Милицию нужно ставить под общественный контроль
Июль 14th, 2018
Не особо рассчитывая на декларируемую генеральскими чинами способность «правоохранительной системы к самоочищению», Дмитрий Медведев принял решение «придать ускорение» объявленной им ранее реформе МВД, что называется, в ручном режиме. А поскольку хорошо известная народная мудрость гласит, что рыба гниет с головы, то и в данном случае оздоровление силовых органов глава государства начал с кадровых перестановок на высших этажах милицейских структур.
Спустя всего несколько часов после своего выступления на коллегии МВД Дмитрий Медведев сделал достоянием широкой общественности целый ряд принятых им кадровых решений. Указами президента своих постов лишились сразу 18 высокопоставленных сотрудников МВД России. В их числе – двое заместителей министра внутренних дел (генерал-полковники милиции Николай Овчинников и Аркадий Еделев), руководители 8 региональных управлений (по Белгородской, Ростовской, Томской, Брянской, Новгородской областям, а также министры внутренних дел Тывы, Карачаево-Черкесии и Бурятии). Причем мундиры всех глав перечисленных УВД, за исключением полковника милиции Анвера Рахматуллина, работавшего в Новгородской области, украшали генеральские погоны.
Кроме того, президент освободил от обязанностей начальника Оперативно-поискового бюро МВД РФ генерал-полковника милиции Ивана Балбашова, начальника ГУ МВД РФ по Сибирскому федеральному округу генерал-полковника милиции Юрия Сковородина, замначальника ГУВД по Москве – начальника штаба генерал-майора милиции Виктора Черкашина, начальника Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД РФ генерал-лейтенанта милиции Владимира Шлемина и еще четверых милицейских начальников в ранге генералов милиции и юстиции.
Также обращает на себя внимание, что, в отличие от практики прошлых лет, на «почетную синекуру» милицейские отставники вряд ли могут рассчитывать. По крайней мере, никакой информации относительно их дальнейшей судьбы пока не имеется (за исключением Еделева, который может перейти на работу в аппарат Северо-Кавказского федерального округа). Так что, как говорится, проштрафился сам или подвели подчиненные – всего хорошего.
Весьма показательно, что начальники ряда региональных управлений внутренних дел поплатились за нарушения, допущенные их подчиненными. Источник в МВД России сообщил Интерфаксу, что к отстранению от должностей руководителей ряда региональных УВД могли привести низкие показатели в работе и громкие инциденты с участием милиционеров. «Увольнение ряда региональных начальников связано с резонансными происшествиями, участниками которых стали милиционеры», – предположил собеседник агентства, комментируя указы президента РФ об отстранении от должностей руководителей 8 региональных УВД. Таким образом, высшее руководство четко дало понять, что высшие управленцы МВД должны нести личную ответственность за происходящее в подведомственных им структурах, а не искать стрелочников среди низовых звеньев.
Одновременно президент начал формирование «внутреннего штаба реформ» в рамках самого МВД, который, по всей видимости, возглавят проверенные люди из администрации президента. Так, наряду с указами об увольнениях глава государства отдал соответствующие распоряжения относительно назначений в системе МВД РФ.
На должность замминистра Овчинникова назначен Сергей Герасимов, а место Еделева займет генерал-майор милиции Сергей Булавин. Герасимов до этого занимал в президентском аппарате место замначальника управления по обеспечению конституционных прав граждан, а Булавин – начальника департамента государственно-правового управления президента. Медведев утвердил также генерал-лейтенанта милиции Юрия Демидова в должности начальника Департамента охраны общественного порядка МВД РФ – ранее он, будучи первым замглавы ведомства, занимал пост и. о. начальника ДООП МВД РФ.
В списке других назначений, произведенных главой государства в системе МВД, фигурируют должности в Департаменте кадрового обеспечения ведомства, Правовом департаменте, Департаменте угрозыска, Санкт-Петербургском университете МВД, Академии управления МВД РФ и других милицейских структурах как федерального, так и регионального уровня.
Насколько кадровые перестановки в МВД отвечают целям и задачам заявленной властями реформы правоохранительных органов? Ответ на этот вопрос мы искали у руководителя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова:
– Мы помним, что президент четко и ясно называет главную задачу, стоящую перед руководством страны. Это – борьба с коррупцией, и это является первым пунктом политической повестки дня в России.
Безусловно, Дмитрий Медведев понимает, что систему нужно реформировать. Потому что МВД является лишь верхней частью айсберга под названием «проблемы в правоохранительной и судебной системе». Не секрет, что по большей части рядовые граждане в первую очередь в своей повседневной жизни сталкиваются именно с милицией и милицейским беспределом. Собственно, поэтому и было принято решение о реформировании МВД. Отставки ряда генералов связаны с желанием президента сломать определенные связи, о которых у него имеется соответствующая информация. Если не считать двух заместителей министра внутренних дел, то в основном в отставку отправлены «регионалы», которые засиделись, обросли связями и превратились в местных «царьков». Естественно, сейчас их убирают. Я бы сказал, что это – мощный удар по сети региональных УВД.
Я думаю, что не в последнюю очередь это связано со скандалами и коррупционными делами. При этом сокращается центральный аппарат МВД, и ряд функций убирается. Если мы действительно хотим реформировать и очистить правоохранительную систему, мы должны поменять и систему судебную. Объясню, почему. Дело в том, что правоохранительная система уже срослась с судебной. Доходит до смешного, когда ГИБДД проводит совещания совместно с мировыми судьями. И уже совсем не смешно, когда люди не могут найти в суде правду, или когда суд подвергается давлению со стороны силовых ведомств.
Наконец, в правоохранительной и судебной системе наличествуют устойчивые межведомственные коррупционные группы, которые занимаются рейдерством, крышуют отмывание денег, имеют связи в органах исполнительной власти. Причем можно не сомневаться, что желание президента реформировать МВД – совершенно искреннее, потому что у него есть понимание того, что система становится неуправляемой, поскольку иерархическую субординацию подменяет коррупция.
Другое дело, что почти все правильные президентские инициативы, которые уже были, сталкиваются с саботажем со стороны «миллионеров (если не миллиардеров) в погонах», поскольку это наносит ущерб их бизнесу. В последние годы появились явные признаки морального разложения среднего и низшего звена. Самое главное, что я услышал для себя на коллегии МВД с участием Дмитрия Медведева, – это то, что сотрудник правоохранительных органов должен не просто привлекаться к ответственности в случае совершения преступления, а таковое преступление должно рассматриваться как совершенное при отягощающих обстоятельствах. Если человек должен заниматься правоохранительной деятельностью, а на деле сам нарушает закон, то его ответственность должна быть больше, чем для рядового гражданина. И это – самое главное.
Хотя никто не спорит, что повышать заработную плату работников правоохранительных органов надо, что это тоже очень важно. При этом команды, которые идут от президента и от председателя правительства, воспринимаются разве что на уровне министров и их замов. А бюрократическая масса потом по-прежнему живет сама по себе, и в ней процветают коррупционные межличностные отношения. Для того, чтобы переломить эту ситуацию, президент должен обратиться к обществу, чтобы запустить механизм эффективной реакции со стороны государства на те же публикации в СМИ. Такого механизма пока нет, хотя о нем говорят уже давно.
Кроме того, до сих пор власти не запустили реальную модель общественного контроля. Например, общественный совет при МВД – это в основном лишь пиар-орган, который, в принципе, ни на что не влияет. Хотя во всем мире в полицейских структурах есть общественные советы, которые влияют на принимаемые решения, вплоть до кадровых.
Кстати говоря, и наше экспертное сообщество предлагает осуществлять учет мнения подобных структур при принятии кадровых решений на уровне региональных и местных правоохранительных органов. К сожалению, у некоторых людей в погонах появилось ощущение, что они находятся над обществом, хотя все должно быть с точностью до наоборот. Например, если сотрудник органов внутренних дел позволил себе моральное хамство (например, применяет мат, унижающий граждан), – это должно являться не просто административным правонарушением: за такие вещи нужно сразу увольнять. Еще один момент. У нас, когда поступает дело (например, материалы ГИБДД), судьи пишут: «Рассмотрев дело правонарушителя…» – еще до того, как они приняли решение! Т. е. человека заранее объявляют «правонарушителем» – только потому, что на него пришел материал из правоохранительных органов! На самом деле это – очень многозначительная «оговорка по Фрейду». Такую систему нужно ломать, и президент пытается это делать. Наша задача – оказывать экспертное содействие, чтобы первый шаг не оказался последним.