Германия нуждается в переменах
Июль 12th, 2018
Настоящий ураган вызвало в ЕС и на мировых рынках заявление канцлера Германии Ангелы Меркель о необходимости принять новый закон ЕС, который позволит исключать из зоны евро страны, не способные выполнять финансово-экономические обязательства по Маастрихтским соглашениям. Замечание канцлера напомнило о том, что ЕC способен повторить судьбу горбачевского СССР и потерпеть крах уже в обозримом будущем под грузом экономических противоречий между странами-членами.
Выступая 17 марта в германском парламенте, канцлер заявила, что Евросоюзу «необходимо принять норму, которая в качестве крайней меры предусматривает возможность исключения из зоны евро той страны, которая снова и снова не выполняет взятых обязательств». При этом канцлер в первую очередь имела в виду размеры дефицита национального бюджета и государственную задолженность.
Как известно, входящий в Маастрихтские соглашения Пакт стабильности и роста устанавливает, что страны-члены зоны евро не должны иметь текущий дефицит госбюджета более 3% ВВП и государственную задолженность более 60% ВВП. Между тем в 2009 году Греция зафиксировала дефицит госбюджета в 12,7%, что вызвало тяжелый финансовый и социальный кризис в этой стране зоны евро. Сходные проблемы существуют и в других странах еврозоны. Как писала на днях лондонская газета «Times», в такой же ситуации могут оказаться в ближайшее время Испания, Португалия, а также Италия, которые имеют высокие уровни задолженности и дефицитов.
В связи с проведением 25 марта саммита ЕС по «греческому вопросу» проблема оказания финансовой помощи Греции была обсуждена 21 марта на совещании в ведомстве федерального канцлера Германии. В ходе обсуждения партнеры по правящей коалиции поддержали линию главы правительства А. Меркель и министра финансов Вольфганга Шойбле, полагающих, что в нынешней ситуации нет необходимости в принятии срочных мер.
Меркель сослалась на то, что Греция не объявляла о своей неплатежеспособности и не обращалась к ЕС за финансовой помощью. Таким образом, позиция Берлина вступила в противоречие с планами Брюсселя. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу высказался за скорейшую разработку концепции предоставления помощи Греции.
Министр экономики Германии Райнер Брюдерле также исключил возможность предоставления Берлином финансовой помощи Афинам. «Правительство Греции заявило, что не нуждается в финансовой поддержке и решит проблемы собственными силами. Выделение денег стало бы неправильным сигналом», – заявил Брюдерле 24 марта газете «Passauer Neue Presse». По мнению министра, не следует создавать прецедент, которым позднее могли бы воспользоваться и другие государства ЕС. Каждый должен искать выход из ситуации самостоятельно.
Более того, министр предложил разработать процедуру банкротств государств – членов Евросоюза. «Необходимо разработать такие правила в общеевропейском масштабе. Те, кто нарушают условия Маастрихтского договора, обязаны неукоснительно платить штрафы», – считает Брюдерле. По его мнению, немецкие налогоплательщики не должны расплачиваться за бесхозяйственность в Греции или в какой-либо иной стране. «Нам не нужна уравниловка на европейском уровне», – сказал министр экономики ФРГ.
В конце концов, саммит ЕС 25 марта принял решение помощь грекам оказать. Речь идет о «добровольных кредитах» отдельных стран еврозоны и финансовом содействии со стороны МВФ. Однако кредиты могут быть предоставлены лишь в самом крайнем случае: если Греция окажется не в состоянии самостоятельно получить на финансовых рынках необходимые ей деньги. То есть А. Меркель, по сути, добилась своего: помощь обещана, но ее, скорее всего, так и не будет. Ибо что-то где-то Греция все же способна получить. В том же МВФ, например. Хотя последним обстоятельством крайне недоволен президент Франции Николя Саркози, поскольку участие МВФ в «спасении» Афин автоматически ведет к усилению влияния Соединенных Штатов на внутренние дела Европейского Союза. Дело не только в «греческом вопросе»
Наблюдатели, однако, отмечают, что за подобными демаршами Берлина, ставящими Грецию в положение изгоя, стоит не только принцип строгого соблюдения Маастрихтских соглашений. Речь идет также о сложном социально-экономическом положении в самой Германии.
Начнем с бюджета ФРГ, который принят 19 марта голосами правящей коалиции двух христианских партий (ХДС и ХСС) и свободных демократов. Главный финансовый документ государства предусматривает рекордное увеличение задолженности в послевоенной истории страны – на 80,2 млрд. евро. Это вдвое выше, чем прежний рекорд 1996 года. Общая сумма новых кредитов, которые намерено взять федеральное правительство, к концу года может достичь 100 млрд. евро.
Всего на 2010 год запланированы расходы в объеме 319,5 млрд. евро. Это на 16 млрд. больше, чем в предыдущем году. Новыми кредитами предполагается профинансировать более четверти всей заложенной в бюджете суммы. Наибольшую статью расходов составляют социальная сфера и сфера занятости – 45% госбюджета. За ними следуют уплата процентов по займам и военные расходы.
Между тем рост ВВП ожидается незначительный – до 1,4%, что усложняет перспективы на 2011–2012 годы в части как борьбы с безработицей, так и сохранения хотя бы прежнего уровня жизни населения. Ожидается, что в 2010 году число безработных в Германии достигнет порядка 3,53 млн. (8,1%), а в 2011 году оно вырастет до 3,74 млн. (8,6%).
Рост безработицы происходит параллельно с сокращением зарплат. Как сообщило 3 марта Федеральное статистическое ведомство, в 2009 году средний годовой заработок по совокупности без удержаний сократился на 0,4% и составил 27648 евро в год. Падение зарплат вызвано сокращением количества сверхурочных и более широким внедрением на предприятиях неполной рабочей недели – вследствие экономического кризиса. В то же время почасовая общая зарплата в отличие от общей зарплаты на душу населения выросла на 3%. Однако радоваться здесь нечему, поскольку в 2009 году многим работникам были выплачены деньги за «почасовку», которую они выполнили в предыдущие годы.
Заметим, что падение зарплат в ФРГ произошло впервые с момента ее образования в 1949 году. То есть это явление уже само по себе расценивается как экстраординарное, плохо влияя на социальное самочувствие общества.
В сложной ситуации оказались безработные немцы. Социальное пособие на взрослого составляет 359 евро в месяц. Ребенок считается «маленьким взрослым», которому, в зависимости от возраста, полагается 60, 70 или 80 процентов от потребностей родителя. На такие «доходы» в Германии не разбежишься. Даже с учетом того, что государство оплачивает тебе квартиру, отопление и воду, новую мебель для кухни, холодильник, стиральную машину и телевизор взамен сломавшихся, медицинскую страховку и т.д. На круг безработная семья с двумя детьми обходится государственной казне примерно в 1800 евро в месяц.
Но и занятым на производстве не всегда приходится сладко. Чтобы семья работающего немца имела возможность тратить в месяц на все про все такую сумму, ее кормилец должен иметь брутто-зарплату в 2,5 тысячи евро. Но почти четверть всех немецких трудящихся получают меньше – парикмахеры, продавцы, охранники, воспитательницы детских садов, почтальоны. У них тоже бывают семьи, дети, и далеко не всегда супруг или супруга имеет работу. То есть люди вкалывают с утра до вечера, ходят простуженными на работу, чтобы ее не потерять, а уровень жизни имеют такой же, как у безработных или еще ниже.
На это обстоятельство обратил внимание вице-канцлер и министр иностранных дел Гидо Вестервелле: «Тот, кто работает, должен иметь больше того, кто не работает». И, демонстрируя высокую эрудицию, добавил: «Сулящие людям благосостояние без приложения усилий обрекают страну на декадентство поздней Римской империи».
Вроде бы все правильно. Только в условиях падения зарплат реализация лозунга Вестервелле способна привести к тому, что пособия по безработице станут еще меньше, – ведь безработный должен иметь меньше, чем работающий. В результате неминуемо встанет вопрос о качестве воспроизводства рабочей силы в Германии. Вопрос немаловажный, если учесть, что по итогам 2009 года ФРГ уступила мировое первенство по экспорту продукции Китаю.
Очевидно, вопрос нужно ставить глубже: для ликвидации возникшего порочного круга необходимы серьезные перемены в социально-экономическом строе Германии. Но элиты не готовы к такому повороту. Они продолжают напоминать пса, который, вертясь, тщетно пытается догнать свой хвост. Три четверти немцев готовы жить при социализме
После этого не стоит удивляться, что все больше граждан ФРГ считают: социальная справедливость – это не для их страны. Опрос общественного мнения Фондом Бертельсмана в начале марта показал, что, по мнению 71% респондентов, социальная несправедливость за четыре последних года заметно возросла. Почти 60% считают несправедливой существующую систему распределения доходов в обществе. Лишь каждый пятый считает, что дела в социальной сфере обстоят хорошо.
Значительная часть немцев скептически расценивает перспективы на будущее. Каждый пятый уверен, что несправедливость в социальной сфере в предстоящие годы станет еще заметнее. По мнению экспертов, негативное воздействие на настроение немцев оказал мировой экономический и финансовый кризис.
Также в марте провел опрос институт исследования общественного мнения Emnid. Его результаты оказались еще более поразительными. Большинство жителей восточной части Германии (80%) и 72% респондентов на западе заявили о том, что вполне могли бы жить в социалистическом государстве, таком как ГДР, если им будет гарантирована работа, безопасность и социальная защищенность. Почти каждый четвертый опрошенный – 23% в восточной и 24% в западной Германии – признался, что «порой было бы желательно», чтобы Стена, 40 лет разделявшая ФРГ и ГДР, стояла бы до сих пор. 15% респондентов на востоке и 16% на западе вообще заявили, что существование Стены – «самое лучшее, что могло бы произойти».
Лишь 28% респондентов на востоке Германии заявили, что считают свободу главной политической ценностью. На западе страны доля тех, для кого свобода является одной из главных целей, больше – 42%. Наконец, каждый седьмой опрошенный на востоке и каждый двенадцатый на западе признались, что за 5000 евро готовы продать свой голос на выборах любой партии. Политика канцлера вызвала разочарование президента
Как говорится, приехали. И это «приехали» во многом объясняется явно неудачной экономической политикой правящей коалиции ХДС/ХСС и свободных демократов. От этой политики не в восторге даже президент ФРГ Хорст Келер, в прошлом – глава МВФ.
Казалось бы, уже в силу одного этого обстоятельства ему положено быть неолибералом. Однако «неолиберал» в последние годы значительно полевел. Еще в марте 2009 года он на фоне глобального кризиса высказался в пользу сильного государства, которое устанавливает жесткие рамки для рынка. А теперь он критикует экономическую политику Меркель.
По мнению Келера, первые месяцы работы кабинета министров (после последних выборов в бундестаг) вызывают разочарование. Об этом глава государства сказал 20 марта в интервью еженедельнику «Focus». Келер выступил против массивного снижения налогов, назвав его «игрой ва-банк». По мнению президента, одна из главных задач государства – решение проблемы государственного долга. «Мы должны прекратить финансирование роста потребления за счет кредитов», – сказал Келер.
Президент призвал федеральное правительство к глубоким реформам, нацеленным на долгосрочную перспективу. Он также высказался за увеличение расходов на образование. «Почти треть ВВП страны ежегодно тратится на социальные нужды, и только 6% – на образование, – сказал Келер. – При таком соотношении нам должно быть стыдно перед нашими детьми». Кроме того, президент ФРГ считает необходимым снижение налогового бремени среднего класса, а также предоставление преференций компаниям, активно занимающимся научными разработками.
Критика со стороны Келера – плохой сигнал для правящей коалиции и Меркель лично. Дело в том, что президент, несмотря на формально номинальный статус его должности, – чрезвычайно популярный человек в обществе. К его словам немцы прислушиваются, а это впоследствии влияет на их электоральные предпочтения.
Политический истеблишмент в отместку именует президента за глаза «директором сберкассы». И действительно, Келер защитил диссертацию по экономике и долгие годы, вплоть до ухода в МВФ, возглавлял объединение сберкасс Германии. Однако «сберкасса» в сознании немцев ассоциируется с такими национальными чертами характера, как рачительность и бережливость. Следовательно, от подобной критики президент только выигрывает. Апатия и безынициативность
В такой обстановке на днях состоялся съезд земельной организации ХДС в Северном Рейне-Вестфалии. Ангела Меркель в своей речи, бодрясь, заявила, что сохранения коалиции в составе ХДС/ХСС и СвДП заслужили жители не только федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия, но и всей Германии.
Канцлеру ответила 23 марта газета «Süddeutsche Zeitung»: «Это смело со стороны Меркель выступить с таким заявлением через пять месяцев пребывания нового правительства у власти. Если это все, чего заслужили немцы, то это свидетельствует о том, что канцлер не планирует для них ничего хорошего».
Поразительно, но речь Меркель даже не обсуждалась. «Если этот малый съезд ХДС, это организованное отсутствие энтузиазма – не просто единовременная картинка, то можно прийти к выводу, что дела у ХДС идут плохо. Чтобы не сказать – очень плохо», – итожит «Süddeutsche Zeitung». * * *
Ситуация в ФРГ, считающейся «мотором» ЕС, лишний раз свидетельствует, сколь несостоятельными могут оказаться надежды украинских политиков на Европу. Выбор стратегического курса во внешней политике – дело более чем ответственное. Как раз тот случай, когда сначала семь раз надо отмерить, прежде чем отрезать. Ведь отрезать, перечеркнуть можно свое будущее. Если Берлин, а вместе с ним ЕС отказывают Греции, своей «сестре» по Европейскому Союзу, то с какой стати он будет привечать Украину? Очевидно, нужно искать партнеров и союзников более надежных, способных подставить плечо в трудную минуту.