Мы пойдём другим путём: об образовании в России. Часть 2

Апрель 27th, 2018

2.Путь РАЗУМА – РЕЗУЛЬТАТА

Ещё в 80-х я понимал всю бестолковость забав с «литрами». Хотя и их следовало где-то урезать. Всё дело в РЕЗУЛЬТАТЕ.

В том УРОВНЕ, до которого будет развито понятие, ОБРАЗОВАВШЕЕСЯ во внутреннем мире ученика.

Тут вот Дворкович сказал, что не врал учителям. Чушь и откровенная ложь. Рождённные в СССР и России с малолетства приучаются ВРАТЬ тем, кто СВЕРХУ, воспринимая их как что-то инородное и ЧУЖДОЕ – не моё. Кроме мнений семьи – КУЛЬТИВАЦИЯ ЛЖИ происходит 10 лет в школе, 5 лет в вузе и … всю оставшуюся жизнь. Потому – либо слова его ЛОЖЬ. Либо – НЕ НАШ.

В отличие от его слов, я в журнале – ПИСАЛ то, что им нужно, которое часто не соответствовало реальности. ВСЁ. И делал ДЕЛО.

План воспитательной работы списал, т.к. «птичий язык» ПУСТЫХ фраз ЛОЗУНГОВ-ЖЕЛАНИЙ для меня всегда – дик (потому говорил, даже – на самых высоких совещаниях «птицеговорящих», почему-то, по-русски). И 12 лет менял обложку плана.

А вот ВРАТЬ детям – «грех». Да и бесполезно. Ибо, они лучше любой лакмусовой бумажки чувствуют даже фальшь. Работая со мной после уроков в кабинете, мои двоечники, между делом, подсмеивались (прикалывались) над «культурно-воспитанными» учительницами, явно разделяя «маску» с хорошими литрами и грустно-гнилое «нутро» – противоположное благообразной «маске».

Благо, я таким «грехом» не обладал. За что и уважали, хоть и был строг.

Правда, в первый же месяц они меня «поймали» на разрыве между «словом и делом». «Вы говорите, что курить вредно, а сами курите». «Ребята! Посмотрите на Колю (лучшего спортсмена). Если я сниму галстук, костюм, встану на стол, то Сеятель Остапа Бендера из х/ф будет красавцем (всю жизнь я-худой, но жилистый). Хотите быть такими же, чтоб на пляже на Вас девушки внимания не обращали – курите!».

Уже в первый год явно определил ПРАВИЛА ИГРЫ.

Из озаглавленного материала явно определял для учеников – что из этого должно ОБРАЗОВАТЬСЯ в головушках?

В отличие от необходимости тупо писать три ПУСТЫЕ «цели» урока – воспитания, развития, обучения (которые миллионы учителей писали и пишут, затрачивая силы на ПИСАНИНУ пустых лозунгов-пожеланий), у меня было тоже три цели – планируемого РЕЗУЛЬТАТА.

УРОВНИ освоения понятия

1. ЧТО должно ОБРАЗОВАТЬСЯ в голове самого слабого, КАК этого достичь (подобрав задания, эксперименты и др.).

2. То же для основной массы. Здесь была одна сложность из раздела КАК (для 1 и 2) – работа ПЕРЕВОДЧИКОМ «языка учебника» на «язык мышления» ученика. Который, для большинства взрослых – конкретен, не говоря уже о детях.

3. То же самое – для более способных.

Цель 2 особо не сложна – для этого есть традиционные учебники и задачники.

Об отметке «5».

Немного посложнее с 3 (вспоминаю свой дневник, весь красный от замечаний, т.к. решив за 5-10 минут положенные задания, уловив СУТЬ – потому остальное было неинтересно, получал «Плохо вёл себя на уроке»). Благо для таковых были задачники от Гольдфарба до Козела. Осталось только сделать самое главное для олимпиадников – выделить основные МЕТОДЫ и подобрать задания для их освоения. Обучение методам даёт результат многократно лучший со стократно меньшими затратами усилий, чем тупое прорешивание задач по теме.

А текст учебника они и так могли понять, не особо нуждаясь в помощи переводчика.

Сложнее было с целью 1.

О СЛАБЫХ – никто никогда не думал и не думает. Потому – никакой литературы не писали и не пишут. Приходилось искать и придумывать самому, специально для этого углубляясь в изучение психологии.

«Человек – это НОЛЬ». В, первую очередь, СЛАБЫЙ.

Отступление. О русской национальной идее.

По мнению Н.А.Бердяева – сочувствие, сострадание слабым – чисто русская тема.

Которая раскрыта русскими писателями 19-го века, всемирно признаваемыми вершиной искусства.

Это качество он полагал признаком №1 понятия «интеллигент»

Как видно, коммунисты начали уничтожать русский дух (в т.ч. физически интеллигенцию), прикрывая интересами народа свои ложные ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, новые у власти, прикрывая этим же «фиговым» листком ЛИЧНЫЕ материальные интересы единиц, интенсивно его добивают.

Вот и звучит спокойно с экранов ТВ из уст гендиректора НТВ фраза о «пушечном мясе» – общественном мнении, которое соизволяет мешать творить ВЛАСТИ, то, что ей вздумается, в интервью с Д.А.Медведевым.

Но вернёмся к нормальным, более человечным, подчас, более умным – моим двоечникам.

Аморфная цель часто равна отсутствию цели.

КОНКРЕТНАЯ ЦЕЛЬ.

У меня в кабинете висел листок-программа, в котором

в первом столбце был вопрос программы (ныне – стандарта),

во втором типы заданий (ныне уровень А) , который необходимо уметь решать для получения отметки «3» по данному вопросу и конкретные №№ заданий из задачников, любое из которых может быть предложено для проверки.

Заранее известные задания (математики знают это по текстам экзаменов для 9-го класса).

Ниже – типы заданий и №№ на «4», ниже – на «5».

Учёт

Для фиксации уровня достижения учеником по каждому вопросу был журнал .

В первом столбце – как обычно Ф.И.О. учеников, а по горизонтали вместо дат – № соответствующего знания или умения (которые были выписаны на правом развороте) – в соответствии с отмеченным листком КОНКРЕТНОЙ программой.

Заполнялся после проведения самостоятельных, контрольных, зачётов и др.

Отличие. Если «2» по этому вопросу – клетка пустая, 3- закрашена нижняя треть, 4 – 2/3, 5 – вся клетка. Дело в том, что когда ученику поставят любую отметку в журнал, то ВСЁ. К этому вопросу он уже никогда не вернётся. А я своим давал время – до месяца. Хотите исправить – пожалуйста. Такого-то числа переношу в классный официальный журнал.

В обычном журнале не всегда поймёшь – за что отметка. А за контрольную – вообще интегральная «братская могила» – итог.

Здесь же – диагноз – где проблемы. И что можно улучшить. А на листке – как.

О неФИЗИКЕ для многих детей

В отличие от нынешних текстов ЕГЭ «математизированной» физики, в которой часто теряется физика и уровень сложности определяется количеством математических действий, в то время у меня было нормальное (с точки зрения и психологии) понимание УРОВНЯ освоения ПОНЯТИЯ учеником, потому отметка 3 означала лишь начальный уровень освоения понятий – уровень представлений о явлении и умение применять для анализа реальности и использовать в жизни. Зачастую – уровень определения (академической тягомотины учебников) не требовался.

Хотя в тетрадях детей и был ПЕРЕВОД определений на «их язык».

Знает – почему взлетает воздушный шар или плавает многотонный корабль и т.п? – 3.

А если скажет – что надо сделать, чтобы корабль от пробоины не потонул или – куда положить холодную тряпку для более быстрого охлаждения чайника – может, кому-то и 4. (Хотя формулировку и формулу и не знает). Благо, был задачник Тульчинского М.Е.

Другими словами – наша школьная физика страдает повышенным вниманием синтаксическими аспектами понятий (связями между знаками), которые, в основном – линейные уравнения, максимум – квадратные. Часто, решив уравнения, получив ответ, сверив – правильно, дети считают – ВСЁ. Решено.

Но это не есть физика. ФИЗИКА заключается в соотношении знаков и реальности (семантика). И в умении применять понятия в жизни (прагматика).

Тогда был «железный занавес». Когда я позже прочитал тексты PISA (см. итого сегодня для России http://www.rian.ru/analytics/20101213/308018108.html) , то убедился, что был прав.

Они также проверяют УРОВЕНЬ сформированности понятий и умение применять в жизни (семантические и прагматические аспекты понятий) – в т.ч. ФИЗИКУ.

По этой причине + КУЛЬТИВАЦИЯ в последние 10 лет НЕОБУЧЕНИЯ вследствие МОДЕРНИЗАЦИИ отмеченного пути №1 иноземными реформами мы, упорно стремимся из самых низких мест к САМОМУ низкому.

Контроль

Контроль – это сравнение объекта с эталоном (наложил деталь на эталонную и смотришь – здесь больше, здесь меньше). Качественный результат сравнения называется оценка, количественный (в обучении) – отметка. Дело в том, что в обучении (как часто и в жизни) в качестве ЭТАЛОНА выступают ПРЕДСТАВЛЕНИЯ проверяющего о должном. Каковы они? – Проверяемомому редко известно. И вот и сидят часто дети на уроках в состоянии страха – «Что взбредёт в голову учителю спросить и как оценит?». Да и взрослые в страхе толком мало что сделают.

ПРИЧИНА любого СТРАХА – НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, неизвестность того, что будет.

Но это не есть работоспособное состояние. Потому мои ЭТАЛОНЫ отметок были ИЗВЕСТНЫ (объективированы, лишая тем самым меня произвола и самодурства – неявного КНУТА некоторых учителей).

Никаких ПРОБЛЕМ с отметками – НЕ БЫЛО. Как повысить отметку? – вопрос ученика или родителя. Пожалуйста – вот типы и №№ заданий. Решит любое из них – получит.

Этот листок-программа просто был ИХ конкретными ЦЕЛЯМИ. А я – просто помогал каждому достигать свою.

С другой стороны. Что в реальности ОБРАЗУЕТСЯ во ВНУТРЕННЕМ МИРЕ конкретного человека в связи, например, со словом «вес» – НИКТО не знает. Не случайно Альберт Эйнштейн обращался к Жану Пиаже с просьбой выяснить – как образуется во внутреннем мире людей понятие «скорость»? Можно лишь судить о некоторых аспектах по его ответам на вопросы. Потому – для меня эти задания были – ИЗМЕРИТЕЛЯМИ того, какого уровня достигло то, что образовалось во внутреннем мире ученика.

В начале 90-х, став зав.кафедрой естественных дисциплин ИПК учителей, нашёл единомышленников – доцентов и Учителей (только практиков), которые сделали такие же КОНКРЕТНЫЕ программы по всем нормальным предметам (из гуманитарных – только русский язык).

А тут появилось понятие «стандарт», которое первоначально мыслилось НОРМАЛЬНО – как МИНИМАЛЬНАЯ планка. В это понятие входили также ИЗМЕРИТЕЛИ. НИИ СиМО опубликовало отдельные образцы измерителей. Практически, такие же, как и наши для отметки 3 (иногда 4).

Приняли «Закон об образовании». Функция КОНТРОЛЯ учебной работы снята с роно и передана директорам.

Но как директор историк может проверить физика? – НИКАК. («Любую «лапшу» скушает»).

Потому мы для КАЖДОГО понятия перечня «стандарта» подобрали по несколько типичных заданий уровня А (изредка Б), ориентируясь на рекомендованные отдельные предметные образцы Минобра по всем предметам и опубликовали. Эти тесты прошли апробацию в школах Чебоксар и Петербурга. Для каждого задания были определены % решаемости. Отдельной брошюрой опубликовали коды правильных ответов и диаграммы решаемости заданий.

Говорим директорам: «Вот Вам линеечка». Завуч проведёт работу, дав произвольно каждому ученику разные номера заданий по КАЖДОМУ понятию. Проверит по кодам. Подсчитает решаемость. И сверит со средним. И Вы, историк, ничего не понимая в физике, увидев, что какой-то вопрос хуже, можете сказать физику – Вот тут – недоработка. Через полгода также включу проверку этого вопроса.

Если получите процентов на 20-30 ниже среднего «линеечки» по всем пунктам – ничего страшного. Это просто диагноз слабого класса. Но если через полгода, год, два РАЗРЫВ в ситуации ЗАРАНЕЕ ИЗВЕСТНЫХ ОБЪЕКТОВ ПРОВЕРКИ и ТИПОВ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ (для всех – «стандарт») будет уменьшаться или станет равным 0 – это заслуга Учителя. Подавайте его на высшую категорию. Ибо, это более ценно, чем победа 1-го ученика на олимпиаде. Который, подчас, достигает сего при роли учителя =0.

Когда я пришёл для апробации тестов и описанных конкретных программ в 58-ю школу С-Петербурга, то директор, услыхав слово «эксперимент», хотела сразу прогнать меня с порога. «Идите Вы … в лицеи, гимназии и к пр. вывескам. Мне главное – чтобы мои обычные дети УЧИЛИСЬ.». – «Да ярлыки мне не интересны. Мне как раз интересны нормальные, особенно – более слабые дети».

Когда она послушала 10 минут и увидала материалы, то сказала: «Да я сорок лет всё хотела и мечтала сделать что-то такое. А тут – приехал молодой человек с Волги и привёз готовое». И мы с ней сотрудничали со взаимным удовольствием. Её завуч попросила лично для себя ещё комплект журналов. «Не будет учительницы – я всегда смогу сказать родителю – в чём именно проблемы у конкретного ребёнка и что надо сделать, чтобы улучшить ситуацию. Да и учительницам советовать и направлять.».

Да и многие зав.роно европейской части России, желая начать делать ДЕЛО, а не ВРАТЬ, приобретали комплект для каждой школы.

Однако.

Минобразования РФ , подготовив «Закон об образовании в РФ», после его принятия, продолжало работать в старом режиме. НАРУШАЛО и НАРУШАЕТ свой же закон.

Директора стали жёстко контролировать самый минимум, а в контрольной роно или экзаменационной спускается весь спектр заданий до максимума. Выходящий за рамки утверждённого министерством стандарта (тогда – временного).

Особо явно был виден БЕСПРЕДЕЛ Минобрнауки в плане НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОВ в 8-летнем эксперименте над миллионами детей ЕГЭ. Каждый год, кроме двух обязательных, назначался ещё один обязательный.

В программе СТАНДАРТА базового уровня по физике (1-2 часа), по которому обучаются процентов 90 детей, вообще нет «умения решать задачи». А все задания ЕГЭ – задачи для профильного (4-5 часов).

И этот ПРАВОВОЙ БЕСПРЕДЕЛ продолжается для многих детей и поныне. Государство оплачивает обучение 1-2 часа, спрашивает на ЕГЭ за 4-5. Вынуждая родителей ПЛАТИТЬ репетиторам.

Как видно, ПУТЬ РАЗУМА оказался не доступен для академиков РАО, более заботящихся о своих ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ и литрах (соответственно – гонорарах) и был ими уничтожен. Единственное, где он ещё работает (куда особо не лезли академики и модернизаторы) – начальная школа. Лет 5 назад приехали в нашу 61 школу новаторы из курса «Школа-21», с воодушевлением рассказывают о подобных журналах. Подходит к ним Бобовникова Валентина Борисовна – посмотрите – вот они. Реально работающие и заполненные. Год издания – 1994. (Конечно же – просто какие-то пункты добавлены или исправлены.).

ПЕРЕВЫПОЛНИМ НЕ ВЫПОЛНЕННОЕ по НЕ ВЫПОЛНЕНИЮ

Тут вот обсуждается новый «Закон об образовании». Зачем? – Если действующий закон НАРУШАЕТСЯ нагло и цинично Минобрнауки и НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ.

Если бы он НОРМАЛЬНО выполнялся так, как описано во второй части в соответствии с Законом, то улучшение реального КАЧЕСТВА образования было бы неизбежным. Хотя бы потому, что объекты проверки и их измерители были бы заранее известны много лет.

ИТОГОВЫЙ (школа)

В 2002г. в «Учительской газете» я и предлагал в качестве МИНИМАЛЬНОЙ планки – СТАНДАРТА по математике выбрать TIMSS и PISA , в которых нет логарифмов, дифференциалов, двойных неравенств и пр. и жёстко контролировать их как ИТОГ.

В них, как и в описанном мной подходе, оценивается УРОВЕНЬ сформированности понятия в сознании ученика. В целом же – УРОВЕНЬ сформированности мыслительного АППАРАТА для обработки информации из внешнего мира и его пригодности для реального взаимодействия «ЧЕЛОВЕК – ВНЕШНИЙ МИР». В первую очередь – для решения жизненных проблем каждого.

А так как ОБЪЕКТИВНЫЙ закон неумолим: «Делается то, что проверяется», особенно у нас, то Россия бы давно была бы в первой десятке мира по реальному КАЧЕСТВУ образования.

Другими словами, пока мы скачем по «вершкам» – количеством которых превосходим весь мир, остальные занимаются «корешками» – «копают вглубь, а не вширь». Которые как раз и нужны КАЖДОМУ человеку в жизни – ОБУСТРОЙСТВО головушек для обработки информации, количество которой катастрофически возросло с вхождением Интернета в жизнь людей.

Особо следует подчеркнуть слово КАЖДЫЙ. Ибо русская идея, что КАЖДЫЙ человек есть ЛИЧНОСТЬ, уже принята всем миром, мы же иноземными реформами многократно усугубляем советский стереотип: «Человек – это НОЛЬ», если СЛАБЫЙ. Важны только 5-10 из 100.

Которых мы на базовом уровне, практически – НЕ УЧИМ и НЕ РАЗВИВАЕМ. Потому реальное КАЧЕСТВО и сходит на нет.

В соответствии с действующим Законом – ОСНОВОЙ образовательной политики является Федеральная программа развития образования.

Программа до 2010 года по единственному ОБЪЕКТИВНОМУ критерию – результатам международных исследований, которые планировалось поднять с 30-х мест до 20-х – НЕ ВЫПОЛНЕНА. Наоборот – снижение рейтинга до 40-х.

Вместо того, чтобы «высечь как Сидорову козу» Фурсенко А.А. за ПРОВАЛ, усугубление причины провала объявляется генеральной линией на 5 лет и выделяется на это 137 млрд.р.

ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ (вузы)

Сказанное не означает упрощенчество. Речь идёт об ИТОГЕ, которое имеет ПРАВО проверять государство в соответствии с Законом.

Да в соответствии с законами более высокого уровня, чем законы любой страны – РАЗУМА и ЧЕЛОВЕЧНОСТИ.

Оплачиваете обучение 1-2 часа – проверяйте за 1-2 часа. А не за 4-5 как сегодня.

ЕГЭ нынешнего вида, разумно сокращённый, вполне подойдёт для ВСТУПИТЕЛЬНОГО – желающих.

Как показано, советская физика, проверяемая и ныне – вполне посильна и нормальна. НО.

Если КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ не сокращено. Чтобы слабый достиг уровня 3 и 4 требуется МИНИМУМ столько же времени, что и для способного на 5.

Если я тогда мог работать ЧЕСТНО, имея 4-5 часов, то сегодня, если бы имел 1-2 часа в национальной республике – НЕТ.

О грустном КОНЦЕ

Когда в начале 90-х я говорил учителям в ИПК С-Петербурга о нормальном варианте работы, то чувствовался всеобщий вздох облегчения. «Наш человек!». Не только потому, что говорю по-русски, а не на «птичьем языке», просто уже тогда учителям опротивело ВРАТЬ – а здесь: простой вариант ЧЕСТНОЙ работы.

В этом году на форуме учителей в Петербурге – чувствовалось уже недовольство мной (моя позиция сидящим была известна по ветке форума сайта). Вплоть до демонстративного выхода из зала нескольких человек при моём появлении на сцене. Правда, там были и ставленники Минобрнауки.

Почему?

Да просто 20 лет реформы уничтожали ОСНОВУ, на которой держалось реальное образование – Совесть и Честность.

Более того.

Идёт тотальное уничтожение доли УЧИТЕЛЯ в каждом при культивации НЕУЧИТЕЛЯ.

Уничтожение ПРОФЕССИОНАЛА.

Действительно. Самое сложное для Учителя:

1. задача №1 -ИНТЕРЕС к предмету (мотивация), чтобы включился движок Я-САМ.

2. работа ПЕРЕВОДЧИКОМ «языка науки» на «язык мышления» школьника.

Фурсенко сказал и делает всё для этого – УЧИТЬ только 5-10 из 100 самых способных.

Потому учителя и решили делать то, что ценят и за что платят особо –

УЧИТЬ только тех, кто ХОЧЕТ и МОЖЕТ.

Проще. Нет забот 1 и 2.

Делать ДЕЛО – не обязательно. Да и врать привыкли.

Профессионал Учитель уже не нужен. Нужен – натаскиватель-репетитор.

Остатки ПРОФЕССИОНАЛОВ уже уходят по возрасту (слишком медленно, по мнению Фурсенко). Приходят, да и жизнь научает НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМУ.

Александр Башлачёв пел в конце 80-х о наступившем ныне итоге в образовании:

«Время колокольчиков».

В начале 90-х мудрые чиновники-практики говорили, что всё это – очень хорошо и нужно. Но лет на 15-20 ты Россию опередил. Ибо враньё трудно выветрить. Теперь я думаю – путь РАЗУМА, по которому идёт весь мир, – не для нас. Враньё только многократно усилилось и усиливается. И принято генеральной линией партии и правительства.

Следствие закона РДЛ: «Если можно что-то не делать, то лучше – не делать» заполонило миры и родителей (меньше забот и отметки хорошие), и учителей (меньше работы и забот), и тем более, неразумных (пока) детей.

Проще с улыбкой рапортовать всем, что «Всё хорошо, прекрасная маркиза! Всё хорошо, всё хорошо!!!».

Если прибавить МИКРОСРЕДУ семей, особенно 90-х, говорящих о том, что ЛОЖЬ есть НОРМА и ОСНОВА УСПЕУХА – «се ля ви» тех, кто успешен на экране ТВ, то в совокупности с 20-ю годами нарастающей дебилизации и нравственного разврата детей (россиян) в школе, поколение NEXT начинаtт затопление России уже трудоспособным населением.

ВСЁ.


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние записи