Организаторов акций протеста решено искать в ЖЭКах
Июль 8th, 2018
Рост протестных настроений и уличных акций в регионах заставляет власть искать виновников недовольства. Похоже, в этом году на роль мальчиков для битья избраны коммунальщики. Вслед за участниками стихийных акций протеста свое недовольство бурным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги высказали премьер-министр Владимир Путин и спикер Госдумы, один из руководителей “Единой России” Борис Грызлов. Специалисты опасаются, что попытка административными мерами заморозить коммунальные тарифы приведет к консервации плачевного состояния этой отрасли.
Практически все массовые акции последнего времени в российских городах сопровождались лозунгами и протестами против бурного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Наличие проблемы признано на самом высоком уровне. 4 марта на заседании правительства премьер-министр Владимир Путин поручил Федеральной службе по тарифам пристальнее наблюдать за ситуацией в этой сфере, чтобы «все наши индексации пенсий не съедались тарифами».
9 марта вслед за премьером свое недовольство тем, что в некоторых регионах стоимость коммунальных услуг выросла на 40 и даже 50%, высказал председатель высшего совета «Единой России» Борис Грызлов. Виновниками, как обычно, названы монополисты и посредники. «Нерадивые организации, которые обязаны предоставлять услуги населению, просто-напросто берут свою себестоимость, добавляют свою прибыль, возможно, и коррупционную составляющую, получившийся объем средств делят на количество квартир и выводят тот тариф, который необходимо будет оплачивать жильцам», — возмущался г-н Грызлов в ходе селекторного совещания с регионами. Он дал свой рецепт решения проблемы: «Я считаю, что наша задача нерадивых монополистов, которые не повышают эффективность своих производств, посредников, которые наживаются на наших гражданах, отсечь от цепочки, которая выстраивается от производителя услуги до ее потребителя».
Однако представляется, что ЖКХ не та сфера, где можно ожидать получения легких политических дивидендов. В 90-х годах прошлого века сдерживание государством роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги использовалось в качестве одного из инструментов социальной поддержки населения в условиях достаточно резкого перехода к рыночным механизмам формирования цен на потребительские товары и услуги. В результате рост стоимости услуг ЖКХ постоянно отставал от потребительской инфляции. Финансовая поддержка из региональных и муниципальных бюджетов выделялась коммунальщикам в большинстве случаев по остаточному принципу, а кое-где на это и вовсе не было денег. Одним из следствий этого стало плачевное состояние жилищно-коммунального комплекса, угрожающее в ряде регионов социально-экологической катастрофой.
Государственный подход к формированию тарифов на услуги ЖКХ кардинально изменился в 2000-х годах. В 2001 году было объявлено о начале реформы жилищно-коммунального комплекса. С точки зрения тарифообразования это означало переход на 100-процентную оплату коммунальных услуг населением с выделением субсидий малоимущим слоям.
Рост тарифов в ЖКХ резко ускорился. В некоторые годы стоимость коммунальных услуг росла быстрее средних потребительских цен, которые уже учитывали индекс тарифов на услуги ЖКХ, в несколько раз (см. таблицу).
Особенно заметным действие этих коммунальных ножниц стало в кризис. По итогам 2009 года в среднем по стране реальная заработная плата сократилась на 2,8%, доходы населения с учетом инфляции выросли всего на 1,9%, да и то благодаря исключительно их взрывному росту на 34,5% в декабре. Специалисты полагают, что такой эффект мог быть обеспечен только за счет выплат бонусов и премий по итогам года достаточно узкой прослойке высокооплачиваемых сотрудников. Численность населения, живущего на доходы ниже прожиточного минимума (5,2 тыс. руб. в месяц на человека в среднем по России), увеличилась по итогам трех кварталов с 19 до 19,7 млн человек. Свыше 6 млн человек являются безработными, а в январе 2010 года эта цифра выросла на 600 тыс., до 6,8 млн. Еще 1,9 млн человек, даже по официальным данным «Росстата», находились в простое, вынужденных отпусках или работали неполный рабочий день. Как результат, по данным Всероссийского центра уровня жизни, покупательная способность населения снизилась в 66 регионах, причем в 18 субъектах на 5–10%, а еще в 18 регионах она упала более чем на 10%.
В значительной степени по этим причинам даже инфляция в прошлом году стала рекордно низкой для России — “всего” 8,8%. При этом рост тарифов на услуги ЖКХ более чем вдвое превзошел ее и составил 19,6%. Произвол местных властей при установлении тарифов на услуги ЖКХ особенно наглядно демонстрируют результаты исследования, проведенного в прошлом году специализированным журналом «Вода Magazine». В ходе сопоставления реальных тарифов на холодную воду и канализацию, установленных в 100 крупнейших городах России, выяснилось, что они различаются более чем на порядок. Так, в Абакане холодное водоснабжение в прошлом году стоило 4,48 руб./куб.м, а в Салехарде — 53,93 руб./куб.м. Услуги на водоотведение в Махачкале оценивались в 2,37 руб./куб.м, а в Салехарде — в 56,12 руб./куб.м. Тарифы на воду в Иркутске в четыре раза ниже, чем в Сургуте, а в Черкесске вода в 2,5 раза дороже, чем в Нальчике. То же самое наблюдается с тарифами на водоотведение. За канализацию в Тольятти платят больше, чем в Магадане, в Сочи она дороже, чем в Якутске, и в шесть раз дороже, чем в Махачкале. В Назрани тарифы на водоотведение выше, чем в Петропавловске-Камчатском, а в Томске канализация в два раза дороже, чем в Новосибирске.
За два месяца этого года при среднем росте цен на 2,5% холодное водоснабжение и водоотведение подорожало на 16,6%, горячее водоснабжение — на 15,3%, отопление — на 13,6%, электричество — на 11,5%. Ясно, что в основном коммунальные тарифы увеличиваются раз в год, с 1 января. До конца года их рост вряд ли превысит 12–13%. Но в любом случае это много выше ожидаемой правительством к концу года инфляции в 6,5–7,5%.
Тарифы на услуги ЖКХ стали невыносимы даже для малого и среднего бизнеса. На состоявшемся на прошлой неделе V съезде Объединения предпринимательских организаций России (ОПОРА) президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон пожаловался на то, что «государство одной рукой сдерживает цены, а другой поднимает тарифы на услуги естественных монополий».
И государство, и население стали заложниками отсталости нашего коммунального хозяйства, уверены эксперты. «Мы как потребители несем на себе бремя износа и устаревания всех фондов ЖКХ. А так как износ от года к году увеличивается, то мы вынуждены платить все больше и больше. Мы оплачиваем не только поставку воды, но и все аварии, потери, низкий КПД котельных, плохую организацию труда, — объясняет директор Центра макроэкономических исследований компании BDO в России Елена Матросова. — У нас в ЖКХ имеется гигантский потенциал снижения издержек и тарифов за счет проведения глобальной модернизации этой системы. В большинстве случаев КПД можно поднять с нынешних 20 до 80%. Если бы мы использовали кризис для модернизации своего жилищно-коммунального хозяйства, то могли бы радикально увеличить его эффективность, получить экономию газа, электричества, загрузить наше машиностроение, а затем и снизить тарифы».
С необходимостью модернизации ЖКХ не спорит директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики Илья Долматов. Проблема опять же в том, откуда взять деньги. «Если модернизацию проводить за счет самых компаний ЖКХ, то для этого нужны средства, которые они могут получить только за счет тарифов, — поясняет экономист. — Если привлекать к модернизации частного бизнес-инвестора, он даст деньги только в том случае, если будет гарантия вернуть их с выгодой для себя. Сделать это можно только при условии сохранения или даже увеличения действующих тарифов, по крайней мере до окупаемости проекта».
«Если сравнивать со структурой издержек в жилищном хозяйстве Европы, тарифы у нас относительно невысокие, — уверен директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города Сергей Сиваев. — Их проблема в том, что они отражают не только эффективные, но и неэффективные издержки операционной деятельности, а при этом не формируют достаточных ресурсов на обновление основных фондов. Как следствие — недоремонты, аварийность». По его словам, расходы домохозяйств на оплату жилищно-коммунальных услуг на конец 2009 года в среднем по стране у нас были чуть меньше 6,8–6,9%. «Мировая статистика за 300 лет говорит, что если в среднем семьи тратят на жилищно-коммунальные услуги до 10% своих доходов, это в пределах цивилизованного потребления услуг. Если выше, народ голосует ногами и не платит», — пояснил г-н Сиваев.
В России в соответствии с федеральными стандартами право на дотацию при оплате жилищно-коммунальных услуг имеют семьи, у которых на это идет свыше 20% доходов. Такие расходы, конечно, могут восприниматься как существенная нагрузка из-за того, что доходы у значительной части нашего населения неприемлемо низкие, считает Илья Долматов.
Он, кстати, полагает, что говорить о необоснованности коммунальных тарифов нельзя. «Корректность и обоснованность тарифов проверяют государственные органы регулирования, зачастую по результатам экспертизы», — обращает внимание эксперт. К тому же ЖКХ само является заложником ценовой политики более крупных монополий. «Нельзя забывать о влиянии на коммунальные тарифы цен на газ, которые устанавливаются в рамках политики обеспечения равнодоходности внутреннего рынка с внешним», — напоминает г-н Долматов.
Примечательно, что в прошлом году, когда в острую фазу кризиса материальное положение россиян резко ухудшилось, власть начала бороться с крупным ритейлом. Было решено, что это он является виновником продолжающегося роста цен на фоне сокращения доходов населения и дефляции в большинстве других стран мира. В итоге к концу года был принят закон «О торговле», который резко ограничил возможности экспансии торговых сетей. Меры воздействия на коммунальных монополистов Борис Грызлов от имени власти пообещал разработать в течение марта этого года. В частности, по его словам, в настоящее время в правительстве готовятся поправки к постановлению, которое регламентирует систему предоставления жилищно-коммунальных услуг.