Как защитить автомобилистов от произвола властей

Сентябрь 24th, 2017

«Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения!» – провозгласили в начале тридцатых годов авторы бессмертного «Золотого теленка». Спустя более полувека с тех пор автомобиль стал частью образа жизни миллионов наших соотечественников.

Сформировался целый социальный слой автомобилистов, для которых машина – не просто транспорт, но и предмет культа, а то и неодушевленный член семьи. Не случайно во многих российских семьях железные друзья получают ласковые прозвища.

Идущая бурными темпами автомобилизация содействует формированию российского среднего класса, кровно заинтересованного в социально-экономической стабильности, разумном правопорядке и эффективном государстве, основанном на уважении к человеку. Между тем до сих пор именно класс автовладельцев в нашей стране остается одним из самых незащищенных, страдающих от произвола власти и поддерживаемого ею крупного олигархического капитала.

Автомобилисты постоянно оказываются лицом к лицу с, увы, небескорыстными сотрудниками ГАИ-ГИБДД. Сверху на них обрушивается правительство с повышением таможенных пошлин и налогов на машины. На шею садятся местные власти с незаконными поборами за парковку. Сбоку заходят нефтяные монополии с неуклонным ростом цен на бензин. Сзади подкрадываются страховые компании с кабальными условиями ОСАГО. А ноги (точнее – колеса и подвеску) им то и дело стремятся переломать организации по строительству и ремонту труднопроходимых объектов, которые у нас почему-то называются дорогами. Как собственники автомобилей и водители мы платим государству триллионы рублей ежегодно. В ответ же чаще всего получаем новые поборы и унижения.

Так получилось, что с середины девяностых годов прошлого века мне довелось находиться в эпицентре борьбы за права автомобилистов. Вначале как профессиональный юрист и депутат Государственной Думы я просто реагировал на отдельные обращения автовладельцев, попавших в беду, ставших жертвами государственного произвола. Много страстей тогда кипело и по поводу нового административного законодательства, которое руководители ГАИ рассматривали исключительно как свою вотчину и где, по их мнению, не было места для прав и интересов водителей. Но довольно скоро мне стало понятно, что проблемы автомобилистов носят отнюдь не локальный характер, а образуют саму сердцевину государственной политики.

В свое время в Соединенных Штатах был выдвинут и прижился тезис: что выгодно «Дженерал Моторс» (крупнейшей автомобильной компании), то выгодно и всей Америке. Смею утверждать уже применительно к нашей стране: если хорошо автомобилистам, хорошо и всем остальным. Судите сами. Одна из самых болезненных проблем для всех без исключения – постоянный рост цен, опережающий зарплаты и пенсии. В основе же каждого очередного витка инфляции – повышение цен на бензин. Кто больше всего заинтересован в стабильных и низких ценах на бензин? Конечно же, автомобилисты. Вот и получается, что их интересы здесь принципиально совпадают с интересами всех потребителей.

Другой пример. Практически каждое наше предприятие имеет на балансе хотя бы один автомобиль. Обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) заставляет их включать сумму страховки в стоимость выпускаемой продукции. Поэтому увеличение или уменьшение страховых тарифов напрямую влияет не только на толщину кошелька собственника автомобиля, но и на цены всех потребительских товаров и услуг.

Или возьмите такую общегосударственную проблему как коррупция. Не секрет, что именно взяточничество и другие злоупотребления сотрудников ГАИ образуют самый распространенный и наглый вид коррупции. Поэтому эффективная антикоррупционная политика невозможна без успешной борьбы со взятками на дорогах. Впрочем, как и наоборот.

Написал все это и вспомнил целый ряд разгневанных обращений наших сограждан, возмущенных недостойным поведением автомобилистов и страдающих от бурной автомобилизации. Вот наиболее типичное из них:

«Уважаемый, тов. Похмелкин, защищающий автомобилистов России! У меня вот какой вопрос: А что делать мне, простому пешеходу, которого не защищает “движение автомобилистов России”, когда я вижу изгаженные газоны, на которых ставят свои машины “автомобилисты России”, заходя по надобностям в магазины, когда иду по тротуару, а мне в спину сигналят “автомобилисты России” с требованием пропустить их, ибо им необходимо объехать пробку?????

Неужели “автомобилистов России” могут остановить только заборы с колючей проволокой??? Или и в этом опять виноваты “гаишники с мигалками”??? СЛАБО ОТВЕТИТЬ? Константин (Москва)».

Отвечаю. Защищать права автомобилистов – совсем не значит потакать безобразиям отдельных индивидуумов за рулем. Кстати, от их хамства не в последнюю очередь страдают и добросовестные водители. Согласитесь также, что радение за интересы «большей и лучшей части человечества» (к коей со времен тех же Ильфа и Петрова принято относить пешеходов), вряд ли предполагает оправдание пересечения улицы на красный свет или вне пешеходного перехода. И не думайте, пожалуйста, что сложившаяся ситуация устраивает подавляющее большинство автовладельцев. Они ведь тоже ходят по тротуарам, живут в домах и хотят, чтобы на газонах росли цветы и трава, а во дворах спокойно играли дети. Однако в условиях почти полного бездействия местных властей по обеспечению собственников машин доступными гаражами и паркингами превращение в таковые жилых зон практически неизбежно.

Стравить пешеходов с автомобилистами очень выгодно лукавой бюрократии и хищническому бизнесу, желающим решать свои проблемы за наш счет. Вспоминаю, как в 2003 году на пике нашей борьбы против грабительских условий обязательного автострахования (ОСАГО) страховым сообществом была инспирирована так называемая «партия пешеходов». Она выступала за скорейшее принятие соответствующего закона, якобы призванного защищать интересы пострадавшей в авариях «безлошадной публики». Нетрудно догадаться, что как только страховщики добились своего, эта «партия» почила в бозе. Зато ко мне буквально посыпались многочисленные жалобы пешеходов и их родственников, тщетно пытающихся добиться от страховых компаний справедливого возмещения по ОСАГО.

Идеальным результатом нашего диалога стала бы совместная попытка осмыслить ситуацию на наших дорогах и реальную жизнь автомобилистов в общеполитическом контексте, в свете особенностей функционирования современной российской государственности. В то же время очень важно и другое: взглянуть на государственную политику с позиций людей за рулем, которые, честное слово, заслужили, чтобы их интересы принимались во внимание при подготовке, принятии и реализации государственно-властных решений.

Хочу предупредить корреспондентов, привыкших оценивать любую информацию сугубо утилитарно. Если вас интересует пособие по вождению и эксплуатации автомобиля, обратитесь к другим источникам. Здесь вы найдете некоторые практические советы и рекомендации юридического и психологического характера. Но для меня не это главное. Я приглашаю к серьезному разговору всех, кого интересует связь между тем, как мы ездим и как живем. Всех тех, кого ужасают цифры гибнущих в дорожно-транспортных происшествиях, и кто хочет разобраться в причинах аварийности. Очень надеюсь на откровенный диалог с принципиальными российскими гражданами, которые не хотят мириться с проклятьем нашего бездорожья, произволом и взяточничеством «гаишников» и искренне считают, что высокая государственная должность человека несовместима с «мигалками» и «крякалками» на его автомобиле, если только этот автомобиль не предназначен для оказания экстренной помощи пострадавшим людям. Рассчитываю также и на прагматиков, берегущих свой нелегко зарабатываемый рубль и не желающих платить лишнего, в том числе при покупке, регистрации и обслуживании машины, прохождении технического осмотра, на автозаправке и в страховой компании, не говоря уже о различных платежах государству и его отдельным представителям. Надеюсь, мы найдем общий язык с ними, обсуждая экономические проблемы каждого российского автомобилиста и доискиваясь до их корней.

ОПРОС: Есть ли польза от гаишников на дорогах?


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние записи