Школа – война всех со всеми?

Июль 6th, 2018

Почему сегодня учитель уже не авторитет для ученика, а родителям и вовсе не до воспитания подростков? Кого мы вырастим с таким подходом?

2010 год объявлен в России Дмитрием Медведевым Годом учителя. «Задача государства – повысить престиж учительского труда», – сказал президент. Как обещают власти, будет пересмотрена системы оплаты, в частности учителей начальной школы (см. «АиФ» № 3 за 2010 год). Чтобы привлечь в школу молодых педагогов, Министерство образования выделит в течение ближайших двух лет тысячу грантов по 500 000 руб. каждый. По программе «Наша новая школа» будет проведена модернизация всех учебных заведений страны. Эти меры необходимы, и очень хорошо, что государство наконец взялось за решение этого вопроса.

Но престиж профессии учителя не поднять одними только финансами и модернизацией. Общество относится к педагогам потребительски, и это отношение проецируется на наших детей, которые ежедневно приходят в школу. О том, что происходит за школьными стенами, о взаимоотношениях учителей и учеников – журналисты «АиФ» и эксперты.

Эта история случилась недавно в школе одного из райцентров Ставропольского края. История неоднозначная. Имена её участников изменены, потому что она не закончена.

Сорвать урок – типичная забава части учеников старших классов. Об этом знают учителя и реагируют по-разному: не обращают внимания, вступают в полемику, выгоняют из класса. Когда восьмиклассник Михаил в очередной раз стал мешать вести урок, учитель решила обратиться за помощью к старшему дежурному по школе. «Мне казалось, что слово одиннадцатиклассника будет для него весомее, чем моё», – говорит теперь Ирина Михайловна. Никто в тот момент не думал, что всё закончится уголовным делом. Сначала были попытки разговора, а потом Михаил пнул ногой старшего дежурного Ивана и обозвал нецензурным словом. За что получил от того по губам. «Тебе теперь не жить, – пообещал Михаил. – А ты (это уже к учительнице) вообще пожалеешь, что здесь работаешь».

«Вам в школе нет места», – заявила на следующий день пришедшая в школу мама восьмиклассника. «Да, я была неправа и приношу свои извинения, но, может, и вы, со своей стороны, объясните сыну, как надо вести себя на уроках», – пыталась поговорить с ней Ирина Михайловна. Но диалога не получилось. А через несколько дней на Ивана было заведено уголовное дело о причинении малой физической силы по заявлению матери Михаила. «Если уйдёшь из школы по собственному желанию, заберу заявление», – озвучила своё условие родительница. Выбора у Ирины Михайловны не было: Иван – её родной сын. Отдав школе и детям больше 15 лет жизни, она уходила оттуда почти преступницей.

Ученики Ирины Михайловны решили отстоять любимую учительницу, тем более что однозначно отреагировали на историю: виноват Михаил. Они устроили у отдела образования города митинг с требованием разобраться в ситуации по справедливости. Чиновники разобрались: директор школы и завуч написали заявления по собственному желанию, в школе идут проверки. Уголовное дело на Ивана не заведено, Ирина Михайловна до сих пор не может прийти в себя, мать Михаила однозначно уверена в своей правоте, а он по-прежнему ведёт себя на уроках развязно. Новый директор школы от официальных комментариев отказалась. Учителя на условиях анонимности говорят, что теперь они совершенно беззащитны перед такими учениками, как Михаил. А часть учеников в голос заявляют: мы – заказчики услуг, которые нам предоставляют учителя, если нам кто-то из них не нравится, мы его уберём. Большинству из них не нравится, когда им делают замечания за плохое поведение и ставят двойки за неуспеваемость. Замкнутый круг.

Иван Шестаков
«Дети богачей считают нас прислугой»

Голландец Микки Р. уже 15 лет живёт в России и несколько лет проработал учителем английского в престижнейшей московской школе. После окончания договора он буквально сбежал из учебного заведения для особо обеспеченных.

«В этой школе учатся дети российских олигархов. Стоит обучение примерно 1,5 тысячи евро в месяц. О водителях, телохранителях, шикарных машинах и одежде, думаю, вы догадываетесь. Но я никогда не предполагал, чтобы так отмечали детские дни рождения! Как-то утром застал в коридоре группу одетых в чёрное людей, которые растягивали плакат в школе «С днём рождения, Миша!», другие в это время разливали в хрустальные бокалы… вино и шампанское, раскладывали на столах чёрную икру. И это всё для ребёнка во втором классе! Был скандал. Но это не помешало отцу привезти настоящий зверинец, чтобы показать цирковое выступление. В школе! Без всякой страховки от хищников! Зато Миша сразу стал очень важным, крутым, его даже пятиклассники начали побаиваться.

Ни один ребёнок не уважает учителей, они относятся к ним как к прислуге. А когда директор говорит, что отчислит за неуспеваемость, смеются ему в лицо. При этом по итогам сдачи госэкзаменов у всех детей было только «отлично». Затем они поступали в лучшие университеты страны. Не раз слышал, как родители говорили: папа не учился и миллионы сделал (не заработал – сделал!), и ты не пропадёшь, просто диплом нужен. Частично они уже переняли опыт отцов. Девяти- классники ездят без прав, бьют машины и никого не боятся, даже милиции. А отношения выясняют по-взрослому: банда на банду – чаще всего это родительская охрана. Эти олигархические отпрыски совсем не знают жизни, никогда не спускались в метро, не общались с детьми из других социальных слоёв, не подозревают, что в их стране есть бедные и больные. Повзрослев, они нередко становятся топ-менеджерами в крупных компаниях. А фамилию одного своего ученика я уже видел в списках политической партии на выборах. Они ещё будут управлять вашей страной!»
Сельское образование не хуже

«Пока есть школа – живо и село», – говорит Рашид Каримов, директор школы с. Ангасяк (Башкирия).

«Многое приходит в упадок: сфера бытовых услуг, предприятия, а школа развивается и всех объединяет. Свет в её спортзале не гаснет до ночи. А для многих ребятишек получается, что школа – самое светлое пятно в жизни. Здесь и накормят: у нас два участка земли, на которых ученики выращивают капусту, картошку, лук, зелень, которые потом идут в общий котёл школьной столовой. И защитят: родителей-пьяниц наставляем на путь истинный. И развеселят: сами организуем дискотеки, театральные постановки. К сожалению, профессиональный театр к нам не доедет, эстрада тоже.

Считаю, что сельское образование сейчас не хуже городского. А может быть, где-то даже и лучше. Никто не возьмёт с родителя ни рубля за дополнительные занятия или даже репетиторство. Нам дико даже думать об этом. Если ребёнок тянется к знаниям – это ли не счастье?

У учительницы может стоять в хлеву корова недоенная, но она найдёт время, чтобы подготовить детей к олимпиаде, потому что победа там – шанс поступить на бюджетное место в хороший вуз. И она потом будет гордиться тем, что её ученики учатся в университете.

У нас два автобуса, чтобы привозить детей из дальних деревень, где живёт по несколько учеников. В прошлом учебном году по системе образовательного нацпроекта государство оборудовало нам шикарный класс биологии. Такие не в каждой элитной школе есть. Его стоимость 450 тыс. руб.! Ну разве не здорово? Я бы и сам с удовольствием всю жизнь учился в такой школе».
«Сделать класс центром жизни»

Валентина Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания:

– Нынешний год объявлен Годом учителя. И, открывая его, президент РФ Дмитрий Медведев призвал поднять не только заработную плату, но и статус учителя, сделать школу центром воспитательной работы – не только во время учёбы, но и во внеучебное время.

Ведь что сейчас происходит. Отсидел ребёнок на уроках – и отправляйся на все четыре стороны. После 15 часов школа пустеет. Глава государства призвал вспомнить положительный опыт, который был в советские времена. Почему бы не возродить кружки, секции? Нужно увлечь ученика, дать ему возможность заниматься делом. Сделав школу центром жизни ребёнка, мы решим две задачи: отвлечём его от улицы и поднимем престиж учителя.

Сегодня доля молодых специалистов в школе -7-12%. Это очень мало. Сейчас специалист приходит после окончания института на мизерную зарплату. Президент поставил задачу: за 3 года перевести всех педагогов на подушевую систему оплаты труда, как это сделали в Москве, Санкт-Петербурге, многих других регионах. Это важно для поднятия престижа учителя.
«Мы оказались у разбитого корыта»

Владимир Соловьёв (отец шестерых детей):

– Школа всегда являлась отражением того, что происходит в обществе.

Советская школа – хорошая она была или плохая – базировалась на неких краеугольных камнях. Там существовала чёткая система отношений и внутри учительского коллектива, и между учителями и учениками. У преподавателей была возможность воздействовать на подростков не только через вызовы родителей, но и через пионерскую, комсомольскую организации. А когда всё рухнуло, школа оказалась сперва идеологически, а затем и материально (вместе с обнищанием всей страны) у разбитого корыта. И сейчас, когда мы пытаемся привнести некие западные элементы и называем это всё ЕГЭ, то в конечном итоге вносим окончательное смятение и в школу как систему, и в души и умы учеников и учителей.

В эпоху СССР было понятно, кого, куда и зачем выпускает школа. А кого, и главное – куда она выпускает сейчас? В какую жизнь? С какими моральными критериями? Что мы должны сказать детям: КАКИМИ они должны быть, если хотят добиться успеха в жизни? Ролевая модель поведения, пример для подражания для них – это кто? Явно не учителя! Разве может учитель быть авторитетом, если родитель в случае какого-то конфликта может позволить себе прийти и, не стесняясь в выражениях, прямо при ребёнке высказать учителю всё, что он о нём думает, заставить педагога вести себя так, как он, папа, считает нужным? Складывается странная ситуация: с одной стороны, дети оказываются совершенно беззащитными перед произволом учителей. С другой – учителя не менее беззащитны перед произволом учеников и их родителей. Идёт война всех со всеми. Добавьте к этому копеечное финансирование школ и необходимость выживать любой ценой! Они и выживают: в школе, в которой я когда-то учился, в подвале оборудовали какие-то мастерские, а в библиотеке пытаются открыть сауну с массажным кабинетом. Разве это нормально?!

В ситуацию надо вмешиваться незамедлительно. Иначе через несколько лет мы получим жёстко разделённое классовое общество, в котором дети изначально будут иметь разные стартовые условия для дальнейшей жизни. А закончив школу, они окажутся в несмешиваемых социальных средах. У них будет колоссальная разница в образовании, в представлениях о жизни. И мы получим идеальные условия для социального взрыва.
Какой он, педагог?

Средний возраст российского педагога – 49 лет (вопреки распространённому мнению, что большинство педагогов – пенсионеры).

85-89% – женщины

Образование*

88% – высшее

1,7% – незаконченное высшее

10% – среднее специальное

Стаж работы*
До 2 лет – 3,5%
От 2 до 5 лет – 4,5%
От 5 до 10 лет – 9%
От 10 до 20 лет – 31%
Более 20 лет – 52%

*По данным на 01.10.08 г.

Доход

Средняя зарплата учителей в 2009 г. – от 11 600 до 17 400 руб. По данным на апрель 2009 г., работники образования входили в пятёрку самых малооплачиваемых профессий наряду с трудящимися в сфере здравоохранения, сельского хозяйства и т. д. В то же время в ряде сельских регионов профессия учителя – гарантия стабильности.

По данным Госкомстата Федерального портала «Статистика российского образования», Минобрнауки, Всероссийского педагогического собрания.


Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Последние записи