Стандарт ЖКХ — подсказка для собственника
Август 5th, 2017
Мучительный и неоднозначный процесс реформирования жилищно-коммунальной сферы медленно, но продвигается. Одна из его частей – объединение управляющих жилыми домами компаний, освобожденных от чрезмерной государственной опеки, в самоуправляемые организации (СРО). Большинство простых обывателей с трудом вникают в смысл этих понятий и от аббревиатуры СРО ничего хорошего не ждет. Между тем, московские «домуправы» уже вовсю объединяются в СРО, и для них в недрах столичной администрации составляются городские стандарты по выполнению работ в сфере ЖКХ. Корреспондент «Росбалта» пообщался с руководителем авторского коллектива, начальником отдела реформирования Управления технико-экономического регулирования отрасли Департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы Татьяной Баранчеевой.
– Татьяна Вадимовна, что за документ рождается в недрах вашего отдела?
– Мы готовим, по сути, методические рекомендации для самоуправляемых организаций, и готовим их по просьбе самой крупной из столичных СРО.
– Сразу вопрос: это как-то связано с тарифами на услуги ЖКХ?
– Нет. Тарифы определяются Жилищным кодексом. Наши стандарты к тарифам отношения не имеют, они регламентируют качество работ – ремонтных и т.д.
– Уже легче. Тогда расскажите, что это система такая – СРО, и в каком она пребывает состоянии?
– Суть дела в том, что управляющие компании, которые обслуживают жилые дома, у нас еще с прошлого года освобождены от лицензирования. Государство отказалось от неэффективного механизма, который давал только множество избыточных проверок.
Но у свободы есть и темная сторона – опасность обмана неопытных жильцов недобросовестными компаниями. Мы стали собственниками и должны содержать свои дома самостоятельно. К сожалению, жильцы – обычные люди, которые очень часто не владеют ситуацией и натыкаются на недобросовестных «партнеров».
А речь идет об очень немалых суммах, и когда вам управляющая компания тяп-ляп сделает ремонт, то, даже если вы с ней расторгнете договор, ваши деньги вам уже никто не вернет. Единственным защитником жильцов со стороны государства в данном вопросе является жилищная инспекция, которая каждый свой шаг должна согласовывать с прокуратурой. Время на эти процессы расходуется колоссальное, и это в самом лучшем случае.
Поэтому жильцов надо как-то защищать. Вот, апробированным в развитых странах механизмом этой защиты и являются СРО. Компании добровольно объединяются в такую некоммерческую структуру, которая пользуется авторитетом у населения. А главное – СРО имеет специальный компенсационный фонд, которым она отвечает по искам жильцов к своему члену-компании. К недобросовестным компаниям СРО имеет право и возможность принять меры, «разобраться в своем кругу профессионалов».
Таким образом, СРО – это такой механизм для контакта с государством с одной стороны, и с жильцами – с другой. От государства СРО получает свидетельство о допуске к деятельности. А для жильцов это гарантия определенного качества услуг и возможность пожаловаться.
– Наше население пока, наверно, еще не успело наделить какие-либо СРО авторитетом. Сколько вообще в Москве таких самоуправляемых структур?
– В нашей отрасли ЖКХ уже образовано немало СРО практически во всех отраслях – управление домами, капитальный ремонт, энергосервис и т.д. Есть и общегородской совет по взаимодействию со СРО, который возглавляет заместитель мэра Юрий Росляк.
Что касается управления домами, то по Москве насчитывается около 200 управляющих компаний. Они очень разные – от обычных реформированных ДЕЗов, которые управляют целыми районами, до мелких частных, недавно образованных. И вот, львиная доля – более 80 управляющих компаний – объединены в одну большую СРО, которая называется «Некоммерческое партнерство «Объединение организаций в области профессионального управления недвижимостью «Гарантия», или просто СРО НП «Гарантия». Остальные управляющие компании объединены в меньшие СРО или пока не объединены вообще.
Так вот, руководство НП «Гарантия» уже обратилось к нам с просьбой составить для них такие стандарты по качеству работ, чтобы им было лучше ориентироваться.
– И они будут обязаны это исполнять?
– Нет. Свои стандарты СРО устанавливают для себя сами. А потребитель вправе смотреть – и выбирать для себя тех партнеров, которые придерживаются лучших стандартов. Но это достаточно сложно на практике. Мы бы хотели все же, чтобы требования к той или иной деятельности были едины. А то это может плохо кончиться.
И в этом плане, как видим, крупнейшая из СРО разделяет наше мнение и сама к нам обратилась за помощью. Где-то в ближайший месяц мы должны с этим документом управиться.