Столичные психологи учат родителей общению с детьми

Октябрь 1st, 2017

Необычный проект “Детская площадка” придумали специалисты московского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних “Отрадное”.

Тут работает пока единственное на Москву отделение ранней профилактики семейного неблагополучия. И все жаркое лето психологи и социальные педагоги центра выходили на детские площадки. На первый взгляд, это были игры с малышами. Но главным объектом внимания специалистов были мамы и папы, гулявшие с малышами.

По сути, психологи организовали под открытым небом курсы для молодых родителей, обучая их находить с детьми общий язык.

Вместе с психологами на детскую дворовую площадку вышел корреспондент “РГ”.

Играем все!

В 10 часов утра, захватив из центра коробки с развивающими играми, мячи, приспособления для пускания мыльных пузырей, направляемся в соседний двор. Тут обычная детская площадка с качелями, горкой и разноцветным железным жирафом.

Психолог Нелли Ионова и социальный педагог Юля Иванова, никого не созывая в круг, сами начинают пускать разноцветные пузыри. И тут же на площадку потянулись мамы с детьми.

“Маша, да ты сегодня со своими пузырями?” – спрашивают организаторы малышку с косичками. Та гордо кивает. О занятиях родители узнают в детских поликлиниках или в центрах социального обслуживания населения. Некоторые стали уже завсегдатаями площадок, как Ксения Выборная с дочкой Машей двух с половиной лет, Ирина Климова – мама шестилетнего Миши и четырехлетнего Никиты. Они сразу же подключаются к играм.

Новички – и мамы, и дети – пока наблюдают. Одна из родительниц интересуется: “Это вы занимаетесь с детьми?” – “Мы занимаемся с родителями”, – отвечают ей.

Психологи – не массовики-затейники. Их задача – выявлять и корректировать отношения в семье, которые зависят исключительно от взрослых. Поэтому родителям не удастся отсидеться в сторонке. Они тоже встают в круг.

На траву вываливают десятки ярких игрушек – и все собирают урожай, выискивая знакомые фрукты и овощи. Маша складывает в большую корзину ананас, ее мама – яблоко, Никитка – огурец, а его мама – банан… Так в игровой форме ребята получают полезные знания, а родители постигают науку общения с детьми. Когда на траве ничего не осталось, перешли к песочнице. Тут разложили картинки с узорами, на которые клеем наносили песок. Потом играли в футбол. В общем, скучать не пришлось.

На каждый выход сотрудники центра стараются составить отдельный сценарий. Иногда он зависит даже от погоды. В жару, например, выносили столик с углублением для воды, где плавали ракушки и игрушечные рыбки, которых все весело вылавливали из воды.

– В смог, когда нельзя было гулять на улице, – говорит Ирина Климова, – я тоже наливала в тазик воду, высыпала пакетик с ракушками из Азовского моря – тем и спасались. Теперь я знаю много игр, которыми можно увлечь детей. А главное – на площадке в любой момент можно обратиться к специалистам за советом. Мои мальчишки, например, приносят из детсада плохие слова. Как поступать?

Психолог объясняет: “Ничего страшного. Главное – не заклиниваться на этом. Если поднять шум, запретить, тем самым можно вызвать излишний интерес. Надо просто объяснить, что слова плохие, их лучше не употреблять”.

Ксения Выборная тоже пришла к выводу, что совместные игры пошли на пользу Маше. Она уже не капризничает, как прежде, да и маме стало спокойнее.

– Не каждый родитель пойдет на прием к психологу, – говорят сотрудники центра. – А на площадке, между делом, многие задают вопросы. Например, как отучить малыша от соски или от горшка. Многие расспрашивают про особенности “трудного” возраста, который случается и в год, и в три… Причина не в детях, а в их родителях. И мы им это объясняем.

Тут рассказывают про одного папу, который повинностью считал прогулки с детьми (“Пустая трата времени!”), а потом всерьез увлекся играми. Жена даже явилась посмотреть, что же так влечет его на площадку. А ему вдруг стало интересно со своими детьми.

Пять минут внимания

Что натолкнуло психологов центра “Отрадное” на мысль выйти “в народ”, к мамам и папам?

– Молодые родители делают много ошибок, сами того не осознавая, – говорит заведующая отделением ранней профилактики семейного неблагополучия Ирина Вшивкова. – Часто смотришь: вышла мама с ребенком во двор, его – в песочницу, сама села на скамейку и за мобильный телефон. А ребенку одному не интересно играть. Он капризничает. Родительница раздражается. “Сейчас отведу домой”. В общем, конфликт налицо.

А мама должна быть рядом. Желательно – на расстоянии вытянутой руки. То есть, с одной стороны, надо предоставить ребенку самостоятельность, а с другой – в любой момент уберечь от опасности или неправильного поступка. Вот он набрал горсть песка и замахнулся на ровесника. Можно успеть перехватить ручонку. Потому что на окрик он не остановится.

Ребенок так устроен: если начал действие, он его завершит. Поэтому эти действия надо предупреждать, объяснив, что другому мальчику будет больно. И не надо без конца одергивать: не лезь, не ходи, упадешь, нос разобьешь… Гиперопека не приведет ни к чему хорошему.

Бывает, ребенок заигрался, не реагирует на мамины слова. Та сразу хватается за голову: “Он меня не слушается”. А он просто не слышит. Его мозг занят игрой, он трудится.

Знаете, что для ребенка сделать три куличика из песка – это все равно что для папы вскопать грядку? Он тоже устал. Если дотронуться до плечика и позвать по имени, он сразу обратит на вас внимание.

Сколько раз мы наблюдали: ребенок не хочет уходить с игровой площадки, упирается. Мама тащит его за воротник, иногда в сердцах и шлепнет. В итоге – истерика у обоих. Мы учим избегать таких ситуаций. Ребенка надо заранее предупреждать. Минут за 10. Причем объяснить, почему пора домой. Например, так: нам надо в магазин за продуктами, потому что папа скоро придет с работы, потом проведаем дворовую собачку со щенятами, а потом будем обедать. И еще раз напомнить через некоторое время. Не сомневайтесь: малыш, осведомленный о дальнейших интересных планах, спокойно отправится с вами.

По словам заведующей, неблагополучные семьи видны сразу. Вот малыш не устоял, шлепнулся в лужу, а мама в крик, да еще нашлепала. Он заревел. Вряд ли у них потом сложатся доверительные отношения.

Как мы разговариваем с ребенком – таким он и вырастет. Конечно, психологи не вправе лезть с советами, но тем не менее они подходят к горе-родительнице, предлагают свою помощь. Хотя некоторые принимают это в штыки. Если нетрезвая мама пьет пиво на лавочке, а ребенок в коляске надрывается от крика, то психологам остается одно: сигнализировать в органы опеки. Такой ребенок уже сейчас нуждается в помощи государства.

Компетентно

Ирина Вшивкова, заведующая отделением ранней профилактики семейного неблагополучия:

– С детьми надо общаться. И никакие ссылки на занятость не оправдывают родителей. На самом деле ребенку достаточно всего пяти минут внимания, но пристального, когда он видит, что мама или папа – полностью его. Поэтому, придя с работы, какими бы уставшими вы не были, посидите пять минут рядом с ребенком, обнимите его. Потом можно заниматься своими делами. Но контакт с ребенком уже есть. Простая вещь, но дойти до этого сложно.

Кстати

В центре уже сделали зимние сценарии для “Детской площадки”. Зимних игр существует не меньше, чем летних. Можно даже просто рисовать на снегу. Опыт “Отрадного” уже подхватили специалисты центров социального обслуживания населения во всех районах Северо-Восточного округа, да и других. С ними провели семинар. Начали проект с 5 площадок – дошло до 24.

Уже подготовлена новая программа для детей с ограниченными возможностями “Лучший шанс”. В центр давно ходят семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Осталось найти специализированную площадку. Этим детям нужны другие игры, но главное – научить родителей здоровых детей не бояться больных. А дети всегда между собой подружатся.


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние записи