Получателей социальных пособий обяжут выйти на работу

Ноябрь 6th, 2017

С 2012 года, по инициативе президента Дмитрия Медведева, в России планируется введение системы “социальных контрактов”. Суть ее заключается в том, что малоимущие трудоспособные граждане должны будут устроиться на работу, чтобы получать свое пособие и причитающийся им оклад. Тестирование данной системы уже идет в ряде регионов: Республике Коми, Тульской, Ростовской, Амурской, Волгоградской, Калининградской, Кемеровской, Нижегородской, Томской, Тюменской областях и Пермском крае. На основе данных, полученных в результате тестирования системы, будут составлены методические рекомендации для органов соцзащиты, а так же внесены необходимые поправки в законодательство.

Данное решение вызвано ростом безработицы, падением доходов населения и увеличением бюджетного дефицита. Только за последний год число граждан, чей доход составлял меньше прожиточного минимума, выросло почти на 2 млн. человек. Если в 2008 году их было 19 млн. (13,5 % от числа населения), то осенью 2009 – 20,7 млн. (14,7 %).

Существующая система социальной защиты, безусловно, устарела. В данных экономических условиях она не способна работать эффективно. К тому же растущее число безработных только усиливает бремя на бюджет, который и без того дефицитный. А, между тем, сейчас в РФ фиксируется устойчивый рост безработицы. На конец декабря количество безработных, по методологии Международной организации труда, составило 8,2 %. Хотя даже этот показатель эксперты считают далеко не самым худшим, ведь критическим считается уровень в 10 %. К примеру, в Латвии он составляет 22,8 %, в Испании – 19,5 %. Россия же попадает в число относительно благополучных стран, в числе которых Бельгия (8 %), Италия (8,5 %), Нидерланды (4 %), Люксембург (6,2 %).

Но цифры не отражают всей специфики отношений между работником и работодателем в России. В частности, статистика не показывает скрытую безработицу, а так же те факторы, которые искусственно ее сдерживают. К ним относятся такие моменты, как сокращение рабочей недели, отпуск за свой счет, сокращение зарплаты. Данные меры оставляют рабочее место за работником, но лишают его необходимых средств к существованию, при этом благоприятно влияя на статистику. В странах ЕС и США, где пособие по безработице позволяет обеспечить приемлемый уровень жизни, такие меры непопулярны и практически не используются.

Рост числа безработных и наличие в стране нищей прослойки граждан (чей доход ниже прожиточного минимума) свидетельствует о том, что налоговая нагрузка на работающую часть населения усиливается, а это в свою очередь вызывает у нее тревогу и недовольство.

Внедрение системы “социальных контрактов” позволит устранить иждивенческое отношение со стороны малоимущих граждан. Образно говоря, можно дать бедняку килограмм рыбы, а можно научить его ее ловить. Пользы от второго решения гораздо больше, в то время как первое позволяет решить проблему лишь на время. Более того, первый подход порождает зависимость, ведь пока не подадут очередную “порцию рыбы” или, проще говоря, пособие по безработице, безработный так и будет ее ждать, причем каждый раз требуя больше. Систему “социальных контрактов” можно сравнить с обучением тому, как “ловить рыбу”, чтобы обеспечить себе приемлемый уровень жизни.

Есть еще один несомненный плюс для государства от внедрения данной системы. Произойдет нормализация финансовой стороны вопроса. Внедрение системы “социальных контрактов” автоматически отсечет тех, кто получает социальные пособия без особых на то оснований. Ведь, по данным Независимого института социальной политики, 60 % из тех, кто имеет доступ к финансовым дотациям государства, на самом деле не нуждается в этом. В то время как 50 % действительно бедных граждан не могут по каким-то причинам получать такую помощь.

Система “социальных контрактов” лучше и прогрессивнее той, что работает сейчас. По словам директора Независимого института социальной политики Татьяны Малеевой, “это лучше и больше, так как дает возможность получать не только пособие, но и зарплату, пусть и небольшую”. Она уверена в своевременности внедрения данной системы. Это связано с тем, что население могло бы воспринять данный шаг негативно, а в условиях кризиса обосновать его будет гораздо проще.

Заместитель директора департамента социального развития Тульской области Марина Левина так же поддерживает данную инициативу. По ее словам, оказать помощь в поиске работы и обеспечить гражданина стабильным заработком в обмен на определенные обязанности – это совершенно новый подход к системе соцзащиты. Причем, суть этого подхода не только в предоставлении места работы. Здесь играют роль и пожелания того, кто нуждается в помощи. Ему, в частности, могут быть предложены бесплатные курсы переподготовки, к примеру, на парикмахера или водителя. К тому же во время учебы выплачивается стипендия. Если к возможностям, которые дает система “социальных контрактов”, приложить желание гражданина, то потенциал открывается почти безграничный. Есть успешные примеры в пилотных регионах, когда безработные благодаря новой системе открывали свое дело и добивались отличных результатов.

Но в тоже время есть в этой инициативе и то, что настораживает. Так, система “социальных контрактов” предполагает, что малоимущие граждане будут работать на непрестижных и малооплачиваемых должностях. Но, по мнению директора Института проблем глобализации Бориса Кагарлицкого, эта ниша уже занята трудовыми мигрантами. Кризис повысил спрос на любые вакансии, а значит свободных рабочих мест для успешного старта программы просто не будет. Единственным выходом из этой ситуации является увеличение оплаты труда даже неквалифицированных рабочих. При этом может произойти естественное вытеснение трудовых мигрантов коренным населением.

К тому же есть районы, где ситуация с рабочими местами была напряженной и в докризисное время. Существуют такие населенные пункты, в которых найти хоть какую-то работу не только проблематично, но и просто невозможно, потому что ее нет. Поэтому, прежде чем внедрить систему социальных контрактов, необходимо продумать все детали, в том числе и такие. Если в отдаленном населенном пункте, где последнее предприятие закрылось 10 лет назад, лишить население пособий по безработице, хоть и мизерных, что с ним будет? Так что, вместе с массовым внедрением новой системы необходимо проработать механизм, который предполагает создание рабочих мест для таких социальных групп.

По словам директора Института социальной политики Сергея Смирнова, данная инициатива действительно прогрессивна, но она не должна вводиться радикальными методами. Эксперт уверен, что каждый шаг и каждая деталь должны быть проработаны очень внимательно, с учетом всех нюансов. Ведь именно из-за непроработанных мелочей в будущем могут возникнуть серьезные проблемы. Прежде всего, необходимо законодательно защитить тех граждан, которые действительно нуждаются в социальной помощи от государства и не смогут без нее существовать.


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние записи