Кто нас окружает – единомышленники или подхалимы?

Сентябрь 25th, 2017

Инфантилы, льстецы и трусы

Сотрудники, которые соглашаются с руководителем всегда и во всем, либо делают это сознательно, либо просто не могут бороться с собственной бесхребетностью. «Поведение людей, не имеющих собственного мнения, как правило, вызвано определенными личностными особенностями — это инфантилы, — комментирует руководитель отдела карьерного консультирования центра тестирования и развития „Гуманитарные технологии“ Анна Мухина. — Они предпочитают перекладывать ответственность на окружающих, и их позиция распространяется на все сферы жизни, а не только на работу».

Лесть также может быть оружием хитрого интригана. Поведение работника в этом случае объясняется личностью самого руководителя, считающего, что существует только две точки зрения — его собственная и неправильная.

Некоторые люди слишком неуверены в себе, чтобы спорить с руководителем. Возможно, дело в каких-то прошлых переживаниях, а может быть, сотрудник только недавно пришел из компании, где ему на всю жизнь преподали урок молчания.

Обманчивый покой

Так или иначе, но соглашательство подчиненных вряд ли поможет рабочему процессу. В споре рождается истина, но если вы нейтрализуете все источники критики, то со временем вам будет все сложнее добиваться необходимых результатов. Вы перестанете замечать собственные ошибки: нелегко оставаться самокритичным, если каждый день вас убеждают в том, насколько гениальны ваши предложения. В итоге глаз замыливается, и, однажды приняв неправильное решение, вы навсегда свернете на неверную дорожку.

«Даже творческому начальнику, пышущему идеями, обязательно нужна оценка его действий, тем более если речь идет о креативной работе, которая предполагает вклад каждого сотрудника, — соглашается Анна Мухина. — Об эффективном построении команды можно говорить, если у каждого подчиненного существует своя роль — генератор идей, критик, исполнитель и т. д. А если нет никакой критики, невозможно понять, насколько жизнеспособна идея. Лидер, контролирующий ситуацию от и до, рано или поздно все равно столкнется с проблемой. Например, в случае форс-мажора или болезни руководителя подчиненным придется принимать решения самостоятельно, а если они не умеют брать на себя ответственность, отсутствие начальника может привести к большим осложнениям».

Демократическая реформа

Если вы осознали, что ваши решения постоянно и единогласно поддерживаются, скорее всего, вы сами провоцируете такое поведение подчиненных. Только осознав необходимость перемен и изменив отношение к сотрудникам, можно исправить ситуацию. Попробуйте провозгласить свободу слова. Инструменты эффективной обратной связи давно известны: совещания, просьбы высказать свою точку зрения, подготовка отчетов, регулярные беседы тет-а-тет с работниками относительно будущего отдела и т. д.

Эти же способы помогут побороть неуверенность подчиненных: дайте им понять, что вы открыты для диалога.

Если же у вас всего один «льстивый» сотрудник, скорее всего, дело в его инфантильности. Такой человек будет хорош только при выполнении механической работы. «У руководителя нет обязанности перевоспитывать своего подчиненного, — считает Анна Мухина. — Такие люди взрослеют только на фоне катаклизмов, когда человеку остается либо „погибнуть“, либо повзрослеть. Не думаю, что стоит устраивать подобные опыты в рабочей обстановке».

Вычислить подхалима

Существует простой способ отличить единомышленника от льстеца: выскажите свое мнение, а потом поменяйте его на противоположное. Если человек разделяет вашу точку зрения и смотрит с вами в одну сторону, он попытается выяснить, почему вы изменили свое решение. Для такого человека важны аргументы. А тот, кто привык соглашаться с начальником, даже не поинтересуется подробностями, а сразу встанет на его сторону.

Распознать льстеца можно по ряду других признаков. Обратите внимание, не перебарщивает ли ваш подчиненный с комплиментами. Если льстец достаточно искушен, он знает, что грубая лесть может иметь эффект обратный задуманному. Зато на умелые комплименты льстец не скупится никогда, он всегда готов сказать человеку то, что тот хочет услышать.

Вспомните, не случалось ли вам слышать от сотрудника предложения сделать за вас какую-либо неприятную работу? Если такие случаи имели место, стоит задуматься. Чаще всего с такими угодливыми предложениями выступают не искренние единомышленники, а те, кто пытается завладеть расположением начальника любым способом.

Критика и критиканство

Отличить человека, склонного критически смотреть на вещи и разумно оценивать перспективы начинаний, от критикана довольно непросто. Основной критерий — частота критических высказываний. Если подчиненному свойственно подвергать сомнению любую вашу инициативу, скорее всего, перед вами критикан.

Опасность такого подхода очевидна — человек, который готов тратить все силы на то, чтобы объяснить оппоненту сомнительность его точки зрения, часто теряет в эффективности. К тому же такой сотрудник способен на корню зарубить любую инициативу и ввергнуть весь коллектив в депрессию. Рядом с таким человеком руки опускаются даже у отъявленных оптимистов.

Объяснить такое поведение можно разними причинами. Часто человек панически боится любого, даже минимального, риска. По сути, в основе крайнего проявления пессимизма лежит тот же страх, который движет соглашателями. Так что подумайте, прежде чем переучивать податливых подчиненных: неизвестно, чем все может обернуться.

Карьерный совет дня

Оставьте патологических тихонь в покое

Не нужно перевоспитывать каждого сотрудника. Если кто-то из ваших подчиненных не любит высказывать собственное мнение и спорить, это не повод для увольнения. Он вполне может быть хорошим исполнителем, высокий уровень самостоятельности для этого не обязателен.


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние записи