Мечта “советского” интеллигента в Израиле

Май 16th, 2018

Что происходит с “русскими” в Израиле

isaak_rozovsky давно не может себе уяснить, что происходит в Израиле с милыми сердцу “русскими” евреями. Почему так быстро меняется пресловутая иерархия ценностей, круг интересов?

isaak_rozovsky
Меня уже много лет интересует вопрос: что происходит в Израиле с милыми моему сердцу “русскими” евреями? Почему так быстро меняется пресловутая галутная иерархия ценностей, круг интересов, да и вообще, десятки черт и черточек в поведении, разговоре, в восприятии действительности? Разумеется, все это еще в какой-то мере сохраняется в отдельных “анклавах”, среди “ветеранов алии-90”. Крайне редко эту “галутность” можно встретить и среди репатриантов 70-х.

Но в массе своей даже приехавшие на историческую родину в зрелом возрасте, претерпевают более или менее быструю трансформацию, пытаясь приобрести “единственно правильный” менталитет (менталиют ахерет). Что уж говорить о их детях, привезенных сюда в возрасте до 10-12 лет или родившихся уже в Израиле.

По этому поводу мне всегда вспоминается гениальный и бесконечно грустный рассказ Брэдбери, название которого вынесено в заголовок этого сообщения. Там тоже переселенцы на Марс “совершали алию” в первую очередь ради детей. А дальше произошло тотальное отчуждение.

Потери (или, скажем мягче, – издержки), происходящие в процессе “исраэлизации”, очевидны. Но не для детей. Они даже не знают об этом. Мир, в котором они оказались, для них – априорная данность и единственная реальность. Им, в отличие от родителей, просто не с чем сравнивать. Вероятно, такая “безальтернативность” – штука хорошая с психологической точки зрения. Вопрос в том, что эти дети получают взамен – в качестве компенсации за неведомые им, но неизбежные издержки?

Один из возможных ответов содержится в статье Айзека Эвентова. Назовем этот взгляд “негативным”. Хотелось бы услышать иные – позитивные – версии.

На смерть легенды о хорошем мальчике

Легенда о “хорошем мальчике из интеллигентной еврейской семьи” умерла, прожив несколько десятилетий в бывшем Советском Союзе, где и родилась. А могила ее находится в Израиле – приходите поклониться все, кто еще помнит.
В еврейской стране эта легенда скончалась не сама, не от старости или болезней – ее помогли уйти из жизни. Делалось это удало и дружно, с постсионистским огоньком.
Поначалу просто подшучивали (“Если “русский” репатриант спускается по трапу самолета не со скрипкой в руках, значит, он – пианист”), затем увещевали (“Все будет хорошо, первые шаги всегда трудны, будьте терпеливы, думайте о будущем своих детей… “), потом возмущались (“А вы чего ждали? Что, вам здесь приготовили работу по специальности за щедрую плату?! Нет уж, скушайте сначала свою порцию дерьма, как все израильтяне!”), затем в сердцах пригвоздили (“Ваша алия – сплошь пьяницы, проститутки, попрошайки, и вообще надо еще проверить, сколько среди вас, евреев, свиноедов!”) и в дальнейшем только вяло отмахивались (“Отстаньте от нас со своими претензиями: вы и того, что имеете, не заслуживаете!”).

Допустим, это бытовало на уровне, так сказать, общественного планктона, который можно и проигнорировать. Другое дело – уровень официальный, от выразителей мнения которого запросто не отмахнешься – у них в руках социально-экономические рычаги, то есть деньги и власть. Они не всегда выступали так же открыто, как пошлый остряк в телестудии, обнаглевший “святоша” на улице, хабалка в автобусе или хам на базаре. Но делал это израильский истеблишмент все того же ради – сохранения собственного “первородства”. Боясь самой возможности конкуренции со стороны “русских”, он гробил будущее алии, уничтожал надежды новых израильтян на восстановление социального статуса и успешное воплощение в привезенных сюда детях.

С полного одобрения всех правительств конца прошлого – начала нынешнего столетий во главе с Шамиром и Рабином, Нетаниягу и Бараком, Шароном и Ольмертом весьма мнительное и памятливо-ревнивое сообщество старожилов и уроженцев страны отгораживало себя от “русских” как только могло. Бюрократия – партийная и правоохранительная, религиозная и светская – была его орудием, с помощью которого репатрианты загонялись в гетто и становились не менее обидчивыми и подозрительными изоляционистами, чем их гонители.

Сообща они своего добились: через 20 лет после начала массовой репатриации портрет молодого “русского” израильтянина разительно отличается от того, каким виделся окружающим молодой человек еврейского происхождения в бывшем СССР.
Вот только два эпизода конца минувшей израильской недели. В прошлую пятницу на набережной города Бат-Яма получили ножевые ранения два молодых репатрианта – 20 и 21 года. Их лица и руки изрезала ножом… 16-летняя “русская” девчонка, напившаяся, как говорили раньше, до положения риз. “Снимать церковные облачения” – это конечно не о ней, на которой и джинсы-то по новой моде неведомо как держались. Зато нож они выхватила именно из кармана штанов и набросилась с ним на парней, сидевших за столиками при входе в приморский бар. Так она, выдувшая 5 (пять!) кружек пива, протестовала против того, что ее уже не пускал в бар даже его владелец, не раз пользовавшийся сексуальными услугами малолетки. Это она сама проорала перед тем, как порезать случайных посетителей.

В тот же вечер в больницу “Рамбам” в тяжелом состоянии, с множественными челюстно-лицевыми переломами, был доставлен 45-летний житель города Нацерет-Илит Олег Комков. Его почти до смерти избили “русские” подростки 16-17 лет. Они, видите ли, не смогли простить замечания, сделанного супругой Олега недорослям, уничтожавшим рекламные щиты на автобусной остановке. Юные садисты набросились на вступившегося за жену Олега и били его, пока тот не потерял сознание. Один из парней владеет приемами каратэ, именно он особенно постарался над лицом пострадавшего. За пару месяцев до этого резервист Армии обороны Израиля Олег Комков вернулся из Хеврона, где его пощадила арабская пуля или осколок, а два года назад сержант запаса уцелел на Второй Ливанской войне. Зато дома его изувечил “русский” кулак.

По всем израильским СМИ – на иврите и русском – прозвучал тревожный отчет Израильской ассоциации защитников прав детей и подростков, согласно которому 17.4% малолетних преступников – дети выходцев из бывшего СССР, при том, что пропорционально “русские” ребята составляют лишь около 8 процентов соответствующей возрастной группы израильтян.
Газеты, радио, телевидение и интернет-сайты цитировали слова председателя ассоциации Ицхака Кедми: “Израиль превращается в обычную страну Третьего мира, где дети из бедных семей неминуемо становятся преступниками. У нас это будущее уготовано “русским” и арабам…”

Детьми израильских арабов криминалитет прирастает уже шесть десятилетий, а сыновья и дочери бывших советских евреев пополнили группу риска не так давно. Точнее говоря, тогда, когда их родители окончательно расстались с надеждой поправить свои дела в новой стране, вернуться к профессии, перестать с утра до ночи горбатиться на непрестижных работах за унизительное жалованье, избавиться от непомерных и убийственных долгов банкам. Когда они, взрослые репатрианты, поняли, что вряд ли увидят здесь своих детей врачами и адвокатами, инженерами и журналистами, как это в свое время удалось их собственным отцам и матерям в рухнувшем Союзе. И у людей опустились руки. Нужно ли более наукообразное определение люмпенизации?

Не менее тревожную картину обрисовал и Центр местной власти, распространив в израильской прессе информацию о том, что “русская” молодежь в Израиле спивается. По данным Всемирной организации здравоохранения, Израиль занимает второе место в мире, после Украины, по потреблению алкогольных напитков детьми и подростками, и абсолютное большинство юных выпивох – выходцы из семей репатриантов из стран бывшего СССР-СНГ. Основной мотив ребячьего пьянства более чем взрослый – убежать от серой, беспросветной действительности. Нередко это подражание взрослым, начавшим пить горькую в условиях “братского приема на исторической родине”.

Тенденцией роста пьянства в “русской” подростковой среде беззастенчиво пользуется израильская частная торговля. Наплевав на все существующие запреты продажи спиртного несовершеннолетним, хозяева лавок и небольших магазинов отпускают им любые алкогольные напитки в любое время суток и в любых объемах – лишь бы платили. Безденежные “русские” ребята покупают водку самого низкого качества, зачастую – просто фальшивку, сварганенную в соседней деревне. А такое “крутое” пойло не только валит наповал, но и нередко вызывает тяжелое отравление.

Полиция предпочитает не вмешиваться в “сделки”.
Во-первых, ничем, кроме штрафа (весьма скромного и почти не ощутимого на фоне роста продаж), подобное нарушение торговцам не грозит. Лишить же лицензии на продажу спиртного может только суд, в который еще надо подать, собрав кучу документальных свидетельств и доказательств, и решения которого реально дождаться только спустя годы.
Во-вторых, в небольших городках, в районах компактного проживания, в так называемых “шхунот”, каждый полицейский знает любого лавочника, а лавочник – полицейского. Так станет ли свой вредить своему из-за чужих?

Бойко идет продажа горячительного с “нагрузкой” в виде энергетических напитков и прочих легальных и полулегальных заменителей “дури”. Хотя и самые что ни на есть тяжелые и легкие наркотики уже давно и успешно конкурируют в “русской” подростковой среде с пресловутой “проклятой”.

Согласно данным, собранным и распространенным Национальным управлением по борьбе с наркоманией и алкоголизмом в Израиле, в 2007 году среди подростков в возрасте от 12 до 18 лет, репатриировавшихся из стран СНГ, 84% употребляют спиртное и 35% – наркотики.
В динамике это выглядит так: среди детей из репатриантских семей показатель употребления наркотиков возрос с 5% в 1992 году до 15% в 2005, а в религиозных семьях старожилов и уроженцев страны данный показатель вырос за тот же срок с 3% до 7,5%, в светских – с 5% до 13%.

…”Картина маслом”, – как сказал бы подполковник Давид Гоцман из “Ликвидации”. А прекраснодушные и столь же хорошо информированные оппоненты посоветовали бы обратить внимание на то, что каждый пятый боец элитных боевых частей ЦАХАЛа родом из бывшего СССР, каждый шестой студент любого из вузов Иерусалима, Тель-Авива, Хайфы, Беэр-Шевы и Ариэля – выходец из “русской” общины и израильский хай-тек наполовину состоит из молодых русскоязычных специалистов. Дескать, “не клевещи на нашу молодежь – она опора наша и оплот!”

Еще более патриотично настроенные господа станут винить Еврейское агентство. “Сохнут собирает по городам и весям бывшей советской империи людей, имеющих минимальное или вовсе не имеющих отношение к еврейскому народу, что проявляется в действительной национальной самоидентификации новых иммигрантов, их моральном облике, бытовых привычках, а также традиционных для иных народов пороках, завозимых в Израиль” (закавыченное – цитата из типичного письма в редакцию израильской русскоязычной газеты). Кто-то философски объяснит происходящее в Израиле изменениями, происшедшими в странах исхода с приходом бедового и циничного постперестроечного поколения на смену “милым еврейским очкарикам” 1970-80-х. А самые борзые ревнители чистоты крови, как обычно, свалят все на проклятущие смешанные браки и окаянную ассимиляцию. Оно, конечно, задним умом все сильны, и найти виновных можно в чем и где угодно…

Да только порой оторопь берет, когда стоишь на автобусной остановке возле хваленой физико-математической школы и слышишь, как отчаянно матерятся по-русски мальчики и девочки, родившиеся в Израиле или привезенные сюда малышами.

Да только поневоле убыстряешь шаг, когда проходишь вечером мимо компании “русских” подростков, расположившихся с пивными банками и водочными бутылками в тихом скверике.

Да только не знаешь, куда себя девать, когда очень молодой “наркоша” подходит к твоей машине и просит милостыню на иврите с неистребимым русским акцентом.

Да только съеживаешься душой, когда думаешь, что произошло с “хорошим мальчиком из интеллигентной еврейской семьи” и кто на самом деле в этом виноват…


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние записи