Коммунальное хозяйство РФ остается в плачевном состоянии

Февраль 26th, 2018

В России, по расхожему выражению соотечественников, тема жилищно-коммунального хозяйства – это наше все. Каждому мало-мальски политически грамотному региональному начальнику понятно: хочешь удержаться в кресле, первое, что нужно пообещать людям – прекратить рост коммунальных тарифов и улучшить качество услуг в этой сфере. Иначе тебя не поймут.

В Калининграде, вероятно, начальство эту истину позабыло и получило взрыв народного недовольства – местные жители потребовали остановить рост тарифов ЖКХ, а заодно отправить в отставку руководство региона и России. С другой стороны, наверное, нет такой страны в мире, кроме России, где качество коммунальных услуг находится на поразительно низком уровне. Нетрезвый сантехник, ледяные трубы, неисправный водопровод – знакомый всем набор “прелестей” современной жизни.

Равнение на рынок

Главная идея задуманной государством реформы в коммунальной сфере заключается в следующем: собственники жилья должны стать ответственными хозяевами. Для того, чтобы они могли в полной мере воспользоваться этим правом и даже получить субсидии, им нужно создать в муниципальном образовании товарищества собственников жилья (ТСЖ). Таким образом, ЖЭКи уходят в небытие, а им на смену приходят организации, профессионально занимающиеся ремонтом. И здесь жители сами вправе выбирать, кому доверить свои средства. Можно, конечно, жить по старинке, но в этом случае государство предупреждает, что не сможет обеспечить предоставление услуг на должном уровне.

Второй задачей реформы является модернизация сферы жилищно-коммунальных услуг, переселение россиян из аварийного жилья в новое. Для этого создана Государственная корпорация – “Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”. Ее цель – помогать регионам, но не просто так, а на особых условиях, устанавливаемых центром. Последние перечислены в Федеральном законе N 185 “О Фонде содействия реформированию ЖКХ”. Конечная цель реформы – сделать сферу коммунального обслуживания рыночной отраслью, где за право отремонтировать фасад или подъезд будут бороться несколько фирм. А собственники сами выберут, какая из них и за какие деньги сделает ремонт.

Следует отметить, что даже после принятия Жилищного кодекса в 2004 году, реформа не сразу сдвинулась с мертвой точки. Лишь в 2009 году, когда первые транши из Фонда ЖКХ стали уходить в регионы, стало понятно, что намерения властей вполне серьезны. Как отметил председатель правления Государственной корпорации “Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” Константин Цицин, сегодня в тех муниципальных образованиях, где работает эта организация совместно с субъектами, под частными управляющими компаниями находится примерно 70 % многоквартирных домов. В 2007 году было около 15 %. Для более полной картины можно добавить, что Фонд сегодня работает в 81 субъекте Российской Федерации. Но не везде успешно. Некоторые регионы не могут выполнить различные требования корпорации. В Чеченской Республике, к примеру, органы самоуправления почти не развиты, значит выделять деньги просто некому.

Черная дыра энергетики

Первая сложность, с которой сталкивается реформа в стране, – это ветхость жилья. Его объемы, по состоянию на 2008 год, превышали 93 миллионов кв. метров. Из них более 11 миллионов кв. метров составляло аварийное жилье. Сегодня порядка 7 тысяч аварийных домов подлежат расселению. Не лучше обстоит дело и с коммунальными фондами. По данным Министерства регионального развития РФ, в минувшем году физический износ котельных в стране достиг 55 %, электрических сетей – 58 %, а канализации – 56 %. Около 30 % основных фондов ЖКХ полностью отслужили нормативные сроки. Президент Дмитрий Медведев на расширенном заседании президиума Государственного совета 2 июля этого года в Архангельске вынужден был констатировать: ситуация с энергоэффективностью в жилищно-коммунальном хозяйстве “безобразная”. “И наши здания, сооружения и коммунальная инфраструктура в целом – это такая черная дыра, где бесследно исчезают огромные энергетические ресурсы, – отметил глава государства. – Потери в системе теплоснабжения доходят до 60 % и даже больше на самом деле”. Медведев назвал отечественную энергетику в ЖКХ самой дорогой и неэффективной.

Не нужно объяснять, что изношенность фондов – причина роста тарифов на услуги ЖКХ в стране. Несмотря на то, что за два года из 240 миллиардов рублей Фондом ЖКХ в регионы было направлено 166 миллиардов рублей, денег этих не хватит для того, чтобы залатать все дыры в реформе, не говоря уже о модернизации сферы. Не решит всех проблем и кредит, предоставленный России Международным банком реконструкции развития по проекту “Реформа ЖКХ”. Поэтому вся надежда на сознательность собственников жилья, которые, кстати, по закону, капитальный ремонт зданий должны финансировать из своего кармана. Однако эта самая сознательность свойственна не всем россиянам, особенно среди тех, кто едва сводит концы с концами. Да и руководство регионов понимает, что основная часть жилого фонда и коммунального хозяйства была создана в СССР, а значит возложить капремонт на собственников будет не совсем справедливо.

Кадры решают все

И все же главное для реформы в России – это не найти деньги, а использовать их на благо граждан. Подтверждением этих слов являются факты возврата регионами финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда ЖКХ. Основные причины – отсутствие в местном законодательстве необходимых норм, финансовые нарушения, нецелевое использование средств и просто неспособность найти добросовестных подрядчиков. Отсутствие профессиональных менеджеров ощущается даже в Москве, где темп реформы ЖКХ традиционно выше, чем в других регионах страны. Показательны инициированные первым заместителем мэра Москвы Петром Бирюковым увольнения нескольких глав столичных районов за срыв компании по капитальному ремонту зданий. А ведь уговорить собственников вступать в ТСЖ чиновники в белокаменной зачастую могли под предлогом ремонта жилья. Одной из самых сложных проблем остается расчет коммунальных услуг. Многие, наверное, помнят, как в минувшем году власти Москвы признали, что горожане регулярно переплачивали за тепло. Было принято решение вернуть незаконно полученные излишки в размере 8,5 миллиардов рублей. Лишние деньги образовались как разница между суммой, оплаченной гражданами по жилищным квитанциям, и реальной стоимостью отпущенного тепла.

Бедность и щедрость регионов

Что же тогда можно говорить о регионах, главная проблема которых – бедность и неплатежеспособность населения? Скудные областные бюджеты могут быть брошены разве что на латание дыр. И в то же время зарождающиеся управляющие компании и товарищества собственников жилья финансово самостоятельными не назовешь. Тяжелое материальное положение наших граждан вызывает недовольство ходом реформы. Что же будет дальше? Ведь только в январе этого года, по данным Росстата, тарифы на ЖКХ в стране поднялись на 12,3–14,3 %. Плата за электроэнергию выросла на 11 %, за жилье в домах государственного и муниципального фондов – на 2,9 % и 6,1 % соответственно. Ситуация может выйти из-под контроля и превратиться в кризис неплатежей. Правда, в России есть свои особенности, которые могут в любой момент подправить “хромающую” статистику. Например, тарифы во Владивостоке после Нового года не претерпели изменений. Аналитики объяснили щедрость местного Деда Мороза просто: руководство региона всецело занято укреплением власти, а для этого необходимо спокойствие электората.

Контроль на местах

Одним из ключевых вопросов является степень участия государства в процессе реформирования ЖКХ. Еще в 2005 году федеральное правительство, ввиду бесконтрольного роста тарифов в глубинке, решило взять этот вопрос под свой контроль. Однако не прошло и нескольких лет, как от этой затеи пришлось отказаться под давлением энергетических монополий. Сегодня вопросы платежей формально решают местные законодательные органы власти. Но не секрет, что управляющие компании всецело зависят от политики предприятий ЖКХ, которые в свою очередь смотрят на поведение сырьевых и энергетических монополий и все издержки включают в тарифы.

Парадокс заключается в том, что жесткое регламентирование тарифов из центра также едва ли обоснованно. И вот почему: любая регулируемая организация будет накручивать сверх заявки, отпускаемой федеральным центром. Другое дело, если в стране будет установлена единая и жесткая тарификация, учитывающая местные реалии. Но это будет означать ломку существующей модели хозяйствования, использование административных методов управления. Безусловно, государство не может остаться пассивным наблюдателем – необходимо не только пресечение злоупотреблений региональных чиновников, но и оперативное решение проблем перераспределения полномочий между реорганизуемыми коммунальными службами и управляющими компаниями на местах.

Будущее реформы

История учит, что самая большая беда России – незавершенность реформ. Не получится ли так, что после прекращения деятельности Фонда ЖКХ (согласно 185-му Федеральному закону, госкорпорация 1 января 2012 г. будет ликвидирована) модернизация коммунальной сферы в регионах будет спущена на тормозах? И хотя правительство скорее всего продлит работу Фонда еще на некоторое время, остается немало вопросов. Смогут ли организации жилищного самоуправления после ликвидации корпорации найти средства на проведение капитального ремонта? Готово ли государство предоставить им налоговые послабления? Будет ли правительство финансировать жилищное строительство в “бедных” регионах?

Как бы упреждая эти и другие вопросы, правительство поручило подготовить Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в жилищный кодекс и в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения финансирования капитального ремонта многоквартирных домов”. Целью документа является создание в субъектах некоммерческих организаций – фондов, аккумулирующих средства, перечисляемые собственниками. Предполагается, что эти региональные структуры будут аналогичны ныне действующему федеральному фонду.

Показательно мнение директора по развитию петербургской управляющей компании “ПромИнвест” Олега Виктюка, который, коснувшись темы создания региональных фондов, заявил, что категорически не согласен со схемами, по которым средства собственников аккумулируются в какой-то точке, а часть их идет на поддержание аппарата, принимающего решения, кому деньги дать, а кому нет. В северной столице накопился отрицательный опыт по введению платы за капитальный ремонт: случалось, что ремонт проводился не в тех домах, жильцы которых его оплатили.

В партии “Справедливая Россия” считают, что в стране давно назрела необходимость принятия базового закона о жилищно-коммунальном хозяйстве. Этот документ должен обязать государство, местные власти и бизнес участвовать в финансировании капитального ремонта коммунальных предприятий и инженерных сетей. И самое главное: тарифы на жилищно-коммунальные услуги должны соответствовать прожиточному минимуму и средней зарплате россиян.

Сегодня очевидно, что кредитные организации не спешат вкладывать деньги в жилищное самоуправление и модернизацию коммунальной сферы, а большинство россиян продолжают с недоверием относиться к реформе ЖКХ, зачастую ничего не зная о проходящих в стране преобразованиях. По данным ВЦИОМа, в 2009 году доля россиян, считающих, что частные компании предоставляют более качественные услуги ЖКХ, чем государственные, сократилась с 36 % до 28 %. Но больше пугает другое: количество соотечественников, не имеющих четко сформированного мнения по поводу принадлежности управляющих компаний, осталось как и в позапрошлом году на уровне 36 %.


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние записи