О русских телесериалах как зеркале души

Февраль 1st, 2018

У вас есть какие-нибудь любимые телесериалы? Они новые или старые, русские или иностранные? Или вы вообще думаете, что телесериалы – это слишком банальный жанр, чтобы тратить на них свое время?

Многие мои русские друзья не смотрят телесериалы. Но когда они, в частности, те, кто более или менее знает японский язык, приезжают в Японию, они вдруг начинают смотреть наши телесериалы. Я ни в коем случае не хочу сказать, что наши телесериалы интереснее, чем русские. Просто в чужой стране телесериалы смотреть интересно потому, что они – как зеркало, в котором отражены вкусы и быт этой страны. Правда, зеркало это – искажающее, оно отражает не реальный мир, а мечты зрителей.

Например, в некоторых японских телесериалах девушка, работающая секретаршей в небольшой компании или учительницей, почему-то живет в модно обставленной квартире, которую никак не снимешь на ее скромную зарплату. Такие телесериалы вполне утопические.

А бывают еще сериалы антиутопические. Они показывают мир, в который зрителям любопытно заглянуть. Зрители хотят посмотреть, в каких роскошных квартирах живут члены мафии и новые русские, в какие рестораны и “загадочные” места они ходят, какой интерьер у них на даче. Интересно посмотреть такой мир хотя бы в сериалах, ведь в реальности никогда не будет возможности туда заглянуть. (И хорошо, что не будет.)

После распада СССР русские телесериалы прошли несколько этапов. Сначала в России смотрели “западные” телесериалы – американские, мексиканские. Потом, в конце 1990-х появился, по словам британского культуролога Биргит Боймерс, “первый крайне успешный телесериал”, созданный после распада СССР, – “Улицы разбитых фонарей”. Тогда в моду вошли телесериалы о криминале – “Менты”, “Петербургские тайны” и т.д.

В начале XXI века в России вдруг стали популярными телесериалы о войне и об армии. Когда я впервые смотрела “Границу. Таежный роман” Александра Митты, я удивилась тому, что действие происходит в военном гарнизоне. В Японии телесериалов о войне или армии почти не бывает, кроме коротких телесериалов, которые показывают каждый год в августе, чтобы отметить окончание нашей последней войны 64 года назад.

Тема “Границы” – не сама война, а любовь офицеров и их жен. Но потом появились настоящие “военные” телесериалы – такие, как “Диверсанты”, “Штрафбат” и т.д. Я смотрела эти сериалы с большим интересом. Как там изображают войну, вождя, солдата, врагов? Я задавала себе вопрос: могут ли телесериалы о Великой Отечественной войне пробудить в зрителях национализм?

Почему и для каких зрителей в России сняли так много “военных” телесериалов? С одной стороны, понятно, что создали такие телесериалы в 2005 году, чтобы отметить 60 лет Победы. А с другой стороны, почему ни в одной другой стране, победившей в войне, не сняли такого количества телесериалов о ней, как в России? Думаю, эксплуатация военной темы индустрией развлечений является общей особенностью России и Голливуда.

Меня интересует также такой вопрос: почему экранизация классики (телесериалы “Идиот”, “Мастер и Маргарита”, “Доктор Живаго” и т.п.) опять стали модными в сегодняшней России? Значит ли это, что мрачные темы войны, мафии и криминала надоели зрителям? Или телекомпании теперь не хотят рисковать, тратить огромные деньги на новые сюжеты, которые, возможно, потом окажутся совсем не интересными ни для зрителей, ни для спонсоров? (По той же причине сейчас в Японии телекомпании охотно экранизируют комиксы.) А, может быть, воскрешение классики связано с желанием вернуться в “великую” русско-советскую культуру, в “великое” прошлое?

“Рукописи не горят” – писал Булгаков. А сценарии некоторых телесериалов горели бы хорошо, так как они далеко не шедевры. Но все-таки любопытно посмотреть и подумать о телесериалах. Вдруг различишь в них общественные тенденции, а, может быть, и государственную идеологию.


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние записи