В соответствии с духом и буквой закона

Сентябрь 27th, 2017

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В «ВПК» № 12 (2010) на «правовой полосе» приводились юридически выверенные обоснования прав военнослужащих и служащих МО РФ при решении различных социальных проблем. Материалы были подготовлены совместно с Управлением по работе с обращениями граждан Минобороны РФ при содействии профессиональных юристов. Они вызвали живой отклик читателей и массу новых вопросов, в том числе от граждан из СНГ и Балтии. В связи с этим редакция решила продолжить публикацию подобных материалов, имеющих прикладное значение.

ЕСЛИ СЛУЖИЛ В ПРИБАЛТИКЕ…

Пенсионера Министерства обороны Российской Федерации А. Федорова волнует вопрос повышения размера военных пенсий. Он рассказал, что офицерам запаса и в отставке, проживающим на территории прибалтийских государств, размер выплачиваемой пенсии не индексируется из-за высокой себестоимости местной национальной валюты. Федоров просит принять срочные меры и внести соответствующие изменения в действующее пенсионное законодательство Российской Федерации.

Должностными лицами Минобороны России, в компетенции которых находится решение поставленного вопроса, с учетом действующего международного законодательства, а также законодательства Российской Федерации по пенсионному обеспечению указанной категории граждан даны ответы следующего содержания.

Предоставление прав и льгот гражданам, проживающим за пределами Российской Федерации, осуществляется «на основании законодательства тех государств, на территории которых они проживают, и в соответствии с подписанными с этими государствами соглашениями».

В соответствии с Соглашением между правительством Российской Федерации и правительством Латвийской Республики по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров Российской Федерации и членов их семей, проживающих на территории Латвийской Республики, от 30 апреля 1994 года пенсионное обеспечение российских военных пенсионеров из числа офицеров, прапорщиков, лиц, проходивших военную службу по контракту, осуществляется на условиях и по нормам, установленным законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно статье 49 указанного закона Российской Федерации пересмотр пенсий военным пенсионерам, проживающим в государствах Балтии, производится одновременно с пересмотром пенсий военным пенсионерам, проживающим в Российской Федерации, в соответствии с российским законодательством.

Порядок исчисления, пересчета и выплаты пенсий военным пенсионерам на территории Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики установлен постановлением правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года № 335. Согласно указанному постановлению исчисление сумм пенсий в рублях производится в порядке и по нормам, предусмотренным законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, а выплата пенсий осуществляется в иностранной валюте путем пересчета сумм пенсий, исчисленных в рублях, на денежные единицы государств, в которых они проживают, по курсу рубля к иностранным валютам, установленному Центральным банком Российской Федерации на день пересмотра размеров пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, постановлением правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года № 335 введен особый льготный порядок выплаты пенсий военным пенсионерам, проживающим в государствах Балтии.

С целью недопущения снижения уровня социального обеспечения российских военных пенсионеров, проживающих в государствах Балтии, правительством Российской Федерации 2 декабря 1999 года принято постановление № 1328, которое позволило указанным пенсионерам в случае снижения при очередном пересмотре размеров получаемых ими пенсий, исчисленных в латвийских латах, сохранять прежние их размеры.

Кроме пенсий указанным пенсионерам выплачиваются соответствующие пособия, компенсации и другие виды выплат на тех же условиях и в размерах, которые установлены законодательством для военных пенсионеров, проживающих на территории РФ.

В целях обеспечения социальной защищенности пенсионеров из числа военнослужащих и членов их семей, проживающих в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 26 августа 1996 года № 1006 военным пенсионерам, проживающим в Латвийской Республике, возмещаются расходы по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 42 лат.

При этом в Российской Федерации многие военные пенсионеры при прочих равных условиях льгот по оплате жилья и коммунальных услуг не имеют.

Соглашением между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством благосостояния Латвийской Республики о порядке возмещения расходов на медицинское обслуживание военных пенсионеров Российской Федерации, проживающих на территории Латвийской Республики, от 15 декабря 1995 года предусмотрено, что Латвийская Сторона обеспечивает беспрепятственное оказание всех видов медицинской помощи военным пенсионерам в медицинских учреждениях Латвийской Республики, имеющих договорные отношения с больничными кассами или находящихся в ведении Министерства благосостояния Латвийской Республики, в порядке и на условиях, предусмотренных для пенсионеров Латвийской Республики.

При этом военным пенсионерам Российской Федерации по медицинскому обслуживанию предоставляются такие же льготы, которые предусмотрены законодательными и нормативными актами Латвийской Республики для пенсионеров Латвийской Республики.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Соглашения от 30 апреля 1994 года Российская Сторона и Латвийская Сторона не препятствуют военным пенсионерам и членам их семей в обмене занимаемой ими жилой площади на жилую площадь лиц, проживающих в Российской Федерации или в Латвийской Республике.

Устанавливать более льготные условия для лиц, проживающих в Латвийской Республике, чем для военных пенсионеров, проживающих в Российской Федерации, действующим законодательством не предусмотрено.

ИЗ УЗБЕКИСТАНА – В РОССИЮ

Гражданин К. Смирнов был уволен с военной службы приказом министра обороны Узбекистана в 1997 году. С 1998-го он стоял в очереди на жилье в администрации Саратова, но там ему отказали в получении государственного жилищного сертификата. После этого он обратился к министру обороны Российской Федерации с просьбой обеспечить его и членов семьи жилым помещением на территории Российской Федерации.

С аналогичной просьбой в Минобороны России обращаются граждане, уволенные с военной службы, и из других стран СНГ. При этом они ссылаются на тот факт, что начинали службу в Советской армии, а после увольнения избрали местом жительства Российскую Федерацию.

Всем заявителям, которые обращаются с подобными вопросами, должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации на основании норм действующего международного законодательства даются ответы следующего содержания.

Вопрос обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы после 31 декабря 1994 года из стран СНГ, ранее рассматривался Экономическим судом СНГ и Министерством труда Российской Федерации (письмо от 28 января 2003 г., № 574-ГК).

Консультативным заключением Экономического суда СНГ от 11 декабря 2002 года № 01-1/4-02 сделаны следующие выводы. Во-первых, право на обеспечение жилой площадью военнослужащих, ранее состоявших на военной службе в Вооруженных Силах СССР и продолживших службу в вооруженных силах государств – участников СНГ, а затем уволившихся с военной службы и переехавших на территорию одного из государств СНГ на постоянное жительство, гарантируется Соглашением от 28 марта 1997 года, а именно – предоставлением таким лицам прав на обмен, продажу жилого помещения, в котором они проживали, включая жилье в ведомственных домах и приватизированное жилое помещение.

Однако Соглашение в этой части признали только четыре государства – члена СНГ (Республика Армения, Республика Беларусь, Киргизская Республика и Республика Таджикистан). Что касается правовых гарантий обеспечения указанных лиц жилым помещением со стороны государства места прохождения ими службы, то в этой части Соглашение действует только в отношении Киргизской Республики и Республики Таджикистан и предполагает наличие между ними специальной договоренности.

Во-вторых, Соглашение между государствами – участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, участниками которого является большинство государств – членов Содружества, за исключением Республики Молдова и Грузии, не регулирует вопрос об обеспечении жилыми помещениями лиц, уволенных с военной службы, государством места их постоянного проживания. Соглашение только подтверждает их право проживать в занимаемых ими помещениях.

Учитывая изложенное, в настоящее время все граждане, уволенные из вооруженных формирований государств – участников СНГ, и члены их семей при переезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации органами местного самоуправления на общих основаниях.

КОГО СЧИТАТЬ ВЕТЕРАНОМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Гражданин С. Ремизов в 1968 году проходил службу на территории Чехословакии. В своем обращении к министру обороны Российской Федерации он просит рассмотреть возможность признания его ветераном боевых действий и выдачи соответствующего удостоверения в соответствии с федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Подобные вопросы поднимаются достаточно часто. При этом в последнее время граждане все активнее требуют внесения изменений в утвержденный федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее – Перечень).

Принимая во внимание нормы действующего законодательства РФ, должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации даются ответы следующего содержания.

Сообщается, что статус ветеранов боевых действий установлен федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии со статьей 3 данного закона к категории ветеранов боевых действий относятся, в частности, военнослужащие, направленные в другие государства органами государственной власти СССР и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к указанному федеральному закону.

Согласно указанному Перечню в Чехословакии части Советской армии боевые действия в 1968 году не вели, что исключает возможность установления личному составу этих частей статуса ветеранов боевых действий.

Из приобщенной к письму справки Центрального архива Минобороны России следует, что гражданин Ремизов в 1966-1969 годах проходил службу в войсковой части полевая почта 03210, дислоцированной на территории Чехословакии. Личному составу этой части, участвовавшему в выполнении интернационального долга по защите социалистических завоеваний в Чехословакии, приказом министра обороны СССР от 17 октября 1968 года № 242 была объявлена благодарность. Сведений об участии Ремизова в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в представленных документах не содержится.

В связи с изложенным для установления статуса и предоставления гражданину Ремизову мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов боевых действий, оснований не имеется.

Сообщается, что в соответствии с поручением правительства Российской Федерации от 30 ноября 2009 года № АЖ-П4-6977 вопрос распространения статуса ветерана боевых действий на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, выполнявших задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в зонах вооруженных конфликтов в 90-х годах прошлого столетия, в настоящее время находится на согласовании в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти. В частности, Министерством обороны Российской Федерации в Минздравсоцразвития России направлены предложения о внесении соответствующих дополнений в раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к федеральному закону «О ветеранах»).

В случае принятия соответствующего федерального закона и его официального опубликования необходимые указания будут доведены до военных комиссариатов.

ДЕНЕЖНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ ИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТДЫХ

Довольно актуальным является также вопрос выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха. Так, гражданин А. Котов обратился к министру обороны Российской Федерации с предложением рассмотреть возможность внесения изменений в федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Принимая во внимание нормы действующего законодательства Российской Федерации, по данному вопросу с учетом поручения правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 года № СИ-П4-6932 должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации давались ответы следующего содержания.

В целях реализации пункта 3 статьи 11 федерального закона «О статусе военнослужащих» в части установления порядка и условий выплаты военнослужащим денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха министром обороны Российской Федерации 14 февраля 2010 года подписан приказ № 80 «О порядке и условиях выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха».

Приказом установлена выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвовавшим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха денежной компенсации за каждые положенные дополнительные сутки отдыха исходя из оклада денежного содержания военнослужащего (оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию).

После государственной регистрации в Минюсте России этого приказа он в установленном порядке будет доведен до войск (сил) для реализации.

ПАМЯТНИК ЗАЩИТНИКУ ОТЕЧЕСТВА

Кроме вышеназванных проблем требует также скорейшего разрешения и вопрос, касающийся правил установки надгробных памятников на могилах участников Великой Отечественной войны, умерших ранее 12 июня 1990 года.

Отец гражданки 3. Козловой, участник Великой 
Отечественной войны, умер в 1981 году. Она обратилась к министру обороны Российской Федерации с просьбой установить надгробный памятник на его могиле.

Принимая во внимание нормы действующего законодательства Российской Федерации, по данному вопросу всем заявителям, которые обращаются в Минобороны России с аналогичным вопросом, должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации даются ответы следующего содержания.

Законом Российской Федерации от 22 января 1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих» было установлено, что расходы, связанные с погребением военнослужащих и приравненных к ним лиц, изготовлением и установкой надгробных памятников, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации и других министерств и ведомств Российской Федерации, в войсках которых погибшие (умершие) защитники Отечества проходили военную службу (военные сборы), в соответствии с нормами, установленными правительством Российской Федерации.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 января 1993 года № 4339-1 «О порядке введения в действие закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» закон был введен в действие с 1 января 1993 года.

В соответствии с указом президента Российской Федерации от 3 марта 2007 года № 270 «О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы» гарантии государства по изготовлению и установке надгробных памятников дополнительно распространены на военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы, которые погибли (умерли) в период с 12 июня 1990 года – дня принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации – по 31 декабря 1992 года включительно.

Для расширения круга лиц, которым возможны изготовление и установка надгробных памятников за счет средств федерального бюджета, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны, умершим ранее 12 июня 1990 года, потребуется внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации по данному вопросу, что повлечет за собой значительное увеличение расходов федерального бюджета. При этом потребуется тщательная проработка финансово-экономического обоснования законопроектов в части подготовки расчетных данных о требуемых дополнительных бюджетных средствах, необходимых федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим оплату расходов на изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) защитникам Отечества. Для этого необходимо определить конкретную дату вступления в силу рассматриваемой социальной гарантии государства. Учесть, что статус участника был официально введен только в 1978 году. В случае установления этой даты ранее 1978 года заявителям будет необходимо получить в архиве подтверждение об участии их покойных родственников в Великой Отечественной войне.

В настоящее время оплата расходов по изготовлению и установке надгробных памятников на могилах защитников Отечества в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 460 осуществляется в размере до 20 000 рублей.

В среднем за год Министерством обороны Российской Федерации производится оплата расходов по изготовлению и установке надгробных памятников на могилах 130 000 умерших защитников Отечества.

Олег ФАЛИЧЕВ


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние записи