Ходите стадами… О выставке “Гитлер и немцы”

Март 18th, 2018

С самого открытия в Берлине выставки «Гитлер и немцы» я не сомневалась, что её обязательно продлят. И что сделано это будет в силу бешеного интереса к ней публики. Так и получилось: экспозицию задержат в залах Немецкого исторического музея ещё на три недели после планированного закрытия, до конца февраля.

Очень бы хотелось из всех причин продления выставки счесть наиболее честной и реальной «скандально-денежную» – всё-таки 915 000 человек, привлечённых провокативным названием выставки и посетивших её за неполных три месяца (с 15 октября) 2010 года, положили солидную сумму в кошелёк города. Но, во-первых, кураторы и организаторы выставки в этом ни за что не признаются, а во-вторых, вряд ли это на самом деле главная причина.

Скорее я поверю в то, что успех выставки был «запрограммирован» состоянием нашего общества. И дело не только в предваряющем открытие экспозиции опросе на тему: тоскуют ли немцы по Гитлеру? Да, каждый десятый опрошенный заявил, что стране и сейчас не хватает фюрера (пусть даже в смысле вождя, объединяющего нацию), а ещё двадцать процентов опрошенных испытывают сильную ностальгию по «твёрдой руке». Но разве это кого-то шокировало? Прозвучало громом среди ясного неба? Скажите ещё, что полной неожиданностью звучат заявления молодых россиян, считающих Сталина, может, и крутоватым, но «крутым», сумевшим привести страну и к победе в войне, и к могуществу, потому что у него была тоже твёрдая рука (наверное, правая).

Есть такой эпизод в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам»: когда командира отряда Сорокина окружила агрессивно настроенная толпа бойцов, готовых растерзать его за ошибки, он тут же сориентировался, выбрал в толпе самое злобное лицо и закричал, указывая на него пальцем: «Вот враг!». И толпа в мгновение сменила вектор своей агрессии, набросившись на сотоварища. А Сорокин из жертвы обернулся в вожака. Этот и подобные ему эпизоды любят приводить в пример социальные и политические психологи, исследуя так называемые массовидные явления. Выставка, как мне иногда кажется, тоже стала тем «врагом», на которого перевела указующий перст теряющая авторитет и доверие сограждан власть. И обыватель, позабыв о своём раздражении сегодняшними предводителями, нерешёнными проблемами, а то и провалами – не в последнюю очередь и в интеграционной политике, спешит увидеть, так сказать, главного врага, логическое предисловие своих нынешних бед.

Известный и не самый глупый, между прочим, приём, он снимает социальную напряжённость. Но только на короткое время. Приблизительно равное времени, потраченному на дорогу из музея до дома…

С другой стороны, а что я хочу? Кураторы выставки поболее моего понимают, что немецкому обществу, в котором растёт национализм, ширится ксенофобия и меняется отношение к нацистскому прошлому с каждым ушедшим его свидетелем, необходимо сказать новое слово-предостережение о том, как легко можно повторить прошлое. Ведь именно немецкое общество вскормило Гитлера и подняло его на вершину власти. «Общество само себя мобилизовало, – утверждает один из кураторов Ханс-Ульрих Тамер (Hans-Ulrich Thamer). – Человек по имени Адольф Гитлер был весьма заурядной личностью. В то, чем он стал, его превратил народ».

Тем не менее, когда представитель музея Рудольф Трабольд (Rudolf Trabold) объясняет популярность выставки «Гитлер и немцы» тем, что «это первая выставка, которая попыталась объяснить, как человек, живший на задворках общества в течение многих лет в мужском общежитии Вены, может стать почти мифическим лидером немецкого народа», он всё-таки ей, образно говоря, льстит. Попытку, при всём уважении к организаторам выставки, увы, нельзя считать засчитанной. «Объяснения» многие посетители выставки так и не увидели.

Да и, собственно, если честно: захотят ли увидеть? То есть соотнести со своей семьёй, самим собой, своим, предположим, дедушкой или прадедушкой, чей портрет бережно хранится в альбоме, и без всякого оправдания беспощадно признать родного человека не просто ярым фанатом чудовища, но и его пособником, убийцей, палачом? Вот только не надо патетики – вы бы так смогли? (Ну разве что отстранённо, не личностно, а в общей массе – «все тогда были ослеплены».) А ведь именно к этому, очень личному, по логике, должна привести тема выставки. Куратор Клаус-Юрген Зембах (Klaus-Jrgen Sembach) уверяет, что она не столько об одном вожде, сколько о миллионах немцев, которые в него слепо верили. Почему верили? Это и есть ключевой вопрос, на который, по его мнению, каждый должен ответить сам. Но как «должен ответить каждый» немец после просмотра детских оловянных солдатиков в виде Гитлера, Геринга и прочих главных нацистов страны, любовно вышитых салфеточек со свастикой, роскошных портретов и подарочных прижизненных бюстов отца нации (а это можно о том времени писать без кавычек и иронии), цветной кинохроники, увековечивавшей зенит фюрерской славы, умильных первых акварелей юного Адольфика – словом, «знаете, каким он парнем был!»? В лучшем случае – с жалостью к людям, создавшим фюрера. Вряд ли – с обжигающим, ошеломлённым стыдом и ужасом. Как это может происходить, к примеру, во время просмотра кинохроники о сожжённой Белоруссии. Что, стало не хватать километров кинодокументалистики, тонн исторических исследований и документальных воспоминаний свидетелей того страшного времени? Или всё это просмотрено-прочитано и перестало впечатлять? Зачем понадобилось говорить о трагическом ослеплении народа, приведшем к мировой катастрофе, «языком» знамён Третьего рейха, красивой, щегольской формы гестапо и СС, нацистской символики?

Организаторы пытаются убедить, что сегодняшние жители Германии смотрят на Гитлера совсем другими глазами, он им кажется смешным – ну прям как чаплинский «великий диктатор». Но он не был смешным. И представлять его смешным – новая ошибка. Может быть, смех и нужен, чтобы стряхнуть с себя оцепенение, вот только успеть бы остановить этот хохот. Убитые под гитлеровский лай миллионы – это не смешно.

Да и потом… Так ли уж однозначно со смехом рассматривают «реликвии» гитлеровских времён все до единого посетители выставки?

Верю в искренность намерений организаторов выставки. Плохо верится в силу желаемого ими воздействия. Может, эффективней было бы как можно реже вспоминать фюрера? Быстрее забудется, как утверждал его «коллега» Иосиф Джугашвили, большой специалист по забвению. И может, нашей столице стоит поискать доход из более чистого источника?

Ну а толпам людей, часами простаивающих перед входом в музей, чтобы поглазеть на фотографии беснующегося Гитлера перед беснующейся толпой (как будто они в новинку!), могу лишь повторить слова Марины Цветаевой, написавшей ещё в 1934 году:

А Бог с вами!
Будьте овцами!
Ходите стадами, стаями
Без меты, без мысли собственной
Вслед Гитлеру или Сталину…


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние записи