Подходит к концу первое десятилетие XXI века

Июль 23rd, 2018

В преддверии Нового года мы обратились к известным москвичам, нашим постоянным авторам – актерам, певцам, писателям, критикам – с двумя вопросами: 1. Каким был уходящий год для вас? 2. Что вы ждете от будущего 2011 года? Вот что они нам ответили.

Юрий ПОЛЯКОВ, писатель, главный редактор «Литературной газеты»:

1. Для меня как писателя главным событием в уходящем году стало то, что я слетал на премьеру своей пьесы «Одноклассники» во Владивосток. Так далеко на восток моя драматургия еще не проникала. Вообще этот год стал триумфальным шествием этой пьесы по России, странам СНГ и Москве, где она с успехом идет в Театре Армии. Как главный редактор я доволен тем, как мы отметили 180-летие «Литературной газеты» – этот юбилей стал ярким событием в культурной жизни Москвы и России.

Что касается общегосударственных радостей, то тут дело сложнее. Потому что уходящий год запомнился чередой неприятностей и трагедий – это пожары, катастрофы, чудовищное массовое убийство в станице Кущевская, столкновения на межнациональной почве в Москве. И те радости, которые были, как, например, успешное строительство олимпийских объектов в Сочи, или решение о проведении чемпионата мира по футболу в России – они не возмещают то чувство тревоги, которое я испытываю как гражданин.

2. В будущем году, я надеюсь, выйдет третья часть моего романа «Гипсовый трубач». Куда бы я ни приезжал, все – от учителей до губернатора – спрашивают, когда же она выйдет в свет.

В общественном плане, я надеюсь, власть наконец придет к пониманию того, что культура – это то, что определяет нашу жизнь. Когда в Москве произошли столкновения на национальной почве, было правильно отмечено, что во многом это следствие того, что в нашем обществе нет диалога культур. Что молодежь, которая приезжает с Кавказа, презрительно относится к нашим ценностям. В то же время у нас нет пропаганды культуры народов, входящих в состав России. Например, писатель, пишущий на аварском языке, не имеет выхода на федеральный уровень.

А для небольших народов язык – это высшая ценность, а писатель – это гуру. Поэтому возникают обиды и непонимание. Все усилия «Литературной газеты» доказать Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям и его руководителю Сеславинскому, что главная задача – это укрепление федерации не только на политическом, экономическом, но и на культурном уровне, – ни к чему не привели. У нас не укрепление, а разрушение.

Юрий ВАСИЛЬЕВ, народный артист РФ, актер Театра сатиры, художественный руководитель «Театра Юрия Васильева»:

1. В этом году я открыл свой авторский театр. Очень сложно и очень интересно! Выпустил спектакль «Продавец игрушек». Теперь вот снимаю по нему свой дебютный фильм. Сейчас нахожусь на улице – ищу точку для очередной сцены. Со мной работают Шамиль Хаматов, Андрей Барило, Вениамин Смехов, Татьяна Лютаева, Агния Дитковските и Пьер Ришар. Мне пришла в голову его кандидатура в связи с фильмом «Игрушка». Как-то мы его уговорили, и он выделил нам три дня. Скоро летим в Париж его снимать. Он сыграет такого шоколадного короля, отца невесты главного героя. Конечно же, это большая удача – участие такого артиста, он придаст нашей работе совсем другое измерение.

2. От нового года жду, что этот фильм выйдет. А в театре у меня запланирована премьера. Мы, между прочим, получили разрешение Паоло Коэльо на постановку спектакля «Вероника решает умереть». Мы написали ему искреннее письмо. Я сообщил, что записывал его «Дневник мага» и «Пятую гору». Он ответил нам, попросил объяснить, кто мы такие. Мы рассказали про наш театр, про «Продавца игрушек» и получили его разрешение. Цена которого намного меньше, чем те, что выставляют наши авторы.

Виктор МАТИЗЕН, президент Гильдии кинопрессы и кинокритиков:

1. Раскололась система государственной поддержки кинематографа. Теперь в России два Госкино: Департамент киноискусства в Министерстве культуры и департамент кинобизнеса с идеологическим уклоном, он же Фонд поддержки кинематографа. От СК России откололся количественно небольшой, но общественно весомый кусок в виде Киносоюза, и теперь у нас впридачу к двум киноакадемиям и двум департаментам есть два союза кинематографистов, в одном из которых вождь правит инертной массой, а другой является самоуправляемым сообществом профессионалов.

Один весьма высокопоставленный государственный чиновник выдал своему придворному кинематографисту ярлык на княжество в кинематографе или письмо вроде того, что получила миледи от кардинала Ришелье: «Все, что делается подателем сего, делается с моего согласия и для блага государства».

Провалился в прокате и в общественном мнении самый громкий кинопроект года, загодя провозглашенный великим фильмом о великой войне. Отечественное киноискусство обогатилось новаторской картиной: «Овсянками» Алексея Федорченко по сценарию Дениса Осокина.

2. Хочется верить, что в будущем году развернет деятельность Киносоюз, закончит «Невечернюю» Марлен Хуциев и озвучит «Трудно быть богом» Алексей Герман.

Что запустится с проектом Вадим Абдрашитов, что появятся новые работы блестяще зарекомендовавших себя молодых режиссеров, что Министерство культуры очистит свой киноотдел от скомпрометированных лиц, сделает прозрачными правила оценки проектов и перестанет финансировать никому не нужные фильмы, и что вышеупомянутого придворного кинематографиста наконец окоротят снизу или сверху.

Леонид СЕРЕБРЕННИКОВ, российский актер, певец, заслуженный артист РФ:

1. Конечно же, рождение внука! Его вес – 3600! Назвали Евгением – так его родители – наши дети – решили. Все уверяют, что он похож на меня. А я считаю – на сына. Но, в общем-то, это не важно. Главное – мужская линия продолжается!

2. От грядущего года жду больших творческих удач. И это не случайно. Ведь на сцене Московского международного дома музыки мы с Кристиной Аглинц открываем новую программу – «Незабываемое…», где представим собственное видение мировых хитов. Хочу отметить, что композиции из репертуара Фрэнка Синатры, Барбары Стрейзанд, Селин Дион, Андреа Бочелли, Джоша Гробана по праву заслужили всемирную известность и непреходящую любовь слушателей. Но звучали они, если говорить откровенно, в ресторанах. На сцене – в репертуаре вокалистов разных стран – чрезвычайно редко.

А мы сделали, вы представляете, целую программу! Со сцены Московского международного дома музыки прозвучат: «Moon river», «When I fall in love», «All by myself», «I believe in you and me», «Vivo per lei» и многие другие. Аккомпанировать нам будут известнейшие джазовые музыканты России: Лев Кушнир (фортепиано), Юрий Погиба (клавиши), Александр Болдырев (бас-гитара) и Евгений Аноев (ударные).

Но на этом все сюрпризы для меломанов не исчерпываются. Музыкальное действо будет сопровождаться струнным квартетом в составе двух скрипок, альта и виолончели. Эксклюзивный концерт! Только душевные мелодии и лучшая музыка! И я очень хочу верить, что такая музыка все чаще и чаще будет звучать на российских концертных площадках. Поверьте (а лучше послушайте!), она того стоит.

Валерий КИЧИН, кинокритик:

1. Год оцениваю как переходный – от наметившегося подъема к глубочайшему кризису. Кризис теперь неизбежен, и связан он с новой системой финансирования кинопроектов: молодые режиссеры, принесшие нашему кино все международные призы, а также потенциальные дебютанты лишаются надежды запустить новые фильмы. Очевидно, нас ждет череда заказных патриотических лент, хотя патриотизм никогда не рождается по заказу и принести серьезный художественный результат сам по себе не способен.

Наиболее заметные фильмы: «Брестская крепость», «Как я провел этим летом», «Овсянки». Провал года – «Утомленные солнцем-2. Предстояние».

2. Надеюсь, что недавно созданный альтернативный Киносоюз объединит вокруг себя всех действующих кинематографистов, станет реальной помощью в их организационных и творческих делах и примет активное участие в совершенствовании системы финансирования кинопроизводства. Это единственно возможный выход из гибельного для отечественного кризиса.

Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ, кинокритик:

1. Год надо признать удачным, учитывая то, что целый ряд наших фильмов удостоен сверхпрестижных наград и номинаций, каких – если оценивать их совокупно – не было все 2000-е.

Среди наград впечатляют прежде всего те, которые фильм Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» получил на Берлинале.

Впечатляют и призы, присужденные «Овсянкам» Алексея Федорченко в Венеции. Хотя не стоит забывать, что в 2003-м «Золотых» венецианских «львов» за лучший фильм и лучший дебют завоевало «Возвращение» Андрея Звягинцева. Напомню и о том, что «Край» Алексея Учителя, номинированный Россией на «Оскара», попал в пятерку претендентов – за лучшую неанглоязычную картину – на «Золотой глобус», который считается генеральной репетицией «Оскара».

Но всем упомянутым фильмам предпочитаю два других: «Счастье мое» Сергея Лозницы, который максимально жестко оценивает то, что происходит в России (он формально не наш, но – главное, что про нас. Про ужас самой что ни на есть затхлой, пьяной и бессмысленной российской глубинки – был, кстати, включен в конкурс мирового кинофестиваля в Канне). И – мой фаворит года – фильм «Кочегар» Алексея Балабанова. Этот гений современной режиссуры не обращает внимания на конъюнктуру и при этом очень по-человечески скромен и постоянно играет на стороне простых обижаемых людей.

2. Ожидаю прорыва представителей так называемой новой русской киноволны: Попогребского, Федорченко, а также Германа-мл., Андрея Прошкина, Бориса Хлебникова, Ильи Хржановского, Дуни Смирновой, Николая Хомерики, Ивана Вырыпаева, Петра Буслова, Кирилла Серебренникова, Алексея Мизгирева, Василия Сигарева, Игоря Волошина и тех, кто им близок. Но всем этим режиссерам, которые и приносили призы России на зарубежных фестивалях последних лет, наши киноорганы, кажется, отказали в финансировании, хотя режиссеры просили копейки.

Зато наши киновласти вбухивают сотни наших с вами коллективных миллионов (сданных в качестве налогов) в ура-патриотические, якобы голливудские по размаху проекты, на осуществление которых в России попросту нет столь по-голливудски профессиональных режиссеров. То есть нас ожидает очередной распил бабок – теперь уже в сфере кино – с последующим типичным для России вопросом: «А как же подобное могло произойти?.. Лучше бы пенсии подняли».

Вадим ВЕРНИК, тележурналист:

1–2. В этом году самые сильные впечатления у меня остались от репетиций в МХТ – я ведь чуть не стал актером. Притом, что актерскому мастерству никогда не учился, даже в школьном драмкружке не играл. Тем не менее три месяца я репетировал спектакль по пьесе Вацлава Гавела «Уход» в потрясающей компании Олега Табакова, Ирины Апексимовой, Ирины Пеговой. Эти три месяца эйфории перевернули мое представление об актерской профессии – я теперь совсем иначе на нее смотрю. Ставил спектакль Константин Богомолов, и я, конечно же, спросил у него, почему он выбрал меня. Он сказал, что я ему подхожу по типажу: по роли я тоже был журналистом, который берет интервью у канцлера в день его отставки. И моим партнером был сам Олег Табаков!

Сначала этот процесс стал для меня настоящим приключением, но когда все прекратилось по разным причинам, мне стало очень грустно. Хотя в театре частенько говорят, что процесс важнее результата.

А от Нового года я жду встречи с огромными черепахами на Сейшельских островах, мне есть что им сказать и есть что у них спросить.

Оксана СИДОРЕНКО, чемпионка мира по бальным танцам 2009 года, участница телевизионного проекта Танцы со звездами»:

1. 4 января уходящего года в моей жизни произошло самое яркое событие – на проекте «Танцы со звездами» познакомилась с Александром Невским! Меня с достаточным постоянством приглашали принять участие в проекте ежегодно. Но были чрезвычайно объективные причины, по которым я отказывалась. А тут, видно, звезды так легли, и я с незнакомым партнером вышла на паркет. И после этого проекта все расцветилось яркими красками.

2. В следующем году я окончу ГИТИС. Получу второй диплом. Стану профессиональной актрисой. Буду чрезвычайно рада, потому как я немного устала – ведь учусь я уже целых восемь лет подряд! Этого «освобождения» я жду с нетерпением.

Как знать, может быть, за это подниму в новогоднюю ночь бокал с шампанским! А еще у меня есть желание: оказаться в следующем году на съемочной площадке. Я еще не знаю, где это произойдет – в России или за ее пределами. Но я бы очень этого хотела. Сложилось бы – можете держать за меня кулаки.

Лариса ВАСИЛЬЕВА, поэтесса, основательница музейного комплекса «История танка Т-34»:

1. Мы преодолели рубеж первого десятилетия нового века. Старое – еще живо, новое – только пробивается. Но всходы уже есть. И этот пульс нового времени, новых голосов, талантов я уже почувствовала, услышала. Где? В ЦДЛ, где мы с Юрой Поляковым, главным редактором «Литературной газеты», вели литературный вечер, посвященный моему юбилею «Здравствуй, племя…» Вот это и есть главное – появление восемнадцатилетних талантов в год моего «совершеннолетия».

2. В следующем году грядет святая дата – семидесятилетие контрнаступления советских войск под Москвой. Оно начиналось здесь. На этой земле, щедро политой кровью воинов.

Первое серьезное поражение Германия потерпела на подмосковных полях. Тут были разгромлены 15 танковых дивизий. Музейный комплекс «История танка Т-34» – память о том великом подвиге советского народа. И о достойной этого подвига машине – легендарной тридцатьчетверке.

Но музейный долгострой слишком затянулся. Пора ставить точку. Иначе грядущие поколения нас не поймут. А мы никогда не простим себе этого. На нас лежит долг памяти…

Александр КУРЛЯНДСКИЙ, писатель, драматург, сценарист:

1–2. Из личных достижений – продолжаю трудиться над двумя сборниками, которые должны выйти в следующем году в издательстве «АСТ»: один детский, страниц на шестьсот, другой взрослый. Вы буквально оторвали меня от рассказа в детский сборник, который выйдет раньше взрослого.

Находятся в работе (правда, скорее больше в застое) три моих фильма. Один из зависших – «Новые приключения попугая Кеши». Другой – художественный фильм по моей повести «Чуки-куки». А вот на «Ленфильме», в объединении Германа, дело движется.

Там снимается фильм по повести «Моя бабушка – ведьма». Режиссер молодой, фамилия его вам ничего пока не скажет, но Герман за него ручается. Надеюсь, что в следующем году все эти проекты будут реализованы.

Марина КРАМЕР, писатель:

1. Год выдался богатым на события, даже не знаю, что было самым важным. Наверное, все-таки совместная поездка в Санкт-Петербург с дочерью, где она оказалась впервые. Мне хотелось, чтобы она полюбила этот город так же, как я. И это удалось. А еще мы с ней начали учить испанский язык.

2. От наступающего года жду скорее стабильности. Хочется покоя, определенности. Хочется, чтобы удалось приблизиться к осуществлению одной своей мечты – если получится, то я буду счастлива.

Сергей ЛАЗАРЕВ, актер, певец:

1. Для меня год был очень богат на различные события, творческие в том числе. Я подписал в этом году контракт с компанией SONY MUSIC Entertainment. И в конце года такой замечательный подарок как для себя сделал, так и для всех фэнов своих – моя песня «Instantly» стала официальным саундтреком к фильму «Хроники Нарнии-3. Покоритель зари». Меня пригласили поучаствовать в записи, а потом взяли для промоушена этого фильма на Украине и в России.

2. Я желал бы, чтобы у меня не иссякали идеи и чтобы у меня было много-много мыслей о том, куда двигаться дальше, в каком направлении развиваться.

Потому что когда у тебя такой плотный график, то можно потеряться, не понимать вообще, в каком направлении ты двигаешься. Так вот, я бы хотел себе пожелать, чтобы я всегда знал, к чему иду, чтобы я всегда видел цель и чтобы мне сопутствовала удача.

Вадим КАЗАЧЕНКО, певец:

1. В этом году я с огромным удовольствием проехал по Крыму, дал там сольные концерты, люди так тепло встречали, полными залами, цветами. А это так важно для нашего творчества, дает огромное вдохновение. Этот год богат у меня на сотрудничество. Познакомился с новым автором Натальей Топчий, песни которой войдут в мой новый альбом, записал песню Олега Попкова «Люблю», несколько песен молодого талантливого Сергея Ревтора, одна из которых ротировалась на «Русском Радио» – «Белое вино луны». В этом году отметил 19-летие песни «Больно мне, больно», которая сразу же после первого исполнения в 1991 году стала хитом. Зрители и сегодня просят ее исполнить.

2. Ну, прежде всего, этот Новый год буду отмечать сольным концертом в Одессе, прямо в полночь, затем 3 января приглашаю всех на концерт в Рязань. В самых ближайших планах – выпуск альбома из новых песен, планируем гастрольный тур в Израиль, США и Канаду, а если повезет – и в Австралию.

Думаю, что в начале 2011-го наконец-то с женой Ириной переедем жить в новый дом. Новые песни, новый дом, новые впечатления – вот то, что я жду в новом году, и желаю того же читателям «ВМ».

Татьяна ПОЛЯКОВА, писатель:

1. Прежде всего, вышли мои новые книги – это для меня самое главное. Во-вторых, в 2010 году я осуществила детскую мечту – побывала в Перу на Мачо-Пикчу. Это затерянный город высоко в горах Перу – легендарное место с восхитительными храмами и очень развитой культурой.

Когда я в детстве читала разные книги про инков, мне очень хотелось посмотреть на все описанное своими глазами. И вот наконец я эту мечту осуществила. Вообще, мне кажется, что с возрастом мы возвращаемся к своим детским мечтам, и если есть возможность их осуществить – надо это непременно делать. А еще я в детстве мечтала своими глазами взглянуть на пустыню Наски, на ее знаменитые рисунки – и тоже в этом году увидела.

2. От следующего года я жду, что стану бабушкой: для меня сейчас это самое главное и самое ожидаемое событие. Поздравляю всех читателей «Вечерней Москвы» с наступающими праздниками, хочется пожелать им, чтобы в следующем году сбывались их как детские, так и взрослые мечты.

Светлана ХОХРЯКОВА, кинокритик:

1. Ситуация безрадостная. Фильмов снималось и снимается мало, поскольку продолжалось реформирование киноотрасли и деньги на производство новых картин получали немногие счастливчики. Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии обнародовал свои позиции, названа восьмерка кинокомпаний-лидеров, которые и будут получать преимущественное финансирование. Важнейшим из искусств стало отныне коммерческое кино, которое вроде бы само себя должно окупать. А у нас его будет государство всячески поддерживать.

Пока что незавидна судьба и туманны перспективы дебютантов, тех, кто производит авторское и экспериментальное кино, приносящее российскому кинематографу мировую славу и нуждающееся в первоочередной финансовой поддержке. Главное теперь – цифры, касса; качество уходит на второй план. Странно слышать, что руководство Фонда кино какие-то надежды возлагает на «Елки», произведенные компанией Тимура Бекмамбетова. Почему-то их производителям не тошно от своего опуса, а думающему зрителю точно станет не по себе. В течение всего года продолжались волнения в Союзе кинематографистов, номинально победу одержал Никита Михалков, используя силовые методы. Но она адекватна поражению. На смену борьбе с авторитаризмом команды Михалкова пришла апатия.

Хотя часть членов союза во главе с Германом-старшим и Германом-младшим, отцом и сыном Бардиными, Александром Сокуровым, Андреем Смирновым, Виталием Манским покинули ряды михалковского СК, подписались под письмом «Нам не нравится» и образовали новый Киносоюз.

Удивительно, что в этих условиях еще что-то стоящее происходило. Люди снимали серьезное кино, было несколько заметных дебютов – «Пропавший без вести» Анны Фенченко, «Обратное движение» Андрея Стемпковского, «Другое небо» Дмитрия Мамулия.

С гламурной жизни кинематографисты переключились на реальную жизнь, которой живут наши люди. Российские операторы Павел Костомаров и Михаил Кричман получили награды в Берлине и Венеции за фильмы «Как я провел этим летом» и «Овсянки». Об этих картинах говорили в Лондоне и Абу-Даби, где награды получили уже режиссеры этих лент Алексей Попогребский и Андрей Федорченко.

Стойко держатся документалисты и аниматоры, побеждая кромешное безденежье, занимаются вопреки всему настоящим искусством. Например, Юлия Панасенко, снявшая без всяких средств сильную картину о смертельно больной подруге «Outro», и Валентин Ольшванг, перенесший в анимацию «Русалку» Алексея Толстого (мультфильм «Со вечора дождик»). Серьезную картину «Счастье мое» снял Сергей Лозница, она хоть и произведена не Россией, но сделана на русском языке и о России.

Выдающийся фильм уходящего года – «Поэзия» корейского режиссера Ли Чан-дона.

2. Следующий год вряд ли что-то кардинально изменит в нашей киноиндустрии. Скорее всего, придется всем нам смотреть поток очередных однодневок, куцего, безликого кино. В общественной сфере все только будет разъедать политика нынешнего руководства Союза кинематографистов, давно озабоченного исключительно недвижимостью и безграничностью власти, оставившего в стороне творческие проблемы, сколько бы ни заявлялось об обратном.

Лариса МАЛЮКОВА, кинокритик:

1. Истекший год надолго запомнится кинематографистам кардинальной реорганизацией киноиндустрии. Выделением восьми «мейджоров», студий, которым даны карт-бланш плюс деньги, дабы в ближайшем будущем они удивили нас зрительскими картинами высокого качества. Что из этого получится – увидим.

Зато уже видно, что российское кино постепенно вымывается из проката. В кинорепертуаре число наших фильмов снизилось с 25% до 16%. Дальше «падать» просто некуда. Сказывается и общее уныние, депрессивность, царящие в среде кинематографистов. Более всего запомнились три очень разные, весьма достойные картины. «Как я провел этим летом» Попогребского, «Кочегар» Балабанова и «Овсянки» Федорченко. Не каждый год отмечен такими серьезными фильмами-прорывами.

2. Ближайшее время будем пожинать плоды «реформы». Горькими они будут или сладкими – покажет время и талант профессиональных режиссеров, которых у нас совсем немного.

Жду новых работ Сигарева и Хлебникова, Попогребского и Серебренникова, младших Германа и Хржановского. То есть кино поколения «нулевых». Тех, кто защищает честь и достоинство российского кино в последние годы. Тех, кто, по сути, остался за бортом реформы. А еще очень надеюсь, что Алексей Юрьевич Герман завершит свою работу над фильмом по роману Стругацких.

Шура, певец:

1. Как у каждого нормального человека, в этом году у меня случались и радости, и печальки. У меня появился новый коллектив, новые музыканты, я записал и выпустил две новые песни: «Или-Или» и «Воздушные шары». Их очень тепло встретили мои поклонники, которые не забыли меня, несмотря на мое отсутствие, и все так же ждут новостей и даже гастролируют со мной. Еще одна радость – я снял новый клип на песню «Воздушные шары», и скоро его увидят телезрители.

2. Скоро мы перевернем еще один листок нашей жизни, надеюсь, что многие замутненные рассудки прояснятся, людям станет понятно, что они в ответе за все. Надеюсь, что все будут жить богато и счастливо. Если будут деньги, спокойствие, здоровье, то и у нас, артистов, будут полные залы, горы цветов и масса поклонников. Все будут любить друг друга, как в раю.

Призываю вас, люди, к добру! Творите добро другим во благо!


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние записи