Глеб Павловский: Медведев заявил новую стратегию

Ноябрь 2nd, 2017

В четверг президент России Дмитрий Медведев обратился с посланием к Федеральному собранию, в котором обозначил пять направлений модернизации страны. В интервью газете ВЗГЛЯД президент Фонда эффективной политики (ФЭП) Глеб Павловский отметил, что предыдущая задача по спасению государства решена, и теперь на первый план выходит приоритет перемен. По его словам, Медведев призывает скорее «взяться за работу», и именно поэтому послание было столь «неромантично» и «антиидеологично».

– Глеб Олегович, какие моменты в послании Дмитрия Медведева Федеральному собранию вам показались самыми важными?
– Это послание было лидерской заявкой президента. Заявкой на новую политическую стратегию. Новую по отношению к предыдущей. Это смена стратегии: переход от стратегии спасения России, которая была успешной, но вынужденной для Путина в предыдущее десятилетие, к системной модернизации России и превращению ее в мировое государство. Это важный поворот.

Предыдущая стратегия сработала – Россия спасена. Но она находится в жалком состоянии. Если мы хотим встать наравне с другими, мы должны не рассказывать сказки о своем величии, а взяться за работу. В этом главный посыл. Отсюда такой рабочий, неромантический стиль послания. Россия должна выжить в качестве мирового государства в современном мире. Отсюда приоритет перемен. Надо создать общество, настроенное на обновление. Наше общество сегодня не таково. Президент описывает то, чего нет, и то, чего недостаточно. Он предлагает это на разных уровнях, в том числе на институциональном, требуя, чтобы парламентские партии вели диалог с непарламентскими. Здесь такой подтекст: если мы сила, если мы взяли власть и ответственность, то мы должны не кичиться ею, а разговаривать с каждой группой. Это европейский принцип инклюзивности. Развитие включает всех, а не выталкивает наружу.

Послание очень маломосковское. Для аудитории, которая явно не видит московскую тусовку, московский политический класс. Оно повернуто к Москве спиной. Столица упоминается один раз и то для того, чтобы указать на дефицит демократического представительства в Москве, конкретно – в Мосгордуме. Медведев делает упор на развитии политической системы в регионах как базы системной модернизации России. Это очень важно, потому что главный вопрос модернизации: кто ее будет проводить. У нашего либерального политического класса превалирует идея модернизации сверху, в том смысле, что столица будет сама управлять процессом. Но это невозможно. Базой может быть только активизация региональных обществ. Президент говорит, что элитами будут те, кто впрягутся. Остальные будут уходить. И это касается не только коррумпированных групп, которым прямо заявлено, что их надо сажать, а также – усталых, выгоревших, уставших от всего людей, которые уже 20 лет находятся в политическом процессе и в каком-то смысле тормозят общее развитие.

Какие социальные приоритеты обозначил президент?
– Социальным приоритетом, безусловно, является ценность людей и их поддержка. И еще раз – мне кажется очень важной лидерская заявка. Это, если хотите, послание Медведева Путину. Около 10 раз сказано, что должно сделать правительство. В такой определенной, однозначной форме Медведев с правительством еще не говорил. Это говорит о том, что лидерская позиция в тандеме постепенно закрепляется за Медведевым, и в этом смысле его заявка на лидерство в этом послании получает своего рода рабочий план, план-график с указанием конкретных заданий и конкретных дат.

– Говоря о политической системе страны, президент высказался за справедливую конкуренцию между партиями. Как бы вы охарактеризовали данную составляющую?
– Он не просто высказался, а обозначил это как приоритет в избирательной системе и привел целый ряд предложений по корректировке, особенно на уровне местных выборов. Очень интересно, что Медведев здесь идет вслед за Солженицыным – выдвигает значение развития демократии на низовом уровне как более важное для России, чем развитие ее в столице. Большая часть времени из того, что он говорил о политике, была уделена именно развитию местной демократии. Сюда относится и все, что он говорил о честной конкуренции. Это значит, что он будет лично следить за попытками вмешательства местной исполнительной власти в политические процессы. Он в каком-то смысле простил, подвел черту под последними местными выборами, но достаточно ясно дал понять, что за этим уровнем он будет следить особенно внимательно. И здесь его предложения по обязательному присутствию оппозиционных партий на местном телевидении, думаю, – неприятная новость для сидевших в зале, как я наблюдал, губернаторов.

– Медведев заявил, что в перспективе можно отказаться от сбора подписей партиями для участия в выборах. Когда это может произойти?
– Партия «Единая Россия» должна это понимать как прямое указание президента, как предложение, от которого нельзя отказаться. И зависит это в первую очередь от нее. Я думаю, на съезде партии через неделю мы, скорее всего, услышим предложения по срокам.

– Президент много говорил о борьбе с коррупцией. По вашему мнению, насколько эффективным оказался ранее принятый пакет антикоррупционных мер?
– Пакет антикоррупционных мер хорош. Вопрос в политической воле, в его реализации. Президент обозначил, что у него эта воля есть, и он прямо объявил о неизбежных чистках в правоохранительных органах и в силовых структурах. Но при этом он предупредил, что эта чистка не будет популистской кампанией и шельмованием кадров, но она будет жесткой и неуклонной. Он обозначил цифры «жертв» уже идущей антикоррупционной деятельности, и, судя по всему, следующие цифры будут такими же впечатляющими.

– Зачем Медведеву понадобился в правительстве ответственный за ситуацию на Кавказе? Полпреды президента и местные власти не могут эффективно справляться?
– Он обозначил Кавказ как особую проблему России, как особое направление. Полпред не является исполнительной властью. Полпред – это контрольная инстанция. Он обозначил необходимость системного подхода к проблеме Кавказа для России и поэтому сказал, что необходимо в каком-то смысле в кавычках, он не назвал такого слова, – что-то типа «министерства по делам Кавказа». Так это было понято. Если в правительстве появится человек, то это будет человек с полномочиями, в сущности, министра. Необходимость такой позиции и такого направления уже обсуждалась. Это проработанная тема.

– Вас не удивило, что президент в этот раз мало времени уделил внешней политике?

– Это был демонстративно подчеркнутый момент. Президент совершенно сознательно минимизировал объем внешнеполитических заявлений настолько, что он, очевидно, не соответствует его реальному объему действий в этом направлении. Хотя бы потому, что прямо сейчас он поедет в целый ряд зарубежных поездок. Он, впрочем, сказал, что модернизация невозможна в изоляции от мира. Смысл, с моей точки зрения, был такой: «Ребята, хватит болтовни о величии России и великой шахматной доске и борьбе на ней. Давайте будем реально усиливать страну внутри. Будем заниматься реальной работой». Он хотел увести послание от соблазнов его идеологической трактовки. Послание подчеркнуто антиидеологично.


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние записи