Пожизненные губернаторы: кремлевские камикадзе?

Март 25th, 2018

Не завидуйте несменяемым губернаторам: это арьергард, прикрывающий будущий отход правящей группировки. Привилегии и доходы «вечных губернаторов» – вполне разумная цена за отсрочку катастрофы. Точно так же с 1943 года германский генералитет прикрывал вывоз активов и эвакуацию элиты

Одной из основных тенденций за время от отмены губернаторских выборов до конца президентского срока В. Путина, стало стремление Центра по возможности сохранить равновесие сил в регионах.

По обычной, газетно-журнальной логике, главным результатом отказа от прямых губернаторских выборов должна была стать зачистка губернаторского корпуса в пользу новых президентских «выдвиженцев». Однако этого не произошло: ключевой стратегией действий президента по отношению к региональным элитам стал честный размен повышенной лояльности на очередное продление полномочий после «101 китайского предупреждения».

Смена власти произошла всего в 26 ныне существующих регионах, полномочия 49 региональных лидеров были продлены в рамках курса на проведение компромиссной кадровой политики.

Таким образом, губернаторская власть оказывается гораздо стабильнее, чем президентская. Таким образом, говорить о формировании «путинской» региональной элиты (и губернаторского корпуса) не вполне правомерно, тем более что путинских назначенцев первой волны, представляющих «силовые» структуры, в губернаторском корпусе почти не осталось (исключение – Александр Бердников в Республике Алтай), а значительная часть глав регионов занимает руководящие посты еще со времен президентства Б. Ельцина ( губернаторы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО, Свердловской, Челябинской, Липецкой, Вологодской, Ростовской областей и др.).

Важно отметить, что и в кризисное время они чувствуют себя достаточно уверенно. Интересам Центра соответствует, в первую очередь, способность губернатора обеспечить стабильность на подведомственной территории и достаточно эффективно реализовывать политические инициативы Кремля (не просто исполнять, а угадывать желания повелителя – ред.), с чем имеющие богатый управленческий опыт «тяжеловесы» в целом справляются (при возможных издержках, связанных с сильной концентрацией власти и неуклонно зреющей катастрофой).

Не секрет, что в Кремле прекрасно понимают, что смена власти в условиях кризиса чревата дестабилизацией, а роль детонатора могут сыграть разные факторы (рост безработицы, угроза обострения межнациональных противоречий, сопротивление старой команды и пр.). А посему никаких оснований для скорой отставки всех губернаторов, пришедших во власть в «эпоху Ельцина» или во время президентства В. Путина, нет.

Чем дальше заходит катастрофа, тем больше смена губернаторов напоминает «русскую рулетку». Поэтому на отставку губернаторов Кремль идет все более неохотно, и тому есть целый ряд веских причин.

Как минимум, сегодняшних губернаторов будут беречь до «дня Д» местного значения, чтобы принести их в жертву плебсу: пока горят региональные администрации, самолет со спецпассажирами успеет долететь до границ России.

Стоит ли говорить, что принятие решений по замене губернатора идет долго и неоднозначно. Учитывается все: последствия кризиса для экономики региона, уровень внутриэлитной конфликтности, «ресурсоемкость» субъекта и пр., а выбор из нескольких кандидатур проходит несколько циклов согласований, после чего… в большинстве случаев напуганный губернатор получает очередное прощение грехов и продленный ярлык на удельное княжение.

Допустим, есть мнение, что совокупности причин вероятна отставка Э.Росселя с поста главы Свердловской области. «Прижизненная? Не дождетесь!» – уверенно шутит его окружение. «А под кого отставка?» – спрашивают реалисты. И действительно, без гарантированно дееспособного преемника овчинка выделки не стоит. А близких к Кремлю претендентов не видно. Личные кадровые обоймы соправителей давно опустели, а менять шило на мыло смысла нет – хотя бы за отсутствием прямой материальной выгоды от такой замены. Всеохватная вертикаль параллельного коррупционного налогообложения действует как часы – к чему менять винты и тем более – шестеренки?

Если же взглянуть на вещи совсем трезво, то замена выборов прямым назначением (что внешне напоминает наполеоновскую административную реформу времен поздней Директории) была сделана была вовсе не для того, чтобы заменить губернаторов, а для того, чтобы защитить губернаторский корпус от шипованого колеса избирательной Фортуны. Надо было вовсе не заменить губернаторов, а сделать их независимыми от выборов и даже от разборок в местных отделениях «Едроссии», то есть объективно переподчинить Кремлю – и не более того! Угроза отставки сильнее и, главное, много продуктивнее, чем ее исполнение. Воистину, надо быть либералом, чтобы не понимать, что иметь полномочия заменять губернаторов и заменять их – разные вещи.

Более того, заметно, что наиболее доверенные люди из «золотой обоймы» ставятся отнюдь не на губернии и мэрии, а на денежные потоки и «деньгообразующие» направления: на «Газпром», РЖД, нефтянку и энергетику. Возникает впечатление, что настоящая сверхзадача Кремля – максимально быстрая и полная конвертация всех доступных ресурсов в максимально ликвидные формы – и легализация этих активов на стабильном Западе.

Примечательно, что изначально понятие «ликвидация» означала отнюдь не уничтожение, а перевод малодоходных и «неликвидных» активов в ликвидную, максимально подвижную, текучую, т.е. ликвидную ( liquid) форму денег или ценных бумаг.

Так, ликвидация несостоятельных организаций – это не отстрел директора или хотя бы зицпредседателя, а, в первую очередь, перевод активов в ликвидную форму для раздачи кредиторам – естественно, под руководством ликвидационной комиссии, главная задача которой – не создание рабочих мест, а максимально быстрая реализация имущества. и раздача .

Так что ликвидация России – это вовсе не возможная ядерная война, а идущая второй десяток лет распродажа всевозможных активов, с вывозом выручки за пределы «этой страны», чем целенаправленно и успешно и занимается занявшая Кремль ликвидационная комиссия, возглавляемая президентом и его премьером.

Итак, главная задача кремлевской команды – отнюдь не «Возрождение великой России» и благоденствие россиян, а банальная ликвидация и вывоз активов – через сырьевой экспорт и массу других, легальных и не очень, каналов. Чем она и занимается. Смысл текущего момента в том, что ликвидация близится к своему естественному завершению концу: исчерпавшая все ресурсы система начинает необратимо рушиться. Прекрасно это зная ( собственно, а кто эти ресурсы исчерпывал?) – правящая элита уже подготовила по два-три рубежа для планомерного отхода с добычей за пределы «этой страны»: счета, бизнес, особняки и прочие убежища и схроны – от Лондона и Швейцарии до Австралии и Исландии…

Однако как ни велики заначки «за бугром», уезжать не хочется хотя бы потому, что здесь все равно остается намного больше, чем можно вывезти. Более того, именно здесь находятся первоисточники денежных потоков. Не говоря уже о том, что вывозу не поддается по определению, а именно такой нематериальный актив, как неограниченная политическая власть с отлаженными механизмами ее конвертации в денежные потоки. Так что как ни готовься к эмиграции – все равно это не просто потеря денег, а резкое понижение социального статуса. И пусть куплены особняки, пусть за границей проходит большая часть жизни, все равно правящий олигарх и богатый эмигрант – роли несопоставимые.

Отсюда главная задача правящей российской элиты – удерживать власть до последней возможности, но при этом гарантированно безопасно покинуть поле проигранного сражения. Вспомним, что главным талантом Наполеона было умение вовремя бросить обреченную армию, будь то Египетский поход или Россия, и уйти, оставив старую гвардию в арьергарде. Как видите, в диктататуре и карьере завоевателя главное – наличие группы смертников, до последней возможности прикрывающей отход основной группы.

Вот тут-то мы и подходим к сути отношений Кремля и его «старой гвардии» – губернаторского корпуса: в условиях неизбежной эскалации кризиса задача последних – максимально долго удерживать ситуацию, давая Кремлю возможности для организованного отхода. В конце концов, Москва стоит мессы не хуже Парижа, а все привилегии и доходы «вечных губернаторов» – вполне разумная цена даже за месяц отложенной катастрофы и хотя бы за час – когда эта катастрофа наступит.

Как вы думаете, чем занимались германские генералы на втором этапе войны, ведь уже с 1943 года стратегическое поражение Германии было уже очевидно? Зная, что война будет проиграна, генералы выигрывали время для того, чтобы германская элита могла вывести и вывезти за рубеж – в Швейцарию, Южную Америку, США – максимальное количество активов и ценностей. Так что с точки зрения германской политической и финансовой элиты, «проигранные сражения» вермахта вполне окупились.

Таким образом, для губернаторов есть два прогноза: хороший и плохой. Хороший прогноз: подавляющее большинство губернаторов сохранят свои посты либо пожизненно, либо до обрушения вертикали власти в целом. Прогноз плохой: как ни крути, достаточно скоро все е… грохнется.


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние записи