Государство предпринимает меры по наведению порядка в сфере ЖКХ

Август 30th, 2017

Чем ближе к зиме, тем энергичнее государство проводит политику регулирования в жилищно-коммунальной сфере. Очередным шагом в этом направлении стало обнародование перечня поручений президента, составленного по итогам недавнего заседания Совета по развитию местного самоуправления, которое было посвящено коммунальной реформе в стране. Основная их идея такова: государство почти полностью берет сферу ЖКХ под свой контроль, но вместе с этим уже в будущем году потребует отчет не только с местных чиновников, но и с обычных потребителей, не говоря уже об управляющих компаниях и монополистах.

С января 2010 года действия руководства страны в коммунальной сфере приобрели определенную последовательность, чего нельзя было сказать о прошлых годах. Поводом для этого, безусловно, стало недовольство населения безудержным ростом тарифов. Из-за явной некомпетентности местного самоуправления в вопросах регулирования тарифов на ЖКХ государство лишило местных чиновников полномочий связанных с ценообразованием. Еще одним шагом стало жесткое регулирование тарифов и установка так называемых потолков цен. Теперь тарифы на электрическую и тепловую энергию для населения ежегодно будут подниматься максимум на 10 % и на 14 % соответственно. Показателен и еще один “сигнал” обществу – продление по просьбе регионов работы Фонда содействия реформированию ЖКХ. Это означает, по сути, продолжение дотирования регионов центром.

Но вернемся к поручениям Дмитрия Медведева, которые является своеобразным заключительным аккордом предпринятых в этом году усилий. Так, президент потребовал от правительства до апреля следующего года определить нормативы благоустройства придомовых территорий и муниципальных образований. Кроме этого, необходимо будет разделить полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере благоустройства. К весне должны быть четко установлены права и обязанности собственников жилья.

Показательно, что правительству вменено в обязанность расширить перечень составов административных правонарушений в сфере благоустройства. А эффективность работы муниципалитетов станет главным критерием оценки их деятельности. Новые правила ждут и управляющие компании, которые станут работать в более жестких и прозрачных условиях.

Особняком стоит поручение президента “Газпрому” уравнять до марта 2011 года цены на газ, реализуемый товариществам собственников жилья, жилищным и жилищно-строительным кооперативам.

Все эти усилия руководства страны можно только приветствовать. Ведь многие из них, по сути, эффективно дополняют Жилищный кодекс. Вместе с этим, они свидетельствуют о неспособности российского рынка коммунальных услуг жить, простите за тавтологию, по рыночным принципам. Увы, но российские реалии таковы, что борьба со злоупотреблениями и перекосами на рынке ЖКХ зачастую оборачивается дополнительными государственными ассигнованиями.

Разом покончить с проблемами мешают застарелые “болезни” коммунального хозяйства: износ сетей и фондов, низкая платежеспособность и правовая культура россиян. Ситуацию усугубляет неистребимая коррупция в сфере ЖКХ. Неудивительно, что регионы неоднозначно восприняли ограничительные меры правительства. Их прогнозы по тарифам были намного оптимистичнее предложенных в итоге правительством.

Впрочем, немало вопросов вызывает анализ тарифных планов в регионах, уже утвержденных в сентябре постановлением правительства N 768 “О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2011-2013 гг.”. Возникает ощущение, что некоторые субъекты как будто живут в другом государстве – так велика разница в ценах. Например, в следующем году предел стоимости квартплаты за 1 кв. метр жилья в Дальневосточном федеральном округе составит 396,3 руб. В то же время в Московской области он не превысит 111,7 руб.

При этом совершенно непонятен характер ценообразования в макроэкономическом масштабе. Чаще всего нам говорят о двух факторах. Первый вытекает из рыночного характера реформы ЖКХ – стремление сделать коммунальные услуги самоокупаемыми. А второй – инфляция. Однако анализ показывает, что за последние пять лет цены на ЖКХ опережали не только инфляцию, но и реальные доходы населения. Обратимся к данным фонда Индустрии управления активами фондов и РЭК Москвы. Согласно им, цены на отопление за последние девять лет выросли в среднем в семь раз или на 600 %; на горячее водоснабжение – в девять раз или на 800 %; на газ и электроэнергию – в пять раз или на 400 %. При этом инфляция за истекший период увеличилась примерно на 115 %.

С 2008 года рост тарифов в целом по стране существенно опережает уровень инфляции. В то же время правительство традиционно “привязывало” данные показатели друг к другу. Поэтому статистика, вместе с последними решениями об установке потолка цен на ЖКХ, вызывает обеспокоенность. Если министр финансов Алексей Кудрин предполагает удерживать в будущем инфляцию на уровне 5 %, то не возникает ли необходимость пересмотреть предельные планки роста тарифов в сторону их уменьшения?

Увы, беспрецедентные меры правительства не дали ответа на главный вопрос: как будут лататься дыры в ЖКХ? Впрочем, он давно решается самотеком: неплатежи населения перекладываются на добросовестных граждан, а проблемы сферы наспех закрываются новыми дотациями. Если добавить к этому дефицитность многих региональных бюджетов, то становится ясно – ситуация в сфере вряд ли сильно изменится.

Если даже в ближайшие годы государство продолжит регулировать тарифы, это отнюдь не приведет к потере энергетиками рычагов влияния на ситуацию. Ведь первый и главный из них заключается в сохранении исключительного положения корпораций вместе с возможностью формировать цены на рынке услуг. Да и практика показывает, что на фоне ужесточения тарифной политики, монополисты довольно легко получают дешевые кредиты из казны. Похоже, что не сильно пострадают от последних инициатив правительства и так называемые управляющие компании, занимающиеся обслуживанием сферы ЖКХ. И хотя их деятельность вызывает немало нареканий, потребитель зачастую лишен выбора – на рынке услуг работают те же самые ЖСК и ДЕЗы, только сменившие вывески.

Кроме того, россиянам хорошо известно, что представляют собой так называемые “ненормируемые сервисные услуги”: оплачиваемая охрана, содержание входных дверей и домофонов, озеленение придомовых территорий и многое другое. Они остаются вне государственного контроля.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в крупных городах собираемость платежей за услуги ЖКХ упала примерно на 5-10 % по сравнению с минувшим годом, а в беднейших районах страны и вовсе составила 60 %. При этом наше многострадальное население остается главным плательщиком за услуги ЖКХ. Кстати, квартплата, благодаря упомянутому постановлению правительства N 768, в следующем году возрастет в ряде случаев в три раза. Так что вводимые государством ограничения на тарифы вряд ли увеличат толщину кошельков наших соотечественников.

Очевидно, что установленная планка тарифов также слишком велика для реального сектора экономики, который и определяет развитие страны. Даже небольшой рост тарифов увеличивает время выхода российских предприятий из кризиса. Ведь, по некоторым данным, падение промышленного производства в стране составило 16 %.

На этом фоне в СМИ просачиваются факты, говорящие о неподготовленности страны к зиме. В ряде регионов и городов властная вертикаль демонстрирует не только экономическую близорукость, но и управленческую неэффективность. Государство предпринимает меры по наказанию “нерадивых” чиновников, отвлекая внимание населения от реальных проблем. Однако впереди суровая и долгая зима, которая не намерена ждать результатов последних коммунальных инициатив руководства страны.


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние записи