Российский ТО – самый мягкий в Европе

Сентябрь 1st, 2017

Две трети машин, которые в России проходят ТО, аварийно опасны

Если судить по успешности прохождения гостехосмотра (ГТО), можно предположить, что в России ездят чуть ли не самые безопасные автомобили в мире. В распоряжении Slon.ru оказалась статистика ГИБДД о результатах проведения государственного технического осмотра в России за год. Исходя из этих данных, лишь 8% осмотренных легковых автомобилей были признаны неисправными, и, как следствие, не получили талон ТО (техосмотра). Причем ВАЗы, количество заводского брака в которых в несколько раз больше, чем у иномарок, тем не менее, проходили контроль, в некоторых случаях, лучше, чем иностранные модели.

Впрочем, если сопоставить эти данные со статистикой других сотрудников Госавтоинспекции, которые занимаются проверками машин на улицах, выясняется, что по дорогам ездит еще 5,2 млн опасных автомобилей, вдвое больше, чем регистрируют во время ГТО. Результат – 1725 ДТП по причине технических неисправностей в машинах, 351 погибших и 2300 раненых.

«ВОСЬМЕРКА» НАДЕЖНЕЙ ИНОМАРКИ

ГТО – самая масштабная система оценки качества автомобилей в стране. Всего ежегодно проходят инспекцию две трети автопарка страны – около 30 млн машин. Исключение составляют только совсем старые и почти новые машины. Это около 6% автомобильного «утиля», который доживает свой век во дворах, но формально числится на учете в ГИБДД, и 2–3х летние машины, которые получают талон техосмотра в самом начале срока службы на три года вперед.

Не так давно журналисты ВВС после 18-месячной тяжбы с британским министерством транспорта добились права опубликовать результаты ТО. В ведомстве отказывались добровольно выдавать информацию о результатах экспертиз, ссылаясь на то, что эти данные могут негативным образом сказаться на рыночных показателях автопроизводителей. А в России проблемы с рыночными показателями возникли бы едва ли. По статистике ГТО у нас машины исправны, как на подбор. Лишь несколько российских моделей показали результаты ниже среднего, и те уже много лет не производятся: «таврии» и «москвичи». Хотя даже эти «старички» в 2/3 случаев получали талон ТО.

Иномарки не всегда превосходят отечественные бренды по успешности прохождения техосмотра. По статистике, пройти ТО на автомобиле семейства Samara или Niva проще, чем на праворульной «японке». Хотя тот же «АвтоВАЗ» признает, что заводского брака в его продукции, как минимум, в шесть раз больше, чем в иномарках. В бизнес-плане «АвтоВАЗа», добытом «Интерфаксом», говорится, что завод лишь к 2020 году планирует снизить количество поломок до 49 на 1000 автомобилей с 298 на 1000 в 2009 году; только тогда завод достигнет среднего для Европы показателя.

ЕВРОПЕ ДОГОНЯТЬ РОССИЮ

Так почему тогда у нас больше машин проходит ТО, чем в той же Европе? Может, наши водители лучше заботятся о своем транспорте? «В Европе автомобилист за год в среднем посещает сервис три раза, в России – немногим более раза в год», – возражает исполнительный директор «Национальной ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта» (НАПТО) Борис Ласкин. При этом машины в России заметно старше, чем в развитых странах: средний возраст автопарка в Европе – 8,5 лет, в США – 9,5 лет, а в России – 11,5. Такие данные приводят эксперты АА «Автостат». Четверть отечественного парка – это «Жигули», разменявшие свой первый десяток (см. таблицу). А самые старые иномарки – Isuzu (16,5 лет), Audi (14,6 года), Saab (14,1 года), Alfa Romeo (13,8 лет), Daihatsu (13,3 года), Volkswagen (12,8 года) и Mercedes-Benz (12,5 лет) – напротив, составляют лишь несколько процентов от парка страны.

А ведь по данным тестов МОТ (министерства транспорта Великобритании), даже трехлетние Renault Megane, Peugeot 307 или Opel Corsa в четверти случаев не проходят проверок (см. рейтинг). Лидер антирейтинга среди трехлетних моделей – Ford Transit – получает «неудовлетворительный балл» в трети случаев. Решающую роль определила специфика модели: «транзиты» широко используются в Англии в качестве маршрутных такси, а потому и пробег у них в разы больше, чем у других «респондентов». Похожая проблема у Ford Mondeo и Opel Vectra – наиболее востребованных моделей в корпоративных автопарках.

Формально, критериев, по которым оценивают машины, в России больше, чем в Европе. Автомобили должны соответствовать ГОСТУ Р 51709-2001. Система зачетов у нас категоричнее: либо автомобиль признан исправным и получил талон ТО, либо нет. В Европе система предусматривает выдачу талона, даже если замечания к автомобилю имеются, но автовладельцы обязуются устранить их в определенный инспектором срок. Казалось бы, по такой схеме получить ТО должно быть проще. Тем не менее, в Великобритании вдвое больше автовладельцев (в процентном отношении) не могут получить талон ТО с первого раза.

Зато ответственности пункты ТО в России не несут никакой. Совсем другая ситуация в Германии. Там результаты TŰV, организации, которой государство делегировало процедуру ТО, давно открыты, и на их основе ежегодно составляются рейтинги надёжности. Если выяснится, что авария произошла из-за неисправности машины, недавно получившей талон техосмотра, «точке», где проводился осмотр, угрожает внушительный штраф, отзыв лицензии, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.

КОМУ ОТДАТЬ

Впрочем, то, что ГТО в России не работает, – не тайна ни для кого. Еще в 2003 году Комиссия по административной реформе под руководством вице-премьера Бориса Алёшина, впоследствии возглавившего «АвтоВАЗ», рекомендовала российскому правительству забрать ГТО у ГИБДД. Частично эта мера была реализована. Сегодня помимо принадлежащих МОТОТРЭР (Межрайонным отделам технического осмотра транспорта, регистрационной и экзаменационной работы) государственных пунктов, только в Москве работает несколько десятков коммерческих организаций, в которых можно пройти «инструментальный контроль» и, получив положительное заключение, затем в ГИБДД забрать талон ТО. Но эта система на практике работает плохо.

Год назад в Думе был подготовлен законопроект, предлагавший еще более глубокую реформу системы техосмотра. По замыслу его авторов – зампреда Госдумы Олега Морозова, председателя комитета по транспорту Сергея Шишкарева и депутатов Николая Гончара и Александра Буркова – необходимо полное отстранение автоинспекции от проведения техосмотра и перепоручение этой задачи системе центров, прошедших специальную аккредитацию. Другими словами, депутаты хотят подключить к ТО дилеров. Предполагалось, что за правительством останутся лишь право регулировать тарифы на их услуги и надзорная функция. На практике это означало бы выдачу талона ТО прямо в дилерском центре после проведения процедуры техобслуживания, стандартной в первые несколько лет для гарантийных машин.

Однако законопроект был встречен холодно и отправлен на доработку. Сейчас уточняется перечень обязательных работ по ТО. Это делается, чтобы можно было контролировать возможность дилеров и не давать им навязывать клиентам лишние услуги. Кроме того, появился «конкурирующий» проект Минэкономразвития, который предполагал передачу ТО членам саморегулируемых организаций. С такой инициативой выступили в МВД России. Этот законопроект предполагал передачу ТО с 2011 года, по сути, тем же частным структурам, которые и сейчас принадлежат все тем же гаишникам.

Точку в этой истории поставил указ президента о реформировании МВД. Документ, по сути, поставил крест на обоих законопроектах. В нем говорится о создании отдельной структуры, которая будет проводить техосмотры, оставляя за милицией контроль. «Кто будет организовывать работу и осуществлять проведение научно-технической политики – вопрос открытый. Сегодня у нас это никак не организовано, а экспертами выступают сотрудники ГАИ. Это уже нонсенс», – уверен профессор кафедры «Автомобили» МГТУ «МАМИ» Сергей Зубриський. Но структуры такой нет – есть только небывалые успехи в признании автомобилей исправными. И статистика аварий.


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние записи