП с участием автобусов, повышения смертности на дорогах или же существенного ухудшения дорог в последние несколько лет в России не наблюдается. Если кому-то интересно, можно обратиться к статистике ГИБДД и Минтранса.

Отличительной чертой сообщений о ныншнем «всплеске ДТП» являются следующие характеристики.

Серия ДТП вызвана персональным фактором – водители плохо знают правила, но главное – устают за рулем Усталость за рулем происходит из-за жажды наживы, водители торопятся доставить груз быстро. Необходимо оборудовать автомобили тахографами.
По нашей гипотезе, именно слово «тахограф» является ключевым для понимания, чем была «неделя крупных ДТП» на российском телевидении. Если кто-то еще не в курсе, напомним, что тахограф – прибор, предназначенный для регистрации скорости движения транспортного средства и пройденного пути, а также регистрации режима труда и отдыха, других режимов занятости водителя. По логике, многократно воспроизведенной журналистами и чиновниками, наличие этих приборов в автобусах и фурах снизит число аварий. Так, Генпрокуратура, реагируя на поручение Дмитрия Медведева, поспешила заявить 27 июля, что «значительное количество подобных инцидентов связано с управлением транспортными средствами водителями в состоянии повышенного утомления, зачастую обусловленного несоблюдением ими режима труда и отдыха» и добавила, ссылаясь на «мировой опыт», что «одной из наиболее эффективных мер по обеспечению контроля за соблюдением водителями режима труда и отдыха является применение на транспортных средствах устройств постоянной регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов)».

В результате Минтранс вскоре предложил (опять – оцените реакцию, такую бы водителям на дороге!) оснастить все грузовые автомобили и автобусы, осуществляющие международные, междугородные, а также регулярные пригородные и внутригородские коммерческие перевозки грузов и пассажиров тахографами. Каковы будут (и будут ли) ограничения, скажем, по тоннажу или числу пассажиров – еще неизвестно, но речь идет вообще о всех грузовиках и автобусах (вплоть до «Газелей»). Пока такая необходимость была у международных перевозчиков и кое-где в регионах у школьных автобусов.

По словам замначальника отдела Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ Дмитрия Желтенкова, «в настоящее время заинтересованные министерства и ведомства – Минобрнауки, Минтранс, Минобороны и др. дали положительные отзывы по законопроекту. Необходимо доработать несколько позиций и документ будет внесен в кабинет министров. Как полагает Желтенков, это «произойдет до конца текущего года» (интервью агентству «»Интерфакс»).

Антиаварийный гаджет №1

В России парк грузовых автомобилей «на круг» насчитывает порядка 5-6 (на начало года 5,35 млн официально) млн автомобилей. Парк устарел. Средний возраст грузовых автомобилей в России остается довольно высоким: только в секторе средней и тяжелой техники на машины старше десяти лет приходится более трех четвертей парка (76%). Такой высокий показатель, по данным аналитического агентства «Автостат», обусловлен значительной концентрацией продукции отечественных марок – основа грузового парка РФ была сформирована в советское и перестроечное время.

Если представить, что на все имеющиеся грузовики и легкие коммерческие авто, а также на приобретенные взамен выбывших придется установить тахограф – получается внушительное число – порядка 10 млн автомобилей. Парк автобусов составляет порядка 900 тысяч. Итого – порядка 11 млн автотранспортных средств, которые потенциально будут оборудованы тахографами.

Три самых распространенных модели цифровых тахографов или контрольных устройств, эти модели соответствуют требованиям, изложенным в документе № 3821/85/ЕЕС Приложение 1В. Эти модели получили европейский сертификат утверждения типа контрольного устройства:

DTCO 1381 производства фирмы Continental Automotive GmbH (ранее принадлежавшая Siemens VDO, а еще ранее VDO Kienzle) SE 5000 производства фирмы Stoneridge Electronics (ранее принадлежавшая TVI Europa, еще ранее Veeder Root) SmarTach производства фирмы Actia
Купить тахограф – удовольствие не из самых дорогих – без установки прибор обойдется в 300-500 долларов. Помножим на количество машин – и получаем рынок в $5 млрд. Кому достанется этот чудесный рынок? Есть все основания предполагать, что власти постараются сделать максимально привлекательной установку тахографов отечественного производства, даже если те не будут сертифицированы в Европе.

До недавнего времени в России тахографы производил едва ли не единственный завод – Чистопольский – совместное предприятие Группы компаний Меттэм (наиболее известная продукция предприятий группы – фильтры для воды «Барьер», а также замки, пожарные системы, ПО и т.д., ГК собственников не раскрывает, доля СП 25 процентов) и иностранной Continental Automotive GmbH – доля 75 процентов.

Но в 2000-х годах на рынке автокомпонентов появились и другие сильные игроки. Из них едва ли не сильнейшим с точки зрения лоббистского потенциала является Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», производящая различное оборудование для авиастроителей. По собственным данным, в 1999 году доля авиационной продукции в общем объеме выручки Корпорации составляла почти 97%, из которых 90% принадлежало продукции военного назначения. Для снижения рисков, при условии сохранения достигнутых объемов производства авиационной продукции и стабильности позиций Корпорации в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) России, было принято решение в течение 10-12 лет добиться равнозначного соотношения между авиационной и неавиационной продукцией. Задача на сегодня выполнена далеко не полностью – на начало 2008 года продукция для автопрома составляла всего 20% от общего объема производства корпорации «Аэрокосмическое оборудование».

Лобби в правительстве было представлено ее главой Сергеем Бодруновым, который в начале 2009 года пошел на повышение в правительство Санкт-Петербурга (там он запомнился наездами на журналистов «Пятого канала» и недвижимостью, которая обнаружилась в его справке о доходах). В 2008 году лобби стало еще значительнее – госпакет корпорации «Аэрокосмическое оборудование» достался созданной госкорпорации «Ростехнологии».

Гендиректором последней является Сергей Чемезов, очень сильный лоббист. По крайней мере, в список стратегических предприятий, которым гарантирована антикризисная госпомощь компания «Аэрокосмическое оборудование» попала, как и многие другие активы «Ростехнологий».

Опыт с автокомпонентами для грузовиков до появления Сергея Чемезова был для компании непростым. Их тахографы были установлены (как и цифровые спидометры) на грузовики «Урал» в 2005 году (преимущественно военная и спецтехника) – об этом заявлял главный конструктор A3 “Урал” Игорь Смирнов (входит в группу «ГАЗ»). А вот с «КамАЗом» отношения складывались непростые – в 2004 году было подписано соглашение об установке на грузовики отечественной АБС, но, скажем, в 2007 году «Радиоприбор» (контрольный пакет у «Аэрокосмических технологий») получил лишь 20 процентов заказа на автокомпоненты для «КамАЗа», проиграв тендер австрийской WABCO GmbH. С обязательной установкой тахографов, может статься, и другие компоненты будут более востребованы российскими производителями. Тем более, что «КамАЗ» теперь тоже у «Ростехнологий».

Антиаварийный гаджет №2

Наименование второго прибора, вызвавшего, судя по всему, эту медиа-истерию, звучит как «ГЛОНАСС-приемник». Глобальная навигационная система, о необходимости которой так много говорится первыми лицами государства, вообще-то была разработана еще в СССР, но средства на оборонку были срезаны в середине 80-х и запустить ее тогда не удалось. Удается вроде бы теперь, но системе, помимо оборонного, требуется и гражданское назначение – таков дух времени. И автодорожная проблематика здесь играет не последнюю роль. Вице-премьер России Сергей Иванов недавно заявил, что считает необходимым узаконить фиксацию нарушений правил дорожного движения Глобальной спутниковой навигационной системой (ГЛОНАСС). Вице-премьер признал, что обязать частных владельцев автомобилей оборудовать свои машины системой ГЛОНАСС не удастся, но все ведомственные автомобили должны быть под контролем. Минтранс уже готовит нормативные документы по запрету выпуска автомобилей для госнужд, не оборудованных спутниковой системой ГЛОНАСС.

Основной инициатор установки ГЛОНАСС-навигаторов на все авто является «Роскосмос» – по его заказу и были сделаны первые ГЛОНАСС-приемники для частного использования. У «Роскосмоса» позиция отличается от вице-премьерской, и она, как сообщили «Полит.ру» источники в отрасли, отражает более точно те решения, которые принимаются по итогам правительственных заседаний по ГЛОНАССу. «Если на автомобиле не установлен «Глонасс-приемник», то ввоз автомобиля в страну либо становится невозможным, либо в несколько раз повышаются таможенные сборы», – заявил недавно глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов. «Только так мы можем защитить отечественный рынок, российских производителей», – объяснил он. По его словам, при введении ограничений на ввоз «нужда заставит автовладельцев использовать «нашу аппаратуру «Глонасс»». Т.е. оснастить каждое авто приемником.

Встроены в кампанию и непосредственно производители приемников ГЛОНАСС. «Повышение безопасности перевозок может быть достигнуто только при реализации комплексного подхода к решению данной проблемы. Необходимо ужесточить административные меры к руководителям предприятий, ответственных за состояние транспортных средств, к водителям – за соблюдение правил дорожного движения. Вместе с тем, должны быть использованы и современные системы управления транспортом, в том числе на базе навигационной системы ГЛОНАСС, которые позволяют в режиме реального времени контролировать скорость движения транспортных средств, соблюдение водителем режима труда и отдыха, оптимально планировать маршруты движения транспорта», – прокомментировал инедавние аварии генеральный директор компании «М2М телематика» Александр Гурко. Именно «М2М телематика» (собственников компания не раскрывает, но является одним из организаторов «ГЛОНАСС-Форума» – выставки Навитех) разработала понравившийся Путину знаменитый ГЛОНАСС-ошейник для лабрадора Кони.

Наряду с «М2М телематикой» в ГЛОНАСС-истории могут поучаствовать и другие игроки рынка «ИТС-Софт», «Русские навигационные технологии», НИС (контролирующий акционер – АФК «Система»). ГЛОНАСС приемник стоит порядка 500 долларов. На начало года в России было зарегистрировано 41,2 млн автомобилей. Цена космических технологий – $20 млрд.

Вера в технологии

Итого: владельцам автотранспорта «борьба с авариями» может обойтись в $25 млрд, которые будут освоены несколькими игроками рынка, причем, уже можно предположить какими. Наличие такого интереса само по себе может и неплохо – отечественные предприятия получат работу в кризис. Оборонные предприятия получат многомиллиардный гарантированный спрос, система ГЛОНАСС будет приносить некую невиртуальную пользу и т.д. Но! Этично ли для этого использовать медиа-истории со смертельными исходами? И помогут ли эти приборы?

По мнению Михаила Блинкина и Александра Сарычева, при рассмотрении причин смертности в ДТП, «дело не в качестве автомобильной техники, не в состоянии системы организации дорожного движения и инженерного обустройства дорог, не в преобладании водителей первого поколения и даже не в наличии / отсутствии политически мотивированных национальных программ повышения безопасности дорожного движения», но «в наличии (либо отсутствии) многообразных институтов и общественных практик, формирующих грамотное, ответственное, дружелюбное, и поэтому безопасное, транспортное поведение».

«Перенос на отечественную почву даже лучших образцов и норм в сфере автомобильной техники, инженерного обустройства дорог и административно-управленческой практики практически заведомо малоэффективен в условиях сохранения архаических государственных институтов и общественных практик в сфере пользования дорогами и автомобилями, сложившихся в специфических советских условиях и задолго до эпохи массовой автомобилизации», – полагают исследователи.

Так что спасения от гаджетов ждать не стоит, а вот «кошмарить» обывателя все-таки не стоит. Это как раз и свидетельствует о низком уровне развития институтов – государства, СМИ – и полном имморализме людей, эти институты использующих при лоббировании частных интересов.


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние записи