Социальная напряжённость. Поможет нам Бог?

Июнь 3rd, 2018

Во второй половине 2010 года социальное напряжение в российском обществе значительно возросло. С уверенностью можно сказать, что и российская власть, и народ стали активнее искать способы решения своих проблем. Власть пытается сбить накал страстей в обществе. Общество, в свою очередь, предпринимает попытки решить свои насущные проблемы. Причём налицо отсутствие какой бы то ни было эффективной программы действий как у одной стороны, так и у другой.

Власть пытается идти на полууступки-полуреформы, в которые граждане абсолютно не верят. В тоже время народ пытается полуобъединиться и полуопределиться с лидерами и движущими идеями, в которые также абсолютно никто не верит. Есть ли вообще выход из создавшейся ситуации? Существует ли единственно верное решение, при котором Россия сможет сохранить и систему государственной власти, и решить многочисленные острейшие проблемы общества?

Во времена социальных потрясений и смут возрастает интерес человека к религии. Это нормальная реакция человеческой природы – искать вокруг себя источник сверхчеловеческой силы, которая сможет навести порядок в ситуации, которую не может урегулировать сила обычного человека. Россияне, являясь в подавляющем большинстве атеистами, тем не менее, в условиях нарастания напряжённости в обществе стали активнее задаваться вопросами о Боге. Если посмотреть статистику поисковых запросов на Яндексе по ключевым словам «бог» и «дьявол», то сразу станет ясно – в связи с ростом напряжения в обществе русские стали гораздо активнее искать Бога.

Несомненно, что для образованного и не верящего в Бога человека поиск методов разрешения социального конфликта в религии – дело пустое и бессмысленное. Но, может быть, атеистам следует признать, что многие века сознание русских формировалось именно православием? И, даже если Бога не существует (в чём я лично очень сомневаюсь), то сознание россиян в значительной мере предопределено именно православным взглядом на разрешение социальных конфликтов. Тогда, может быть, поискать причины социального конфликта и методы его разрешения в религии?

На самом деле, найти путь разрешения социального конфликта в России, без ввергания страны в хаос бунта и без его противоположности – полицейской диктатуры, может только человек с истинно религиозным мировоззрением. Давайте на минуту представим, что Вы, уважаемый читатель, не атеист. Каким бы образом Вы, как религиозный человек, ответили бы на извечный вопрос – «Кто виноват? Что делать?».

Кто виноват? Взгляд религиозного человека.

Каждый религиозный человек знает, что причиной любого конфликта, и межличностного и социального, является преступление одной из сторон норм морали и нравственности против другой. Или, проще говоря, конфликт возникает тогда, когда одна из сторон убивает, ворует и лжёт другой стороне. Если внимательно посмотреть на реакцию российского общества на события в Кущёвской, на избиение Кашина, на убийство Свиридова, на бардак в «Домодедово» и «Шереметьево», то явно прослеживается нематериалистическая, религиозная подоплёка народного возмущения. Возмущение россиян основывалось не на материалистическом, марксистском подходе, который причиной социальной напряжённости объявляет борьбу классов за получение большей доли в общественном богатстве. Граждане возмутились потому, что власть перешла все моральные нормы и правила. Поэтому причина растущей социальной напряжённости в России – это нарушение властью нравственных законов не убей, не воруй, не лги.

Что делать? Взгляд религиозного человека.

Религиозный человек имеет своеобразные методы борьбы с аморальностью и безнравственностью. Все они базируются на одном принципе – зло в другом человеке нельзя победить, убив его или убрав его с глаз долой. Зло в сердце чиновника можно победить только добром, но никак не убив его или отправив в места не столь отдалённые. Причём добро при таком подходе не является чем-то мягким и пушистым. Добро, в борьбе с аморальностью, ещё твёрже и неумолимее, чем пистолет или карцер. Но оно, всё-таки, остаётся добрым, хотя и похоже на меч (Не мир я принёс вам, но меч. Иисус Христос).

Те методы, которыми религиозный человек борется с аморальностью, содержат в себе неумолимую, всевластную и полную любви силу Бога. Именно поэтому эти средства жёстки, всесильны, но не убийственны. Все они сводятся к одному простому действию – публичному признанию своего преступления против морали, извинению за свой проступок и возмещению ущерба пострадавшим от безнравственности.

Психолог Дэн Арэйли (Dan Ariely) провёл впечатляющий своей незатейливостью эксперимент. В кафе подсадной актёр просил первых попавшихся людей выполнить простенький, пятиминутный письменный тест. Причём актёр обещал заплатить каждому по пять долларов за эту несложную работу.

Первой группе испытуемых актёр давал указания по заполнению теста, затем ждал его выполнения. После этого актёр расплачивался с испытуемым однодолларовыми банкнотами, которых намеренно давал не пять штук, а больше, претендуя на то, что не замечал своей ошибки в отсчитывании денег.

Второй группе актёр пытался нанести маленькое оскорбление. В процессе дачи указаний по заполнению теста, актёр неожиданно прерывал разговор и без каких либо объяснений брал сотовый телефон, отходил от испытуемого и звонил кому-либо по самому пустяковому делу. После этого актёр снова подходил к испытуемому и продолжал давать ему инструкции, как ни в чём ни бывало. Затем актёр дожидался выполнения теста и так же, как и с первой группой, выплачивал испытуемому не пять однодолларовых банкнот, а больше.

Третей группе актёр так же, как и второй, наносил маленькое оскорбление внезапным прерыванием инструктажа нелепым телефонным звонком. Но после того, как он прекращал звонить и снова подходил к испытуемому для дальнейшего инструктажа, он искренне извинялся в своём неуважении к нему. Затем так же, как и в первых двух случаях, актёр ждал выполнения теста и расплачивался больше, чем пятью, однодолларовыми купюрами.

Результаты эксперимента показали, что количество людей в первой группе, которые вернули актёру назад лишние, превышающие сумму в пять долларов деньги, оказалось 45%. То есть почти половина испытуемых в первой группе без всякого давления, из чувства симпатии отдали лишние деньги назад.

Во второй группе, члены которой были раздражены неуважительным отношением актёра к себе, количество людей, отдавших назад лишние деньги, оказалось значительно меньше – всего 14%.

Удивительно, но в третьей группе испытуемых, которые были обижены неуважением актёра и получили от него искренние извинения, процент отдавших назад лишние деньги был таким же, как и в первой – 45%!!!

Арэйли сформулировал это очень просто – одна обида + одно извинение = ноль обид

Другой психолог, Джейн Райзен (Jane Risen), проводила аналогичные эксперименты, в которых обиженный человек требовал от обидчика извинений. Как только он их получал, неважно как, по инициативе ли обидчика или, заставив его это сделать, обида была забыта.

В признании своего проступка против другого (по-религиозному – покаянии) и скрыта та сверхчеловеческая сила Бога, которая уничтожает аморальность и безнравственность в сердце человека, нарушившего моральные нормы. Именно эта сила, только она одна и способна разрешить социальный конфликт в России без бунта и диктатур.

В самом деле, представьте себе, что после Кущёвской генеральный прокурор назвал имена всех тех, кто долгое время крышевал банду Цапка? И кто закрывал глаза на её крышевание? Или представьте себе, что после убийства Свиридова и отпуска большинства соучастников убийства, следственный комитет назвал бы имена всех виновников этого должностного преступления? Или, представьте себе, что во время бардака в «Шереметьево» и «Домодедово» транспортные компании давали бы правдивую информацию о своих косяках, извинялись бы перед пассажирами и делали всё возможное, чтобы облегчить им вынужденное пребывание в аэропорту?

Согласитесь, что если бы наша власть оперативно признавала свои ошибки, называла конкретных виновников и оглашала все мерзкие детали совершённых ею проступков, то социальная напряжённость в России была бы сейчас гораздо меньше, а решённых проблем общества – больше.

Проблема в том, что в нынешних властных структурах преобладает атеистическое мировоззрение. И государственная власть чрезвычайно неохотно подвергает сама себя публичному признанию ошибок. В этой ситуации истинно религиозный человек должен применять организованное принуждение власти к признанию своих ошибок. Христос сформулировал этот принцип практически – « Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».

То есть, при принуждении чиновника к признанию своих ошибок, человек должен обличить чиновника при как можно большем количестве свидетелей. И если чиновник после этого не признает свои ошибки, то он должен быть отправлен в отставку.

Кто должен это делать? Взгляд религиозного человека.

Если власть не признаёт свои промахи и ошибки, обличать её должен пострадавший от этой ошибки человек. Причём делать это он должен мужественно и самоотверженно, так как это его религиозный долг по борьбе с аморальностью. Многие псевдорелигиозные люди утверждают, что единственным методом борьбы со злом является принцип «ударят по правой щеке – подставь левую». Это в корне неправильное толкование заповедей. Принцип «ударят по правой щеке – подставь левую» не отменяет религиозного долга по обличению аморальности, а дополняет его. Каким образом? Дело в том, что когда человек начинает обличать чиновника в аморальности, то чиновник в ответ начинает обливать грязью этого человека. Мол, у самого рыльце в пушку, а лезет других морали учить! В этом случае обличающий власть человек, получив обвинения от власти в своей собственной аморальности (ударили по правой щеке), должен с готовностью признаться в своих проступках (подставить левую), если таковые у него есть на самом деле. И продолжать требовать от чиновников покаяния в их проступках.

Многие псевдорелигиозные люди также предполагают, что православие учит подчиняться любой власти и терпеть ее. Это в корне противоречит самому духу заповедей. Библия учит, что человек должен терпеть любую власть, но аморальность власти он терпеть не должен. Христос не призывал к свержению синедриона, но он обличал их в безнравственности более чем кого-либо другого.

Итак, уважаемый читатель, я попросил Вас на минутку представить себя религиозным человеком. Теперь Вы можете снова занять кресло атеиста. Но после всего вышесказанного, не кажется ли Вам, что большинство атеистов в этой стране желают того же, чего желает истинно религиозный человек? Гласности, признания властями своих ошибок, прозрачности и контролируемости власти, создания гражданского общества? И, больше всего этого, отсутствия любых бунтов (жестоких и беспощадных) и кровавых диктатур? Если это так, то да поможет нам Бог!


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние записи