Коммунальная “липа”

Август 12th, 2018

Москву сотрясают многочисленные скандалы в сфере ЖКХ

О том, что коммунальная сфера Москвы далека от идеала, известно давно. Однако такой лавины скандалов, какую мы наблюдем сейчас, столица еще не знала. “Липовые” ТСЖ, мздоимство чиновников и постоянно растущие цены стали иллюстрацией коммунальной революции по-московски. Пока наверху ищут виноватых, крайними остаются простые потребители услуг ЖКХ.

Конечно, если почитать отчеты чиновников, то у нас самый чистый, просторный, комфортный город в стране. Жаль только, что радужные заявления зачастую оказываются фикцией, очередным выслуживанием перед вышестоящим начальством.

Реальные же показатели у нас появляются неожиданно – как оправдания после чрезвычайных происшествий или коллективных протестов, которые в городе стали обычным делом. Удивительно, но Москва, при всей своей “продвинутости” в реформе ЖКХ, остается самым информационно закрытым городом. Только недавно общественность узнала, что в столице необходимо реконструировать 220 км. аварийных газопроводов, а износ систем водо – и теплоснабжения, несмотря на постоянные отчисления средств плательщиков, в некоторых домах составляет 40-60 лет. Так же почти случайно москвичам рассказали, что лишь 5 % специалистов, работающих в сфере ЖКХ, имеют соответствующую квалификацию. Этот список можно еще долго продолжать.

Помнится, как еще недавно руководители города любили щегольнуть мыслью о том, что главные проблемы сферы ЖКХ – монополизм предоставления коммунальных услуг, а также нерыночные методы работы. Действительно, деятельность прежних ЖЭКов и ДЭЗов не выдерживала критики. Для решения этой проблемы Жилищный кодекс ввел такие понятия, как управляющие и обслуживающие компании, а также непосредственное управление граждан своими домами. Логика законодателя понятна – в жилищно-коммунальном хозяйстве должны работать профессионалы, подконтрольные, в первую очередь, потребителям. На деле же оказалось, что управляющие компании были созданы на базе тех же ДЕЗов, да еще и в принудительном порядке. Т.е. от полупьяных сантехников горожане так и не избавились, но, что самое главное, – окончательно утратили возможность хоть как-то контролировать цены на коммунальные услуги. Пока все рассуждали о принципах реформы, в мегаполисе тихо акционировали существующие государственные и муниципальные структуры. Москвичи же вместо конкуренции на рынке предоставления услуг ЖКХ получили новую супермонополию, контролируемую высокопоставленными городскими чиновниками.

Время показало, что московские власти по-своему поняли определенную законом добровольность в использовании услуг управляющих компаний. Не счесть фактов, когда жителей новостроек в целых кварталах обязывали подписывать договора на обслуживание с конкретными управляющими компаниями. Доходило до абсурда: жители еще не переехали в дома, но фирма, за которую нужно проголосовать, уже появилась. Если проанализировать руководящий состав этих организаций, то окажется, что они созданы окружными, районными чиновниками, их друзьями или родственниками. По закону, появление управляющих компаний невозможно без решения собрания жильцов домов. Однако на практике юридический фактор некоторых дельцов от ЖКХ волновал не всегда. Зафиксированы сотни фальсификаций протоколов общих собраний жильцов. Выявлены и липовые документы на обслуживание домов управляющими компаниями. Некоторые компании устанавливали в документах плату за услуги по своему усмотрению, оставляли за собой право вводить дополнительные платежи.

Сегодня уже сами чиновники признают – по городу прокатилась волна афер с организацией товариществ собственников жилья (ТСЖ). Суды завалены исками жильцов. Известно, что большинство недовольных проживает в Северо-восточном и Северо-западном округах столицы, а также в Зеленограде – там больше новостроек и, как не прискорбно, простора для нечистоплотных чиновников. По некоторым данным, в городе было создано более 300 “липовых” ТСЖ. В то же время зарегистрировано всего 11 тыс. товариществ собственников жилья – цифра более чем скромная для такого мегаполиса как Москва.

О криминальных связях реформаторов ЖКХ в Москве свидетельствует фиаско Абесалома Гулордавы – одного из столпов столичного коммунального хозяйства. Следствие выявило, что респектабельный 52-летний бизнесмен похитил сотни миллионов рублей, выделенных подконтрольной ему фирме на капремонт зданий и благоустройство города. Ее сотрудники выполняли работы не в полном объеме, а подкупленные чиновники подписывали заведомо ложные акты о выполнении работ. Фирма действовала в 15 районах столицы. Кстати, Гулордава на пару с муниципальными руководителями при госучреждении “Инженерная служба Тимирязевского района” создал более 40 фиктивных ТСЖ.

Удивительно, но на фоне подобных фактов власти еще стараются сохранить хорошую мину при плохой игре. На помощь приходит пиар. Ноу-хау столичных чиновников – распространение информации о нехватке коммунальной культуры у горожан. Очень помог чиновникам анализ потребления энергии и воды москвичами. Оказалось, что горожане крайне не экономны, в отличие от жителей ряда европейских столиц, и при этом получают немалые дотации и льготы из городского бюджета. Так что осталось только поблагодарить столичное правительство за заботу. Правда, несознательные граждане и здесь помешали правильному пониманию ситуации. Характерный пример – тихий саботаж установки водосчетчиков. По официальным данным, из 3,5 млн. московских квартир приборы учета установлены лишь примерно в 40 % из них. От счетчиков стали отказываться даже те, кому их установка ничего не стоит – льготники, ветераны. Людей можно понять: слишком много вопросов стоит за этой “милостью”. К примеру, почему потребители должны платить около 700 руб. в год за эксплуатацию водосчетчиков? Да и установка их вовсе не гарантирует, что коммунальные организации вдруг не ошибутся и не разделят объем потребляемой горячей воды по старинке, т.е. на всех поровну. Такие случаи в Москве бывали. Кстати, в этом году чиновники не улучшат плановые показатели по установке водосчетчиков – в городском бюджете 2010 года на эти цели заложена всего лишь десятая часть от необходимых средств.

Еще один знаковый “прорыв” Москвы – это создание “прозрачной” системы формирования тарифов. Цены за потребление электроэнергии, поставки газа, тепла, диктуются местными монополистами, а местные чиновники их лишь утверждают. Кстати, в начале этого года цены на услуги ЖКХ в Москве могли подняться на 30 %. Этому помешало требование президента Дмитрия Медведева не поднимать тарифы выше 25 %. Но даже тут московские власти умудрились выйти сухими из воды – дескать, давно предупреждали, что перейдут на 100-процентную оплату, но ради горожан решили повременить.

Безусловно, есть немало тех, кто почувствовал и плюсы реформы. Однако и у них накопилось немало негативных эмоций по поводу происходящих в Москве коммунальных преобразований. Как рассказал нам руководитель ТСЖ одного из центральных районов Москвы, пожелавший остаться неназваным, в его доме удалось решить вопрос с экономией потерь за электроэнергию, отопление и воду. Но несколько лет назад приходилось начинать работу в ситуации, которая у большинства даже очень энергичных людей вызвала бы отчаяние. “Заманчивая идея почувствовать себя хозяевами в своем доме сразу натолкнулась на подарок со стороны эксплуатирующей организации – оказалось, что почти все инженерное оборудование безнадежно устарело или было неизвестно куда вывезено, – рассказал он. – Только нежелание отчислять огромные деньги на мнимый капремонт, подачки сантехникам укрепило в мысли о том, что необходимо жить своим умом”. По его словам, создание ТСЖ – это полдела. Ежедневно товариществам приходится сталкиваться с массой предписаний со стороны государственных организаций, поставщиков энергии, различных служб, а также с нежеланием арендаторов покидать помещения, не говоря уже о бюрократической волоките, которая постоянно сопровождают тех, кто занимается жилищным самоуправлением.

Главное, чего добились “реформаторы” в коммунальной сфере столицы – это отчуждение людей от власти и принятия решений. В отсутствии выборности городского главы говорить об успехе реформы ЖКХ тем более не приходится. Сейчас в Москве есть органы местного, жилищного самоуправления, так называемые домкомы, которые влияют на ситуацию в этой сфере, но у них слишком мало прав. Есть здоровые голоса даже среди чиновников, но и они тонут в море “позитивной” информации.

Все, на что пока могут рассчитывать москвичи – это внимание к своим проблемам. Но очевидно, что они вправе рассчитывать на большее – на достойную жизнь в любимом городе.


Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Последние записи