Нерадивый бизнесмен…?

Апрель 15th, 2018

Нередко доводится как слышать, так и читать мнения своих сограждан, которые, мягко говоря, всячески обвиняют и корят предпринимателей, производящих и/или продающих некачественный товар. Обвиняя нерадивых производителей и продавцов чуть ли не во всех бедах и горестях человечества, обыватели зачастую фактически делают слово “бизнесмен” синонимом к слову “бандит”, а те, кто лелеют в глубине души ещё и антисемитские или социалистические настроения, вдобавок прикручивают лавке предпринимателя флюгер с надписью “жид” и, соответственно, “капиталист”.

С одной стороны, подобное отношение кажется оправданным – ну а как ещё можно назвать человека, травящего своих соседей просроченными глазированными сырками, год пролежавшими в грязном подвале, и лепящего для них же пельмени, у которых от традиционного представления об этом продукте, осталось лишь название? Очевидно, что все предприниматели сплошь супостаты да негодяи! Но уж если в России дела действительно обстоят так, что в магазинах и на фабриках одни изуверы, то почему же тогда в той же Швеции наткнуться в маркетах на испорченный или действительно низкокачественный товар, в составе которого есть откровенно вредные компоненты, практически невозможно? Нет, конечно, расовая теория всё непременно бы объяснила, сославшись на врождённую абсолютную честность арийцев и противоположные качества всех остальных, да незачем нам с вами жонглировать мифами, когда есть реальные причины, проливающие свет на нашу “загадку”.

Сперва ответим на простой вопрос: какова цель обыкновенного бизнесмена? Правильно – получить максимальную прибыль. Так зачем же производить товар А, затрачивая на его производство 100 рублей и продавая затем за 150, в то время как можно заменить компоненты на более дешёвые и менее качественные, но затратить при этом 50 рублей и продать наш получившийся товар Б, допустим, за 120 – и прибыль больше и выглядит для покупателя привлекательнее в плане цены в сравнении с продуктом А. Точно также: где смысл тратиться на поддержание нормальных условий хранения, если гораздо менее затратно держать товар как придётся. И логика предпринимателя проста: и так купят. И, что самое главное, – покупают.

В этом и кроется первая причина “недобросовестного” поведения бизнесмена. В условиях рынка есть только один вид экономического сигнала, который даёт знать одному агенту об (огрубляя) отношении другого к тому, что предлагает первый – это цена. Выражаясь яснее, в нашем случае, покупатель, взаимодействуя через цену с продавцом/производителем, может выразить своё отношение к определённому товару или торговой точке в целом путём совершения или не совершения акта покупки. Например, вы наряду с другими покупателями постоянно натыкаетесь на просроченные товары в гипермаркете близ вашего дома. Типичная реакция после попадания испорченного продукта в ваши руки, как правило, будет заключаться в жалобах кассиру, ворчании, скрипе зубами и… очередном походе в этот же самый магазин, когда вам вновь понадобиться заполнить полки холодильника. А на самом деле, все покупатели должны просто-напросто перестать покупать товары в этом магазине. Всего лишь через пару дней после принятия этого решения большинством потребителей магазин уже будет испытывать определённые проблемы, а вскоре и вовсе рухнет разорившись.

Однако, это не всё, что должен предпринять грамотный и умный покупатель, который ценит хорошее отношение к себе. Существует множество различных организаций, которые занимаются защитой прав потребителя – попутно с бойкотированием товара/магазина нужно забрасывать их официальными жалобами и претензиями в письменном виде. Не нравятся заплесневелые прилавки универмага через дорогу – вперёд, в санинспекцию; и так далее. Решающим фактором выступает массовость – единичными обращениями кардинальных перемен не добьёшься. Вот почему особо важны личная ответственность и желание повлиять на ситуацию, что вполне осуществимо.

В качестве второй причины, потакающей укоренению текущего положения дел, выступает государство. Во-первых, товарищи депутаты и чиновники никак не могут – вернее сказать, не хотят – решить проблему производственных стандартов: касаемо пищевых продуктов, в СССР повсеместно был (и частично до сих пор есть в современной России) ГОСТ, который гарантировал качество на уровне. С введением ТУ отвечать за него – качество – стало не нужно: покупая товар с означенной пометкой, по сути, потребитель получает кота в мешке, за которого никто не ручается. Во-вторых, из-за коррупции деятельность различных проверяющих комиссий, проводящих плановые инспекции, имеет близкую к нулю эффективность: обычно итоги ограничиваются энным числом купюр в карманах пресловутых инспекторов.

Среди каких бы то ни было иных причин я бы выделил ещё одну, о которой уже многие в различных контекстах упоминали и до меня: отсутствие чёткого разделения собственности и власти. Опасение того, что твой бизнес может быть отнят через пару лет кем-нибудь из ряда власть предержащих, значительно снижает стимул раскручивать марку, а значит и стремиться к высокой планке качества, которая должна сопутствовать известному бренду дабы к нему было доверие и последующий высокий и стабильный спрос. Этот фактор усугубляется тем, что в РФ в большинстве отраслей царит рынок монополистической конкуренции, закрепиться на котором стоит больших усилий и денежных вложений вкупе со связями в частности, т.е. пробиться сквозь сплочённый строй, договорившихся между собой рыночных игроков, очень и очень непросто.

Из этого вытекает и следующий вывод – монополистическим конкурентам гораздо легче диктовать свои условия покупателю, вступая в сговор друг с другом. Впрочем, следить за этим призвана хотя бы и ФАС.

В результате, предприниматель ведёт свои дела в тех условиях, в которых он существует и если ни покупатели, ни государство ничего по существу не предпринимают против, то он и будет продолжать производить и продавать некачественный товар, получая свою максимальную прибыль. Но если эти самые условия будут меняться под воздействием потребителей – нас с вами, и упомянутого уже государства, то бизнес автоматически будет вынужден играть по нашим правилам, и я уверен, что это не составит для него труда, т.к. он продолжит стремиться к получению максимальной прибыли, но уже действуя в иных, заданных ему, рамках, вот и всё.


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние записи