Вымостим дорогу благими намерениями

Апрель 25th, 2018

Есть фразы, которые настолько часто произносятся, что граждане-соотечественники их уже и не слышат. Как привычный шум транспорта на улице или тихое гудение старенького холодильника. Одна из таких фраз – «необходимо совершенствовать законодательство». Вроде бы что-то умное, но в мозгах уже давно не застревает, звучит фоном. Между тем, действительно – необходимо. Плохие, заведомо невыполнимые законы изрядно портят обществу жизнь

Один из последних примеров – закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Законодатель не без участия МЧС придумал, что каждый объект в стране до 1 мая 2010 года должен обзавестись документом, именуемым пожарной декларацией. В том числе и каждый жилой дом. А в эту декларацию, по закону, должны входить: расчет пожарных рисков (штука, малопонятная даже специалистам); материальные обязательства за возможный вред от пожара, нанесенный имуществу третьих лиц (требуют заранее сказать, сколько денег собственник объекта готов выложить соседнему строению за ущерб); перечень противопожарных правил, которые на объекте обязуются исполнять. А кто не успел подать такую декларацию в Госпожнадзор, того будут штрафовать со страшной силой.

Май прошел, как сон пустой. И был он посвящен практически переписыванию этого закона, переделке его «под реалии», поскольку выяснилось, что собственники жилых зданий, управляющие организации не могут выполнить новые требования. Сначала федеральные органы МЧС разрешили жилым домам, сданным в эксплуатацию до мая 2009 года, не предъявлять расчет пожарных рисков. Потом спустили на тормозах пункт о материальных гарантиях за ущерб от возможного пожара: мол, напишите в бумаге среднестатистическую сумму – тысяч 60 – 70 и не заморачивайтесь больше. А теперь и вовсе заявили, что пожарная декларация – это всего лишь перечень СНИПов: перепишите, мол, подходящие пункты – и дело с концом.

И возникают вопросы: а стоило ли тогда огород городить? Как конспект уже существующих норм может помочь уберечься от пожара? Или это всего лишь еще одно основание для взимания штрафа?

А тут законодатель подбросил обществу еще одну пилюлю. Это произошло в конце прошлого года, когда был принят федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».  

Мы все как-то сосредоточились всего лишь на одном пункте этого закона – о запрете на «лампочку Ильича» – и практически не обратили внимания на все остальное. А между тем последствия этого «остального» уже начинают сказываться.

Ибо закон велит каждому зданию в России обзавестись паспортом энергоэффективности, для чего необходимо специальное обследование на предмет определения энергозатрат. Проще говоря, нужно знать: как стены каждого дома держат тепло, где и почему происходят утечки тепла, сколько энергии требуется для отопления и что необходимо сделать, чтобы уменьшить потери… При этом законодатель не озаботился ни условиями, ни правилами игры в энергоэффективность. Не удосужился уточнить, кто и как должен будет обследовать здания. В Петербурге, к примеру, таких организаций не имеется. Пока. Нет сомнений, что они выскочат из ниоткуда, как только будет дана отмашка. Они всегда возникают, когда есть возможность поучаствовать в освоении денег. Как правило, подобные структуры больше всех и выигрывают от законов, принятых по принципу «сделать срочно, иначе всех к ногтю».

Штука еще и в том, что энергетические обследования – весьма недешевые – должны быть оплачены собственниками зданий. В том числе и жилых. И никто не поинтересовался, нужно ли это самим собственникам, согласны ли они?

Но обследование – или, как это теперь принято именовать, энергоаудит – это еще полбеды.

Закон велит до 1 января 2012 года «на всех объектах жилищного фонда ввести узлы учета на все виды энергоресурсов». И оплачивать эти работы должны… правильно, – собственники жилья. Причем в случае отказа или заминки приборы будут установлены принудительно. И деньги за это взяты тоже принудительно. Руками жилищных служб, которые могут, как гласит закон, даже оформить кредит на установку счетчиков. А погашать этот кредит будут… Ну конечно же, собственники!

Но и это еще не все. Каждые пять лет, сказано в законе, здание должно улучшать свои энергетические показатели. Как это будет сделано – не особенно важно: или за счет суровой экономии, или в результате уменьшений потерь через прорехи в крыше или ветхие стены. И все это прямое дело… Да, да – собственников. И их кошельков.

Там, где создано ТСЖ, конечно же, раскошелится оно – товарищество! Кто ж еще? И пусть только попробует увильнуть! Получит по полной программе, как матерый нарушитель законодательства. Жилищная инспекция, прокуратура, власти и энергетические компании стеной встанут на защиту капиталистической законности!

А как же так называемый муниципальный жилищный фонд? Тот самый, где в немалом количестве имеется городская собственность? Неужели город, как владелец жилых квадратных метров, возьмет на себя эти расходы? Пока во всяком случае о выделении каких-либо сумм из городского бюджета на обследования и меры энергосбережения жилых домов ничего не слышно. Как не слыхать и о том, чтобы город хоть раз выступил – или помог выступить гражданам – против застройщика, построившего жилой дом, который не может держать тепло.

В общей массе собственников жилья сегодня уже выделился актив. Если хотите – авангард. Это люди, которые и без жестких понуканий, прописанных в законах, делают все возможное, чтобы привести свое жилье в порядок, улучшить его. Их не так уж много. И в последние годы количество их практически не увеличивается. Уж очень сложно живется собственникам. Они обложены со всех сторон запретами и политической волей, мешающей им проявлять собственную волю, а подчас и просто жить. Чего стоит одна только городская установка не отдавать собственникам подвалы, в которых расположены общедомовые коммуникации? Рванет какая-то труба, а в подвал не зайти, там сидит арендатор, которому нет дела до проблем жителей.

На каждом шагу (будь то отношения с государственными структурами или с монополистами) собственникам жилья приходится сегодня отстаивать не только свои права, но даже простую логику. К примеру, городские структуры до сих пор в домах ТСЖ взимают квартплату с нанимателей жилья. Так что в одном доме часть граждан может платить по одним квитанциям, а другая – по другим. Одна часть денег идет на обслуживание дома и оплату коммунальных услуг, а другая – в сторону. И выцарапать эти деньги из городских организаций чаще всего можно только через суд.

Как ни крути, а сегодня для власти собственник жилья кто угодно, только не равноправный участник многотрудной коммунальной жизни. Скорее это досадная помеха, которая то и дело вертится под ногами чиновников, тормозя решение важных государственных задач. Из всего жилищного законодательства на деле собственнику дозволено лишь одно – платить за все и везде. И чем больше, тем лучше.

Ну вот и выходит, что государственные структуры делают все, от них зависящее, чтобы собственник не развивался, не становился на ноги, не набирал силу… Не взрослел! И на такого вот – тщедушного, рахитичного и еще не умеющего ходить – федеральный закон тем не менее возлагает взрослую задачу и взрослую же ответственность за решение застарелых энергетических проблем государства. Так не бывает!

Как было бы здорово – жить в условиях победившей энергоэффективности; быть уверенным, что через полгода в вашем жилище обязательно будет заменена топливная система. А еще через пять лет с помощью нанотехнологий дом начнет отапливать сам себя, а излишки энергии будут использоваться по праздникам для иллюминации. Стоп! Это уже мечты, не имеющие ничего общего ни с реальностью, ни с законом. Впрочем, и законы-то наши становятся все больше похожими на мечту, на благие намерения. А ими, как известно, вымощена дорога в одно очень нехорошее место.


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние записи