Школа: частная – несчастная?

Июль 26th, 2018

Частная – несчастная? Как уравнять в правах негосударственные и государственные школы.

Президент Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному Собранию сказал о том, что государственные и частные школы должны иметь равные права. В Комитете по образованию Госдумы прошли парламентские слушания “О законодательном регулировании деятельности общеобразовательных учреждений различных форм собственности”. Речь шла о том, как поддержать негосударственный сектор образования.

По данным ГУВШЭ 72% российских семей готовы вкладывать деньги в обучение детей и идти на серьезные материальные траты. Как показывают опросы, даже в тех семьях, где не приходится говорить о большом достатке, половина родителей готовы нести расходы на образование детей.

Первые негосударственные школы появились в России 18 лет назад. Сегодня на их долю приходится 5-6% всех образовательных учреждений. Все школы работают по госстандартам, большинство имеет государственную аккредитацию. Но, по мнению их директоров и учредителей, права частных школ значительно ущемлены. В чем именно? Прежде всего это касается финансов. До недавнего времени негосударственные школы получали поддержку из бюджета. Сейчас этого нет. Законодательство изменилось, право финансирования и предоставления налоговых льгот отдано субъектам Федерации. Выделять частным школам субвенции из федерального бюджета теперь не позволяет закон – субвенции идут местным бюджетам только на государственные и муниципальные учебные заведения.

По данным Комитета по образованию Госдумы, в некоторых регионах нашлись средства на поддержку негосударственных школ. К примеру, в Нижегородской, Московской областях, Москве, Санкт-Петербурге (всего в России 14 таких регионов) негосударственные школы получают так называемый “подушевой норматив” на учеников. Иными словами, учебным заведениям компенсируется часть затрат из местных бюджетов. В частности, в Нижегородской области бюджет компенсирует зарплату учителей, административно-хозяйственного персонала, стоимость учебников и учебных пособий, приобретение канцтоваров и покупку хозяйственных товаров. Остальное – за свой счет.

Но даже в этих 14 регионах негосударственные школы не могут существенно снизить стоимость обучения, так как большая часть родительских денег уходит на уплату налогов и аренду помещений. Никаких льгот школы не имеют. Более того, чтобы выиграть конкурс на аренду здания, им приходится участвовать в нем наравне с сугубо коммерческими организациями – ресторанами, ночными клубами и магазинами. У собственников помещений другая беда – их душат налоги на имущество.

Серьезные трудности возникают при реконструкции зданий – никаких льгот у школ тут нет, все работы они проводят за свой счет. Кроме того, школы сами оплачивают процедуру аттестации учителей, курсы повышения квалификации и даже участие учеников в некоторых конкурсах и олимпиадах.

Участники парламентских слушаний говорили о трудностях, с которыми сталкиваются школы при получении лицензии. Обязательное условие ее получения – наличие двух медицинских кабинетов. В то время как в большинстве зданий старой постройки, которые обычно арендуют школы, проектом предусматривался всего один медкабинет. Еще нюанс – дублирующие проверки. Соответствие всем тем требованиям, которые предъявляет к учебному заведению- обладателю лицензии Рособрнадзор, потом вторично перепроверяют Роспотребнадзор, пожарная инспекция. Директора московских школ говорили о предвзятом отношении к ним со стороны чиновников и невозможности участвовать в нацпроекте “Образование”.

В минобрнауки, об этом, конечно, хорошо известно. Но поддержать негосударственные школы напрямую, из федеральной казны, нет никакой законодательной возможности. Иное дело – сами регионы. В числе мер, которые предлагает минобр науки, – законодательно закрепить за регионами ответственность за обеспечение гарантий прав граждан на образование, независимо от формы собственности учреждения. Чтобы облегчить финансовое бремя школ, в регионах активнее внедрять механизм нормативно-подушевого финансирования, который действует по принципу “деньги следуют за ребенком”. Можно привлекать негосударственные образовательные учреждения к выполнению муниципального заказа на предоставление услуг образования.

Комитет по образованию рекомендовал минобрнауки ускорить разработку проектов федеральных законов, которые уточняли бы права аккредитованных негосударственных учреждений в части получения бюджетных средств, а также проектов законов, которые снижают финансовую нагрузку на школы при лицензировании и аккредитации. Региональным властям депутаты посоветовали подумать о принятии правовых актов, гарантирующих финансирование школ, и обратить внимание на возможности льготного налогообложения.

Амет Володарский, учредитель негосударственной Лингвистической школы, Москва:

– В Законе об образовании частные школы, имеющие аккредитацию, приравнены к государственным. Но на деле между ними есть граница. Для многих даже в самом словосочетании “негосударственная школа” видится какой-то негативный смысл. Неудивительно, что тем, кто решился открыть частную школу, очень нелегко. Ведь постоянно приходится иметь дело с пожарными, санитарными контролерами, с чиновиками управы, которые, не открою секрета, нередко видят во всем “частном” возможность стричь купоны.

Далее. До 2007 года учреждения образования были освобождены от налога на имущество, но сейчас он снова введен. Представляете, какой налог надо уплатить, если имущество стоит, допустим, 10 миллионов долларов? И государственные школы вроде с частными здесь на равных, они тоже налог платят, но фактически деньги из госказны туда же и возвращаются. Если мы говорим о равенстве, надо отменить данный налог хотя бы на период, когда идет реформа образования, чтобы эту часть средств вкладывать в модернизацию школы.

Вячеслав Жданов, директор негосударственной Ломоносовской школы, Москва:

– Государственные школы лицензируются один раз в пять лет, а негосударственные – практически каждый год. И за все надо платить. Аттестацию учителей тоже должна оплачивать школа. Но платят только негосударственные школы. Кстати, за каждого учителя – от 12 до 23 тысяч рублей. Есть еще плата за аренду земельного участка под школой, у нас это по 100 тысяч рублей в год. Собрались реконструировать здание. Определенную долю от новых площадей надо отдать городу. При оформлении документов на реконструкцию школы из департамента земельных ресурсов Москвы мы получили письмо, где нам предлагается заплатить за землю 73 миллиона 524 тысячи рублей. Приехали! Это так называемая “доля”. В Москве за год построено 23 государственных школы. Интересно, департамент образования платил кому-нибудь за землю?

За коммунальные услуги негосударственные школы в отличие от государственных школ ежегодно отдают государству свыше 4 млн рублей. Многие частные школы арендуют здания, ставка арендной платы меняется совершенно произвольно. Как правило, растет. Когда-то у школ были льготы по аренде, сейчас их нет. А в Краснодарском крае, между прочим, вообще отменили арендную плату для негосударственных школ. Может, и Москве взять пример?

В свое время частные школы, как и государственные, имели равное бюджетное финансирование. Но три года назад ситуация изменилась. Законом “Об образовании” бюджетное финансирование отменилось, и теперь право выделять деньги отдано местным органам власти. Где-то частные школы продолжали поддерживать, а где-то для них средств не нашлось. Спасибо мэру Москвы, он нам помог. Хотя выделяют меньше, чем государственным школам – 46 тысяч рублей в год на ученика. Это лишь 9-10 процентов в смете наших расходов. Денег хватает на питание детей с 1 по 4 класс и зарплату учителям. Аренда, налоги, оплата коммунальных услуг, покупка учебных пособий, ремонт – за счет родительской платы. Повышение квалификации учителей, аттестация – тоже за счет школы. Что касается стоимости обучения, то она у нас около 60 тысяч рублей в месяц.

Сергей Менделевич, директор центра образования N 57, Москва:

– Огромное благо, что существуют упертые люди, которые открыли негосударственные школы. Это замечательно, поскольку они не находятся под прямым управлением чиновников и могут строить собственную образовательную политику. Каждая негосударственная школа, равно как и хорошая государственная, создается под конкретную задачу. Под это годами подбираются коллектив, оборудование и идет отбор детей, который, как вы знаете, официально запрещен. Только по сравнению с нами негосударственные школы имеют для этого больше моральных и нормативных возможностей и меньше материальных. На заре романтической эпохи двадцать лет назад я подумывал заняться негосударственным образованием. И понял, что не сдюжу. Негосударственные школы – клад для нас. Потому что есть дети, которых мы не можем или не умеем учить. Мы не можем обеспечить определенным группам детей образовательные, воспитательные и бытовые условия, такие, какие могут дать им частные школы.


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние записи