Россия трижды потеряла Крым

Октябрь 20th, 2017

В феврале исполнилось ровно 56 лет с того самого дня, как Крым передали в состав УССР. Приуроченный к 300-летию Переяславской Рады, объединившей Россию и Украину, этот шаг стал последним территориальным приобретением будущего независимого украинского государства. И, одновременно, именно это решение стало одним из главных поводов для рефлексий крымского и российского политикума в постсоветский период.

Во времена Советского Союза Крым трижды менял свой административно-правовой статус. В 1921 году на полуострове была образована Крымская Автономная Советская Социалистическая республика в составе РСФСР. В 1945 году Крымская АССР была «разжалована» в Крымскую область. Автономию полуостров опять обретет лишь в 1991 году – после соответствующего референдума.

Но главным поводом для рефлексий в России и в Крыму на протяжении последних 20 лет был и остается именно 1954 год. Это и неудивительно – слишком многое связывает полуостров с «большой землей». «Колыбель русского православия», «Первая оборона Севастополя», «Исход белой армии и конец гражданской войны», «Вторая оборона Севастополя» – это лишь самые первые культурно-цивилизационные ассоциации, которые возникают, когда речь заходит о Крыме. Если же задаться целью, то список фамилий и исторических событий, определивших русское мироощущение, и при этом связанных с Крымом, вряд ли сможет уместиться на одной странице.

Стоит ли удивляться, что в первые годы после распада Союза 19 февраля 1954 года было одной из самых раздражающих дат для большинства жителей полуострова. Неготовность встраиваться в новую парадигму украинского государства подкреплялась откровенно безграмотной и провокационной политикой нескольких поколений украинских властей. Одновременно, русский Крым продолжал с надеждой всматриваться в Россию – ведь именно с ней он связывал не только своё прошлое, но и, как тогда думали на полуострове, будущее. Но в постперестроечное десятилетие политику в бывшем Союзе определяли не массы, а элиты – те самые, что закрепили новые географические границы в договорах и законах. С каждым годом Крым постепенно привыкал к своему новому статусу – автономной республики в составе Украины.

С тех пор прошло двадцать лет – за это время успело вырасти новое поколение. Оно воспитано теми, кто продолжает считать Советский Союз своей «большой родиной», оно продолжает любить Россию и радоваться её успехам, оно принимает её неудачи и трагедии как свои собственные. Но при этом, новое поколение выросло уже в другой стране. Стране, которая продолжает с трудом искать свою идентичность. Можно иронизировать над украинской политической системой, но сегодня Украина – одна из немногих постсоветских республик, в которой политический процесс не заморожен. Здесь президент и премьер могут проиграть выборы, а лидер оппозиции – победить. Именно эта – относительно свободная политическая система – не дала накопиться в крымском обществе той критической массе недовольства, которая стала бы катализатором распада государства. Протест уходил в митинги и демонстрации, выборы и акции протеста. Постерпенно в крымском сознании побуждающий к активности тезис «полуостров должен вернуться в Россию» стал подменяться пассивной надеждой: «Крым вернется в Россию вместе с Украиной».

Мог ли Крымский социум органично влиться в государственное тело Украины, как произошло это, скажем, с не менее русским по этнокультурному составу Донбассом? Большинство экспертов считают, что да – если бы политика официального Киева не была бы столь непродуманной и откровенно антироссийской. Если бы не провокационное поведение украинской элиты, «пророссийскость» полуострова стала бы историческим феноменом. Ведь в том, что Россия потеряла Крым, ей некого винить, кроме самой себя.

Во всех официальных документах постсоветского времени (включая «Большой договор о дружбе и сотрудничестве» от 1997 года) Россия признавала территориальную целостность Украины в её нынешних границах. Кроме того, России слишком явно было не до Крыма. Вся ее гуманитарная политика на полуострове сводилась к непостоянной и непоследовательной поддержке ряда пророссийских политических движений и символическим шагам вроде открытия в Севастополе филиала МГУ (который сегодня дает дипломы, но никак не образование). Заключительным эпизодом в «отталкивании» Крыма стало выстраивание с Украиной «прагматичных отношений», в которых главенствовала политика «кнута» – без каких бы то ни было пряников.

Даже при этом крымчане до последнего времени не отождествляли себя с украинским государством. В любом противостоянии Киева и Москвы жители полуострова становились на сторону Москвы. Но государство российское продолжает упорно отталкивать своих зарубежных патриотов. Любой россиянин может находиться в Крыму (равно как и на Украине) три месяца без всяких разрешительных документов. Но для любого гражданина Украины (включая крымчан) срок пребывания в России без регистрации ограничен тремя днями. Немало подводных каммней и в истории с возвращением в Россию соотечественников: не случайно прогамма эта постоянно проваливается. Подобдных примеров достаточно, чтобы прийти к грустному выводу: крымчане современному российскому государству нужны меньше, чем не знающие языка, но дешевые и безропотные гастарбайтеры из Средней Азии и даже Китая. И уж никак не больше, чем гастарбайтеры с Западной Украины. Подобное отношение привело к тому, что жители полуострова постепенно стали ассоциировать себя с Украиной – хотя бы просто потому, что у них нет другого выбора.

Сегодня дата передачи Крыма в состав УССР знаменуется лишь громкими и пустыми лозунгами ряда маргинальных российских политиков о незаконности решения 56-летней давности. По сути, это мелкие провокации – никаких реальных шагов по возращению Крыма в орбиту своего культурного и политического влияния Россия не делает. Разговоры о том, что передача Крыма была неправомочна или о том, что Севастополь Украине с Крымом не передавали, остаются разговорами на фоне признания границ Украины Кремлем. Реваншистские заявления лишь играют на руку украинским националистам вроде Тягнибока.

Но если отбросить все лукавые и безответственные заявления, то в сухом остатке остается неутешительный итог: Россия трижды потеряла Крым. Первый раз – в 1954 году, когда его передали УССР. Второй раз – в 1991 году, когда Россия сохранила за бывшей союзной республикой право на полуостров. В третий раз Россия потеряла Крым в двухтысячные годы – когда подчинила взаимоотношения с соседями идее «экономической целесообразности». И то, что сегодня российские СМИ освещают немногочисленные факельные шествия в крымской столице, во время которых на улицах жгут портреты Хрущева, не отменяет суровой истины – на полуострове перестают воспринимать Москву в качестве политического ориентира. Удастся ли России сохранить за собой роль теперь уже просто культурной метрополии для Крыма, зависит только от неё самой.


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние записи