В Белоруссии начинается “раскулачивание”?

Март 24th, 2018

В течение двух суток соседняя республика находилась в панике, а представители бизнеса всех уровней парализованы шоком. Совет Министров Белоруссии Постановлением №991 запретил посредническую деятельность. Скорая корректировка постановления и последовавшая приостановка действия подтверждают тезис – власти республики не имеют плана антикризисных мер и скатываются в необдуманные бросания из одной крайности в другую.

Суть шокировавшего Белоруссию постановления сводится к запрету закупок любого рода товаров у кого-либо, кроме как у непосредственного производителя, либо его официального торгового представителя. Вступление в силу столь своеобразного документа объяснялось необходимостью борьбы с кризисом, а именно – избавиться от бремени «откатов» и посредников.

Предприниматели усмотрели в этом попытку государства подмять под себя всю посредническую торговлю в стране. Необходимо обратить внимание, что правительство Лукашенко и раньше пыталось заставить всех рыночных торговцев закупать на государственных складах импортный ширпотреб, а все импортируемые подержанные автомобили продавать через государственные же склады.

Наибольшее потрясение испытали представители розничной торговли. Возникла необходимость заключить прямые договоры на поставку сотен тысяч товаров за несколько суток. Если даже для крупной торговой сети это было бы очень длительным и ресурсоемким процессом, то для владельцев мелких магазинов, осуществляющих закупки на оптовой базе, быстро организовать столь объемный документооборот просто нереально. И бессмысленно.

Через сутки премьер-министр, подписавший постановление, попытался смягчить тяжесть последствий, сообщив, что действие документа распространяется только на предприятия государственной формы собственности. Отступление частично успокоило частных торговцев, но в Белоруссии доминируют государственные предприятия.

Время для принятия постановления было выбрано правильно. Александр Григорьевич на президентском «Боинге» возил сына Николая посмотреть на горное озеро Иссык-куль, в то время как сам Батька будет набивать себе цену на неформальном саммите ОДКБ. В случае широкого резонанса можно будет обвинить во всем министров и щедрым жестом отменить постановление. В ином случае, появился бы повод заявить: правительство работает как часы даже в отсутствие патрона.

Спасителем на белом коне на радость всем выступил, в соответствии с заготовленным сценарием, вернувшийся Лукашенко. Поругав неразумных министров, Александр Григорьевич повелел отменить постановление, что и было мгновенно исполнено. Бояре плохие, царь хороший – классика жанра. Жители воздохнули облегченно, однако вопрос «Что это было?» остается актуальным.

Попытки найти причину во внутренних интригах и столкновении интересов различных министерств и ведомств беспочвенны. Во-первых, решения такого уровня в авторитарной Белоруссии не могут быть приняты без одобрения президента. Во-вторых, ситуация вполне укладывается в логику действий Лукашенко.

Александр Григорьевич встретил кризис с пустыми карманами, промотав доходы от нефтяного оффшора на создание видимости процветания в республике. Дутые цифры роста ВВП пытались подпереть строительством пафосных социальных и спортивных объектов, и проведением бесконечных помпезных праздников. Будучи уверенными, что кризис закончится весной 2009 года, вся деятельность руководства страны была сфокусирована на сохранении темпов промышленного производства. Зимой Белоруссия погрузилась в пучину протекционизма. К лету 2009 года на складах страны скопилось никому не нужных товаров на 3 миллиарда долларов США, огромная сумма для страны. В доступе к госзаказу России было отказано из-за дискриминации российских товаров на белорусском рынке, а на рынках за пределами СНГ белорусская продукция и раньше не пользовалась популярностью. Даже истеричные призывы Батьки в июне текущего года торговать «десятью тракторами, одним комбайном, по чайной ложке сахар возить», адресованные министрам, не изменили положения.

Потребность в деньгах стала идефикс для Лукашенко, а единственным донором режима остался МВФ. Возможным выходом для страны могли бы стать фундаментальные реформы и приватизация, но это крайние меры. Во-первых, потеря контроля над предприятиями грозит потерей влияния на граждан. Во-вторых, и это важнее, конечным претендентом на контроль над белорусскими предприятиями является российский бизнес, но увеличение зависимости от России пугает Александра Григорьевича еще больше, чем потеря электоральных просторов. Будучи сторонником малоэффективных, но простых решений, не найдя денег за пределами страны, Лукашенко сделал самое очевидное для него – найти объект для «раскулачивания» внутри страны.

Именно так поступили белорусские власти в 2006 году, изъяв прибыль успешных предприятий в пользу подконтрольного президенту фонда. В 2007-2008 году наступила очередь целого класса мелких предпринимателей, которых вынудили реорганизовать бизнес с целью увеличения налоговой нагрузки. Раскулачить в 2009 году оптовую торговлю? Никто не сомневается, что на роль вчерашних посредников будут предложены государственный структуры, читай структуры Лукашенко. Вызовы новые, решения старые.

Несмотря на то, что глобальный экономический кризис носит системный характер, власти Белоруссии по-прежнему пытаются ограничиться локальными мерами, не имея стратегического плана борьбы с кризисными явлениями. Подобная тактика чревата утратой конкурентных позиций в связи с неминуемым посткризисным перераспределением рынков, но так далеко Александр Григорьевич не заглядывает. Главное – пережить кризис и не потерять власть. Победителя, по традиции, судить не будут.


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние записи