Россия реанимирует переселение соотечественников

Август 25th, 2017

Госпрограмма содействия переселению соотечественников из-за рубежа, скорее всего, станет бессрочной. За это предложение высказались все участники Международного информационного форума «Интеграция соотечественников», прошедшего в минувшую пятницу в Москве. Его поддерживают Минрегион, ФМС и МИД России, сообщает «Российская газета».

Как заявил заместитель министра регионального развития Максим Травников, являющийся также заместителем председателя Межведомственной комиссии, занимающейся реализацией программы содействия переселению соотечественников, в ближайшее время будет принята ее новая редакция.

Принятая в 2006 году госпрограмма переселения первоначально была рассчитана до 2012 года. Но этого времени, как стало всем очевидно, явно недостаточно для того, чтобы получить сколько-нибудь заметный приток переселенцев-соотечественников. Поэтому программу предполагается сделать бессрочной.

Когда программу принимали, российские власти предполагали, что в 2007 году в Россию переедет 40-50 тыс. человек, в 2009 году должно было быть уже 150 тыс. переселенцев, в 2010-м – 200 тыс. Однако, по многим причинам, о которых еще будет разговор, этого не произошло. Пока, по данным заместителя директора департамента по работе с соотечественниками МИД России Владимира Старикова, на историческую родину вернулись в рамках госпрограммы чуть более 17 тыс. человек, еще 5000 получили свидетельство участников госпрограммы и готовятся к переезду. Но, как показывает практика, переезд может затянуться и на полгода, и на год. А может и совсем не состояться.

В итоге представители ведомств, отвечающих за программу переселения, стали думать, как сделать программу привлекательней. Детали проекта новой редакции программы пока не разглашаются, но известно, что предполагается, например, упростить процедуру оформления свидетельства участника госпрограммы и самого переезда. Многие соотечественники, даже из самого ближнего зарубежья, жалуются на то, что оформление документов не только чрезвычайно забюрократизировано, но и требует много расходов, которые не окупаются подъемными. И российские чиновники соглашаются с этим.

Следующий недостаток программы – она ориентирована на наемный труд. В результате люди, которые в состоянии сами себя занять, да еще создать рабочие места для других, оказываются вне программы. Разработчики новой редакции программы предлагают расширить круг претендентов за счет предпринимателей, студентов – выпускников российских вузов, а также людей, имеющих особые заслуги в области науки и культуры.

Еще одна новация – расширить территорию вселения до границ региона. Сейчас в территориальных программах строго зафиксированы районы и населенные пункты, в которых ждут соотечественников. В результате иногда возникают нелепые ситуации, когда соотечественник сам нашел себе место работы, устроился, подыскал жилье, но стать участником госпрограммы и перевезти семью не может, потому что этот населенный пункт в программу не вошел.

Предполагается также ввести для переселенцев налоговый режим, как для граждан РФ. Дело в том, что пока переселенцы не получат российского гражданства (а на это уходит обычно полгода), они являются нерезидентами и платят подоходный налог в размере 30%, а не 13%, как граждане РФ. Для многих семей это оказывается довольно тяжким бременем.

Особая проблема – регионы Дальнего Востока. Сюда, несмотря на самую высокую материальную поддержку российского государства, люди едут меньше всего. Причина проста – серьезные проблемы с трудоустройством и заработками, а также с покупкой жилья.

Недавно полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе Олег Сафонов рассказывал в газете «Магаданская правда» о реализации программы переселения. По его словам, госпрограмма переселения соотечественников на территории Дальневосточного федерального округа пока реализуется в трех пилотных субъектах, а именно – в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области.

В этих регионах утверждены региональные программы и имеется вся необходимая нормативно-правовая база. Чукотский автономный округ не будет участвовать в этой программе, а в 5 субъектах региональные программы дорабатываются и проходят согласование в федеральных органах власти Российской Федерации.

Анализ реализации программы на Дальнем Востоке в минувшие три года свидетельствует о том, что основным препятствием для массового приезда соотечественников является слабая проработка условий предоставления им жилья.

В связи с этим было внесено несколько предложений по совершенствованию программы переселения; в частности, необходимо рассмотреть возможность о внесении дополнительных изменений в подпрограмму ГЖС ФЦП «Жилище» в виде дополнения категории граждан, постоянно проживающих на Дальнем Востоке и в Забайкалье.

Механизм предоставления государственных жилищных сертификатов должен предусматривать участие федерального бюджета в погашении кредита (субсидирование на приобретение жилья). В целях создания привлекательных условий проживания на Дальнем Востоке целесообразно рассмотреть возможность льготного обучения участников государственной программы в средних профессиональных и высших учебных заведениях с обязательным последующим трудоустройством в Дальневосточном регионе.

Как заявляет Сафонов, необходимо создать в Дальневосточном федеральном округе центры временного размещения соотечественников, в которых они смогут получить комфортные жилищные условия, позволяющие пережить сложный адаптационный период, изучить русский язык, получить дополнительный сертификат или допуск на работу, отвечающий российским стандартам, а также выбрать место жительства в рамках субъекта. Но это возможно только при постоянной поддержке федеральных властей, т. к. у регионов, большинство из которых на Дальнем Востоке дотационные, своих ресурсов для этого не хватает. К тому же это дело – общероссийского характера, и в успешном выполнении программы переселения заинтересована в первую очередь именно федеральная власть.

Со своей стороны, председатель исполкома «Форума переселенческих организаций» Лидия Графова весьма критически отозвалась и о государственной программе переселения соотечественников, и особенно о чиновничьей неуклюжести ее реализаторов. Она констатировала, что поначалу программа была принята соотечественниками с энтузиазмом. Ведь в первые годы после развала Советского Союза более 11 млн человек переселились в Россию без всякой государственной помощи, с великими муками, некоторые ехали в товарняках. А вот теперь, казалось, государство готово оплатить семьям проезд и провоз багажа, гарантирует рабочие места и даже некоторое пособие (правда, не во всех регионах). Чего бы, думалось, теперь-то не ехать, раз Родина наконец позвала?

Но с самого начала с хваленой программой стали происходить странные вещи. Целый год соотечественники осаждали посольства и консульства, а им говорили, что еще не готовы анкеты. Как минимум год был потрачен на разработку и согласование бесчисленных нормативных актов и инструкций. Непонятно: если всех этих бумаг еще не было, зачем было спешить волновать людей?.. А потом началась чехарда с регионами вселения. Им по многу раз возвращали заявки. В свою очередь, они потом подолгу мурыжили документы потенциальных переселенцев, кого-то браковали, чьи-то анкеты теряли. Впрочем, все эти организационные неурядицы, конечно, мелочи. Не из-за них же оказалась теперь малоэффективной долгожданная программа.

Программа изначально оказалась ущербной, потому что, не решив вопроса с обустройством сотен тысяч давно приехавших в Россию соотечественников, государство вдруг стало скликать новых переселенцев. Хотя многие из тех, кто уже живет в России и даже сумел добиться статуса вынужденного переселенца, никак не могут добиться нормального отношения к ним со стороны властей родной, как им казалось, страны.

Кстати, в прошлогоднем отчете ФМС о лицах со статусом вынужденного переселенца даже не упоминалось – их фактически списали в архив. При этом не только не обеспечив жильем и работой (на это, зная наши порядки, мало кто и рассчитывал), но даже не дав многим из них российского гражданства.

КМ.RU неоднократно отмечал эти вопиющие факты: русские люди, вернувшись в Россию, по 7 и более лет остаются нелегалами поневоле, не имея элементарных прав – не могут стать гражданами из-за отсутствия штампа о прописке (она переименована в регистрацию, но суть-то остается прежней). Причем пресловутый «упрощенный порядок» получения гражданства, на практике и так функционировавший со скрипом, потом был отменен вовсе. И только указом президента Медведева летом его восстановили для ряда категорий. Другое дело, что им на практике, особенно в провинции, без взятки чиновнику ФМС почти невозможно воспользоваться. Обо всем этом знают, конечно, соотечественники в СНГ, и стоит ли удивляться, что они не спешат переезжать.

Проблему жилья составители программы решили легко и просто: на первых порах переселенцам предлагается общежитие или гостиница, а дальше, мол, берите ипотеку. Но о какой же ипотеке может идти речь, если средняя зарплата приезжающих часто не дотягивает до прожиточного минимума? Наверное, идеологи программы хотели, чтобы в Россию приезжали только богатые, которые сами все купят. Но у большинства переселенцев единственное богатство – жилье. А в республиках оно стоит несравнимо дешевле, чем в России, и вырученные деньги часто уходят на пропитание семьи. Теперь федеральные чиновники норовят свалить свою вину на региональные власти: устроили, мол, бойкот госпрограмме. Но это было по меньшей мере несерьезно – рассчитывать, что жгучий квартирный вопрос будет решен силами регионов, где уйма своих очередников.

Тем не менее, парадоксально, но, как отмечает Графова, переселение соотечественников в Россию все же идет, причем независимо от государственной программы. По ее словам, многие предпочитают отказаться от предоставляемых на бумаге льгот и устраиваться там, где сочтут более удобным. Ведь, по оценке Графовой, эта программа проникнута тем самым милицейским духом регулирования, который определяет всю миграционную политику России. Переселяться разрешено не к родственникам, не к друзьям, не туда, где родился и куда душа зовет, а только в 12 «пилотных» регионов, которые выбрали в Москве. Уже третий год ведомства обещают, что этот узкий коридор будет расширен, но пока что прибавились только 5 регионов. ФМС обижается на нерасторопность Минрегиона, у Минрегиона – свои претензии к бюрократизму ФМС. А тем временем людей посылают лишь в некоторые строго указанные районы «пилотных» областей – как правило, самые захудалые, где пустуют вакансии, не нужные местным. При этом у чиновников, реализующих программу, еще и установка есть: раз переезд именно сюда тебе оплатило государство, то если вздумаешь перебираться на другое место, должен вернуть «подъемные». Такое вот крохоборство.

При этом Счетная палата обнаружила, что средства на программу расходовались неэффективно. Сколько было агитационных поездок в страны СНГ, даже в Латинскую Америку к староверам! А сколько конференций, форумов! Приглашали и дальних соотечественников. Помпезно встречали. Лучше бы на эти деньги лишнее общежитие или гостиницу для переселенцев открыли. А то селят, например, в казармах и берут за проживание огромные деньги.

«И все-таки, – говорит Лидия Графова, – хочу защитить саму идею этой долгожданной программы. Она важна не только для тех, кто переезжает, но еще больше – для тех, кто остается. Вот МИД защищает права зарубежных соотечественников в основном культмероприятиями. Кажется, там до сих пор не понимают, как важна была эта гибнущая госпрограмма для тех, кто хотел бы, да не в состоянии уехать. Само сознание, что Родина не бросила соотечественников, что они России нужны, помогало их выживанию, укрепляло их социальный статус».

Так что хотя бы из-за этого перевод этой программы государством на бессрочный статус заслуживает всяческого одобрения.


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние записи