Три пути для Украины
Июнь 30th, 2018
Главный вопрос приближающихся выборов президента Украины заключается не столько в том, кто из политических лидеров займет высший пост, сколько в том, кто сумеет обеспечить преодоление существующего раскола и выразить доминирующие в стране настроения.
Кто именно будет президентом, уже почти ясно. Янукович, при всех его минусах и разочаровании в нем, явно опережает остальных. Сегодня он имеет, по данным ФОМ-Украина, 27 % сторонников от общего числа избирателей.
Само по себе это немного. Но остальные слишком отстают от него. Самый энергичный и, казалось бы, сильный и талантливый политик Украины, Юлия Тимошенко имеет лишь 16 %, Арсений Яценюк – 9 %. На четвертом место Петр Симоненко с 4 %, на пятом – нынешний президент с 2 %.
То есть, все остальные претенденты из первой пятерки хотя и имеют 31 % против 27 % Януковича, но никогда не выступят единым фронтом: очевидно, что 4 % коммунистических голосов Симоненко так или иначе достанутся во втором туре лидеру бело-голубых, а не Тимошенко.
Тогда Янукович может рассчитывать на 31 % голосов против максимум 27 % суммы голосов остальных членов пятерки.
Конечно, кроме голосов этих претендентов есть еще 6 % намеренных голосовать за других кандидатов, 15 % намеренных проголосовать против всех, 7 % не намеренных идти на выборы и 14 % не определившихся с выбором. Эти голоса могли бы во втором туре кардинально изменить картину.
Однако, судя по имеющимся данным, второй тур также сулит успех Януковичу. Ясно, что в нем последнему суждено встретится с Тимошенко, а при таком выборе он набирает 37 %, она – 26 % голосов. 22 % обещают проголосовать против обоих, 7 % – не пойдут голосовать, 8 % – пока не определились. Если даже вся последняя группа, вопреки вероятности, вдруг решит поддержать нынешнего премьера, сумма полученных ею голосов составит лишь 35 % против 37 % бело-голубых и красных.
Но эта победа, скорее всего, поставит перед Януковичем новые проблемы. И дело даже не в том, что ситуация в Верховной раде так и останется не определенной. Тут, скорее всего, можно ожидать перехода заметной части “Нашей Украины” в лагерь победителя.
Главное проблема – это то, что Украина по-прежнему останется разделенной.
Успех Януковича основывается на его высоких рейтингах на востоке и юге страны. Однако он заметно уступает Тимошенко не только на западе – 17 % против 38 %, но и в центре – 24 % против 37 %. Если центр и примет результаты общереспубликанского голосования, то запад явно будет всячески проявлять свою нелояльность новому президенту.
Последнему предстоит выбрать один из трех вариантов послевыборного развития страны. Первый – вступить на путь постоянных конфликтов, обречь себя на противостояние западенщине вплоть до ее отделения. Впрочем, это не худший вариант – он дал бы Украине возможность вступить в полосу относительно спокойного развития с опорой на промышленность восточных районов. При этом, скорее всего, Закарпатье (возможно, не только оно) все равно осталось бы с Украиной. Проблема западных территорий была бы оставлена на будущее, тем более, что кроме головной боли западенщина сегодня ничего Украине не дает: она представляет собой запущенные регрессивные области, не имеющие значимого экономического потенциала.
Самым интересным вариантом было бы вообще позволить западенщине войти в состав Польши. Тогда наводняющие ее бандеровцы занялись бы тем, с чего они, собственно, и начинали – “борьбой против польского владычества”. Хотя очевидны и минусы подобного парадоксального решения.
Второй вариант, к которому обычно тяготели украинские президенты, избиравшиеся голосами востока, – это путь уступок западенщине и предательства интересов собственных избирателей. Тогда республике будет обеспечен новый “кучмовский” период с постоянным лавированием власти, с постоянными протестами запада против недостаточной “западности” руководства страны, и юго-востока страны – против предательства его интересов.
Но теоретически возможен и третий вариант, который тоже может показаться достаточно парадоксальным.
Украина действительно расколота по многим вопросам. В частности, по отношению к лидерам и языку. Но есть вопросы, по которым она, как ни странно, практически едина. Например, по отношению к России. О своем положительном отношении к последней в октябре этого года заявил 91 % украинцев, об отрицательном – лишь 6 %.
Парадокс в том, что если раскол Украины проходит по линии социокультурного, цивилизационного самоопределения запад-восток, то конкретно по отношению к России его нет. Положительное отношение к ней абсолютно – даже на западенщине число относящихся к ней отрицательно не образует большинства.
Схожая картина и по вопросу о принципах взаимоотношений между двумя государствами. Лишь 8-11 % населения считает, что “отношения России с Украиной должны быть такими же как с другими государствами – с закрытыми границами, визами, таможнями”. За объединение в одно государство выступает от 19 до 23 % населения – в два раза больше. За то, что “Россия и Украина должны быть независимыми, но дружественными государствами – с открытыми границами, без виз и таможен” выступает 67 %. То есть ту или иную форму реинтеграции двух стран поддерживает 90 % населения Украины.
Эта же тенденция подтверждается и данными об отношении граждан к вступлению в НАТО, к ЕС и к созданию союзного государства с Россией и Белоруссией. Например, затею со вступлением в НАТО поддерживает лишь 17 % украинцев, тогда как 63 % выступают против. Выбирая же между Европейским союзом и российско-белорусским, Украина отдает 24 % голосов за вступление в первый, и 55 % – во второй.
Поэтому третий путь для украинского президента – это последовательная реализация курса на развитие союза с Россией, при официальном закреплении двух государственных языков и, возможно, введении определенных элементов автономизации регионов.
Как ни парадоксально, но стабильность на Украине и ее целостность могут быть обеспечены только в том или ином союзе с Россией – просто потому, что этого хочет подавляющее большинство украинцев. И демократичность Украины надо оценивать не по уровню свободы политического хулиганства, а по тому, насколько способной окажется власть республики выразить эти ожидания народа.