Подошло к концу обсуждение проекта закона “О полиции”

Май 27th, 2018

На специальном сайте, в блоге главы государства, а также на сайте “Российской газеты” посетители оставили более 20 тысяч мнений и комментариев. Закон обсуждался на “круглых столах” в Совете Федерации и Госдуме, в Общественной палате, в коллективах с участием ученых, деятелей культуры, представителей религиозных конфессий.

Не стала исключением и Ассоциация юристов России. Документ детально проанализировали в региональных отделениях АЮР в 70 субъектах Федерации. Итоги подвели на заседании президиума ассоциации, доклад сделал председатель АЮР Павел Крашенинников.Какую повесить вывеску

На эту тему было много споров: не всем нравится название “полиция”. Юристы полагают, что требует уточнения само понятие полиции. В том виде, как указано в проекте, оно очень неконкретно. Но ведь полиция – это федеральный орган исполнительной власти, который в соответствии с законом о правительстве определяется президентом страны и предназначен для защиты жизни и здоровья, прав и свобод граждан, для охраны собственности и обеспечения общественной безопасности.

Брянское, Саратовское, Свердловское, Ярославское отделения АЮР предложили, что в рамках МВД возможно учреждение соответствующих служб, таких, как криминальная полиция, федеральная служба полиции общественной безопасности, возможно – федеральная служба транспортной полиции. А юристы Саратовского, Башкирского, Дагестанского отделений обратили внимание: по Конституции ряд полномочий отнесен к совместному ведению, в том числе кадры. Поэтому нужна процедура согласования руководителей органов полиции с субъектами Федерации.

Есть и такая проблема: в проекте много отсылочных норм, используются формулировки, например, “можно истребовать и другие необходимые документы”. “Какие? – задал вопрос залу Павел Крашенинников. – Ученический дневник или студенческий билет?” Перечень должен быть исчерпывающим.

У полиции не должно быть функций в сфере экономики, лицензировании частной охранной деятельности, исполнении решений судов, конвоировании арестованных. Регистрация автотранспорта и тех осмотры, оформление водительских прав – все это вполне могут выполнять другие органы власти.

Особый разговор – о коммерческой деятельности. Здесь решение, считает юридическое сообщество, должно быть однозначным: работники правоохранительного ведомства не могут и не должны пополнять за счет граждан свое жизненное благосостояние. Более того, в законе нужно предусмотреть материальную ответственность полиции за ущерб, причиненный в результате как неправомерных, так и правомерных действий. Такие нормы, считают в Свердловском, Краснодарском и других отделениях, будут способствовать повышению ответственности полицейских перед обществом.Полиграф раскроет карты

У общества должна быть возможность контролировать своих охранителей. В законе предлагается иметь общественный совет при МВД, который должен формироваться президентом. Но региональные и муниципальные советы уже создаются почему-то самими органами полиции. Юристы считают, что это неправильно. В этих органах должно быть широко представлено юридическое сообщество – адвокаты, нотариусы, научные работники. А в назначении участковых инспекторов должны участвовать сами жители.

Что называется, отдельной главой Московское, Саратовское, Новосибирское, Астраханское, Свердловское отделения АЮР выделили необходимость установления четких и однозначных критериев по поводу применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, соотнеся их с понятием соразмерности, чтобы не было двойственного толкования.

Много внимания юристы уделили вопросам социальной защиты сотрудников. Это должен быть отдельный закон, причем оба они должны вноситься вместе. В законе сказано, что сотрудники смогут переходить из милиции в полицию по рапорту. Юристы полагают, что перевод должен осуществляться по результатам квалификационного экзамена и в законе должны быть прописаны программа и порядок таких экзаменов, утвержденные правительством. В составе комиссий должно быть не менее половины не сотрудников МВД, а представителей гражданского общества. Целесообразно также использование полиграфа как при первом назначении, так и при последующих.

И еще одно существенное предложение – повысить возрастной ценз приема в полицию с 18 лет до 21 года. Кроме того, если полицейский работает непосредственно с гражданами, то он должен иметь высшее образование и офицерское знание.

Что касается переходного периода, который в законе указан как 1 января 2011 года, Ассоциация юристов выразила сомнение по поводу реальности этого срока. Предложение АЮР – закон должен вступать в действие не раньше, чем через 6 месяцев после его публикации. А после вступления все организационно-штатные мероприятия, изготовление бланков, печатей, штампов, вывесок и другие многочисленные хлопоты могут проходить в течение года.

Прямая речь

Сергей Степашин, сопредседатель АЮР:

– Минфин предложил на три года 240 миллиардов. Т.е. примерная зарплата полицейского – 19 тыс. Будет ли огромная очередь из желающих? Если мы не можем найти денег, давайте снимать функции. Пускай в МВД будет не миллион полицейских, а 100 тысяч профессионалов, но с достойной оплатой.

Александр Коновалов, министр юстиции:

– Кажется очень интересной идея выбора участкового. Я думаю, что это элемент организации муниципальной жизни, муниципального самосознания. Ряд моментов, которые заложены в законопроекте, имеют хорошую судьбу и перспективу. Вопрос в том, как их реализовать на практике.


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние записи