Вот как надо писать о советских героях!

Март 6th, 2018

Много ли знают нынешние дети о том, как была завоёвана Великая Победа? Общение со школьниками за последние двадцать лет говорит мне: знают мало и с годами — всё меньше. Причём в головах у них такая каша, замешенная соросовскими учебниками и антисоветскими телесериалами, что тревожно становится за этих мальчишек и девчонок. За будущее нашей Родины тревожно…

Однако большой вопрос: как рассказать маленьким ребятам, едва начинающим осознавать себя и окружающее, о войне, прогремевшей давным-давно? Рассказать не скучно и назидательно, а так, чтобы за живое задело, в душу запало, чтобы поднялись в ней самые благородные чувства. Согласитесь, нелегко. И вот за такую трудную задачу взялся писатель Владислав Бахревский, чья новая книга «Героическая азбука», выпущенная издательством «Московия», сейчас передо мной.

Белое поле и белые автоматы

Скажу сразу: с поставленной задачей Владислав Анатольевич справился блестяще. И секрет успеха мне понятен. У этого автора ярко выраженный талант писателя исторического и детского, одинаково впечатляюще проявившийся в его произведениях советского времени. Так вот, здесь двойной дар писателя Бахревского — воссоздавать очень живо события давно минувших лет и разговаривать с ребятами доверительно, просто, на доступном и увлекательном для них языке — соединился, дав поистине замечательный результат.

Впрочем, к сказанному надо вот что ещё добавить. Для автора Великая Отечественная война — это не просто история, это и его собственное детство, вошедшее, что называется, в плоть и кровь. Ведь самая первая повесть Владислава Бахревского «Мальчик с Весёлого» была о военном детстве, прошедшем на кордоне под названием

Весёлый в рязанских лесах. И хотя главные события войны совершались не здесь, но они и сюда докатывались — через радио, газеты, а подчас и непосредственно, вплотную, что отразилось, например, в таких новеллах новой книги, как «Неизвестный подвиг» и «Белые лыжники». Приведу для примера несколько строк: «Я помню, как сиял снег. Мороз трескучий, солнце с огненной бородой целый день не хотело даже на минутку спрятаться в облака. Смотрело. И я смотрел. Сначала стоя на сугробе, а потом, когда замёрз, в проталину на окне.

Весь день мимо нашего дома по белому полю шли белые люди. Все в белых полушубках, в белых шапках, в белых рукавицах. У них и лыжи были белые, а на груди — белые автоматы.

Шли друг за другом. Один, через несколько минут ещё один, и так с утра и до ночи.

— Сибиряки! — сказала мама.— Теперь немцев погонят».

Это близилось начало перелома в сражении под Москвой, как воспринял его тогда пятилетний мальчик. Ныне сам давно ставший отцом и уже дедушкой, обращаясь к сегодняшним юным, если не пятилетним, то десятилетним, он заключает: «До сих пор радостно: белое поле, солнце и белые люди как удивительный сон. На самом-то деле явь! Белые мои спасители. И ваши. Те лыжники спасли Россию от немцев, а землю от Гитлера».

Потому и горит Вечный огонь

Но это я процитировал страничку из второй главы — «Битва за Москву». А ей предшествует глава «Начало Великой Отечественной войны», откуда юный читатель уже узнал, кто такой Гитлер, почему надо было спасать страну от немцев и какой была тогда наша страна:

«Наша страна раньше называлась СССР — Союз Советских Социалистических Республик. Главой государства был Иосиф Виссарионович Сталин. Республик в СССР было шестнадцать. Самая большая из них — наша Россия…

Адольф Гитлер пришел к власти в фашистской Германии в 1933 году. Фашисты объявили: немцы — самый достойный и великий народ на свете. Ему должны покориться все государства и все народы. В России Гитлер видел врага номер один. Русских, украинцев, белорусов фашисты считали людьми второго сорта. Завоевав Россию, Гитлер планировал сжечь в газовых печах 30 миллионов человек».

Узнав это, мальчик или девочка с гораздо большим пониманием будут воспринимать дальнейший рассказ о том, как сражались советские люди против фашистов, напавших на нашу страну. «Защищали родную землю, — говорит автор, — свои семьи, всех детей страны, будущее Родины, тебя защищали, мой друг».

Возникнет у маленького читателя очень острое ощущение, что именно его защищали. И какой ценой! Когда, например, он представит себя в кузове старой полуторки вместе со сверстниками из детского дома, которых шофер пытается увезти от угрозы наседающего врага. А вражеские мотоциклисты вдруг обошли и появились с тылу. Вот тогда-то случайно оказавшийся здесь солдат, красноармеец с винтовкой и двумя гранатами, скажет шоферу: «Жми! У леса затормозишь. Я спрыгну, а ты опять жми. Задержу!»

Он задержал. Но сам погиб. И остался безымянным героем.

«Сколько их, безымянных, заслонивших собой детей, деревни — саму землю нашу, — замечает автор. — Потому и горит Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены».

Героям возвращают имена

Хотя, конечно, абсолютное большинство героев имеют свои имена. Многих вся страна знала во время войны и потом. Неизвестными они стали для молодых после 1991 года, когда тотально уничтожалось само понятие советского, русского героизма. Бахревский восстанавливает его в конкретных именах, лицах и потрясающих подвигах.

Замысел книги и название ее «Героическая азбука» рождены горячей убежденностью писателя – патриота: нет страшнее беды для государства и для народа, когда люди забывают своих героев. Он стремится одолеть эту беду. Обращаясь к читателю, пишет: «Мой юный друг! Не зная азбуки, читать не научишься. Героическая азбука — о самом главном: о Победе, о народах России от русского, украинца, белоруса до бурята, вепса, якута. Все народы нашей страны в Великую Отечественную войну сложили единое слово — Победа».

И он рассказывает, как это было. Рассказывает о комсомолках-москвичках Зое Космодемьянской и Вере Волошиной, о летчике Петре Покрышеве в небе над Ленинградом, о бесстрашном подводнике Магомеде Гаджиеве — горце из Дагестана и якуте Фёдоре Попове, который в наступлении одним из первых форсировал Днепр и отстоял занятый плацдарм в неравном ночном бою…

Детям всегда особенно интересно читать про своих ровесников. Вот почему в книге так много рассказов о юных участниках боев и сопротивления в тылу врага, а еще — о тех подростках, которые работали на нашу Победу вместе со своими матерями.

«На Гитлера, — замечает автор, — работала вся промышленность Европы. А за станками наших заводов стояли женщины и подростки. Два миллиона пятьсот тысяч рабочих Москвы, Горького, Челябинска, Свердловска, всего Урала и Сибири были юношами и девушками моложе 18 лет».

Автору хочется, чтобы его читатель примерил всё это на себя: а я смог бы? Подносить к станку детали в цехе, или гасить на крыше зажигалки, или идти в разведку…

Это уже политика войны

Одно из достоинств книги в том, что она от частного восходит к большим обобщениям, от военных эпизодов — к судьбоносным стратегическим операциям. Да, да, маленький читатель через увлекательные рассказы получает представление о том, что такое стратегия и тактика войны. В десяти главах отражены все основные битвы Великой Отечественной, действия всех родов войск, рассказано о Маршалах Советского Союза, которые командовали фронтами.

Маршалу Жукову посвящено несколько новелл. Читатель узнает, как маршал Конев спас от разрушения древний польский город Краков, а маршал Толбухин, вступая на землю Болгарии, отдал удивительный приказ: «Границу переходить без единого выстрела. Командиров частей строго предупредить об этом. Артиллерию подготовить к бою, но отвечать только на огонь врага».

Вместо бомб на Болгарию полетели листовки. Работали все радиостанции фронта. «Болгары! — обращался маршал Толбухин к солдатам и к народу. — Красная Армия не имеет намерений воевать с болгарским народом и его армией, так как она считает болгарский народ братским народом. У Красной Армии одна задача: разбить немцев и ускорить срок наступления всеобщего мира».

А вот американские «летающие крепости» сбрасывали бомбы на Софию и на другие болгарские города. Совершала налёты и английская авиация. Не потому, поясняет автор, что здесь стояли немецкие войска, их было очень мало. Бомбили страну, куда вступала Красная Армия. По той же причине американцы уничтожили Дрезден…

Это уже политика войны. И в нее тоже умело вводит автор своих юных читателей.

Словом, во многих отношениях удивительная книга. По-моему, таких еще не было. Настоящая хрестоматия Великой Отечественной, написанная талантливым, умным и сердечным пером.

В Московской области это поняли, издав «Героическую азбуку» Владислава Бахревского небывалым по нынешнему времени тиражом (70 тысяч!) и адресно направив в школы Подмосковья. Для учащихся начальных классов это как раз то, что надо.

Но ведь о войне и Победе должны больше, лучше знать дети и во всех других регионах страны. А дойдет ли туда «Героическая азбука»?


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние записи