Ребенок всех времен и народов: интервью с педагогом

Октябрь 30th, 2017

Педагог и писатель Марина Аромштам – автор повести “Когда отдыхают ангелы”, лауреат Национальной детской литературной премии “Заветная мечта”.

Аромштам интересна прагматичностью и реализмом своих суждений. В своих многочисленных публикациях по педагогике и методикам обучения она не склонна наделять детей какими-либо особенными по сравнению со взрослыми свойствами. Специалист убеждена: хотя цивилизация иногда стремительно и меняется, человек всегда остается прежним. О взглядах на проблему современных детей с Мариной Аромштам поговорил корреспондент “Известий” Николай Морозов.

КОНТРАРГУМЕНТ

– Моя знакомая собирается купить своей двухлетней дочери IPad. Ее подруги уже купили. И все довольны, дети в том числе. Знакомая считает, что нынешние дети – совершенно другие, они не похожи на нас. Их мир – это мир новых, непонятных нам технологий.

– Что тут скажешь? У каждого поколения родителей свои способы экспериментирования на детях. К примеру, лет двадцать назад многие всерьез полагали, что если ребенок научится плавать раньше, чем ходить, он не только будет здоровым, у него еще и разовьются экстрасенсорные способности.

– Но компьютер – это не бассейн. Современным детям очень нравятся компьютеры, гораздо больше бассейнов. И в Сети они плавают куда уверенней, чем в воде.

– Им все новое нравится. Но ни компьютер, ни гениальность чада здесь ни при чем. Это имеет отношение только к родителям. Понимаете, взрослым, в отличие от ребенка, порой очень трудно идентифицироваться с самими собой, в частности, со своей родительской функцией. Родителям часто бывает скучно. Поэтому они развлекают или утешают себя убеждением, что от раннего контакта с компьютером у ребенка разовьется интуиция, богатый внутренний мир и т.д. и т.п. Если этого соображения достаточно, чтобы с помощью компьютера пообщаться с собственным ребенком, это хорошо.

– То есть вы не считаете, что компьютер существенно влияет на новое поколение детей? Например, меняет их сознание?

– Ну почему, появляются новые навыки – совсем маленькие детки, скажем, учатся включать и выключать новое для них устройство. Формируется новая условно-рефлекторная связь. Но для того, чтобы действительно изменить сознание человека при помощи компьютера, попробуйте вообще убрать из дома все обычные книги и игрушки, лишите ребенка всех форм общения с родителями, кроме как вокруг этого устройства. И результат не заставит себя ждать – ребенок вырастет дебилом.

– А как же, например, непривычная моторика, которая требуется для управления компьютером? Считается, что именно мелкая моторика влияет на развитие ребенка. Она, в частности, способствует развитию речи.

– Речь на кончиках пальцев находится только у того ребенка, у которого отделы головного мозга не сформировались. До 5-летнего возраста действительно нужно активно шевелить пальчиками. Но с какого-то момента, когда мозг сформировался, когда ребенок приобрел все признаки человеческого существования – главные из них: прямохождение и речь, – дальше все идет иначе. Если бы моторика действительно влияла на развитие, самыми развитыми на свете были бы машинистки.

– Тогда давайте подойдем к этому вопросу не со стороны прогресса. Есть мнение, что нынешние дети хуже говорят.

– Верно. Согласно статистике логопедов, по сравнению с 1970-ми годами возрастает уровень речевых отклонений. К примеру, ребенок не выговаривает некоторые звуки или не умеет строить развернутые фразы. Но это связано не с компьютерами, а с количеством родовых травм. Благодаря медицине теперь выживает много недоношенных детей. Эти дети в какой-то момент своего развития немного отстают, вот и вся отгадка.

– Но разве современным детям не стало тяжелее устно общаться между собой? Ведь им проще писать друг другу в компьютере?

– Детям всегда трудно излагать свои мысли. Так было и 40, и 20 лет назад. Ничего не изменилось. Глупо считать, что дети и подростки общаются только через интернет. Да, они любят его, я его тоже люблю. Ну и что из этого? Замечательная и очень удобная форма общения. Компьютер экономит время. Вот и все. Вся цивилизация развивается таким образом, чтобы сделать жизнь человека комфортной, а способ добывания и сохранения информации более удобным. К примеру, рукописное письмо. Мы должны понимать, что обучение правописанию с помощью ручки – это архаичный способ письма. Повлияет ли это на человека? Сомневаюсь.

– То есть все эти разговоры про “новое поколение”, про детей XXI века, существ с особой психикой – пустая трата времени?

– Все это сложные теории. Есть простая вещь: психика человека – это видовое качество, которое возникло с появлением хомо сапиенс. Тогда появились психические функции, характерные только для человека как для вида, и дальше они не менялись. Это был последний эволюционный скачок. Другого в ближайшее время не предвидится. Дело не в детях, а в ходе цивилизации. Дети входят в наш мир, в уже готовую социальную среду. Чтобы адаптироваться в этой среде, сегодня нужно овладеть навыком обращения с компьютером. В какой-то момент для наших родителей чудом был холодильник. То же самое было при появлении электричества, которое изменило продолжительность дня. Но изменило ли оно психику? Да нет! Только образ поведения. Человек просто стал уметь чуточку больше. Начал общаться чуточку быстрее, но лишь потому, что это стало чуточку удобнее. Появились иные привычки, иные умения. А у предыдущих поколений в этом не было необходимости, социальная среда не диктовала им необходимость этих знаний. Например, современные девочки прясть не умеют, а в XIX веке могли прясть. И что, они сильно отличаются от нас, живущих в нулевые? Вряд ли.

– Хорошо. Раз ничего не меняется, когда все говорят, что меняется, значит, меняется нечто такое, о чем не говорят. О чем мы не сказали друг другу?

– О семье. Семья как социальный элемент меняется. И довольно серьезно. Она меняется в сторону сокращения круга родственных отношений. Семьей сегодня вообще стал ребенок и любой взрослый, который за ним ухаживает. Еще 100 лет назад это вряд ли было возможно.

Поколение Net

Компьютер и интернет были изобретены на Западе, там же находятся специалисты, изучающие влияние, которое новые технологии оказали на человечество. Одним из авторитетных экспертов считается канадский бизнес-мыслитель Дон Тапскотт. Еще 14 лет назад он написал знаменитую книгу “Growing up digital” (“Цифровое взросление”).

В своих трудах Дон Тапскотт пытается разобраться не столько с детьми, сколько с новым типом бизнеса, основанном на массовом добровольном сотрудничестве людей. Канадец убежден, что эпоха конкуренции как основы благополучия общества закончена. На примере новых компаний он объясняет, что скоро все мы станем помогать друг другу, а когда подрастут наши дети (те, что сейчас еще идут в детский сад), больше не останется начальников и подчиненных, будут партнеры. Благодаря интернету люди начнут создавать массовые международные сети сотрудничества, которые дадут поразительные результаты. Спасибо детям.

Именно об этих детях Тапскотт и написал сначала в “Growing up digital”, потом развил тему в “Grown up digital”. Потратив более 4 миллионов собственных денег на исследования, Тапскотт вывел восемь норм нового поколения:

свобода;

индивидуальность;

критический взгляд;

порядочность;

сотрудничество;

развлечение;

скорость;

нововведение.

Молодые люди, уверен автор, более вежливы и доброжелательны, быстрее могут находить друг с другом общий язык и еще быстрее умеют обрабатывать информацию.

Поколение Net, по Тапскотту, в корне изменит политический уклад, став обществом, в котором граждане живо обсуждают, спорят, играют, покупают, критикуют, исследуют, высмеивают, фантазируют, ищут и информируют, тем самым влияя на политический процесс. При этом они будут подходить к работе, учебе и социальной жизни играючи. С легкостью протестуя. С легкостью, договариваясь между собой.


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние записи