Фильм Лунгина назвали хулой на первого русского царя

Январь 28th, 2018

Новый российский фильм «Царь» вызвал ярые споры среди православных верующих. Часть из них уже давно выступает за канонизацию Ивана Грозного, а потому сочли ленту Павла Лунгина хулой на первого русского царя.

Противники фильма «Царь», представляющие православно-монархический лагерь, уже пикетировали премьерные показы фильма в Москве. А одним из первых на страницах СМИ против новой работы Лунгина выступил петербургский священник иерей Алексий Успенский.

«Можно снять сотню лживых фильмов, но факты упрямая вещь. Первый Русский Царь присоединил к России царства Казанское, Астраханское, Сибирское, Ногайскую орду и Пятигорье, более чем вдвое раздвинул пределы своей державы. Прирост населения по разным подсчетам составил 30-50%.

Основано было более 150 новых городов и крепостей, плюс учреждение Земских соборов, плюс административные реформы, судебная реформа, создание регулярной армии, почтовой службы, сети образовательных школ, книгопечатание и т.д. За почти полвека своего царствования по приказу Царя Иоанна IV казнено порядка пяти тысяч человек, включая уголовных преступников.

Для сравнения в Англии первой половины XVI века повешено только за бродяжничество 70 тысяч. Во Франции в том же XVI веке всего за три дня без суда и следствия уничтожено 30 тысяч протестантов.

А чем похвалиться сегодня России? Оттяпали от себя миллионы квадратных километров с десятками миллионов человек, зато мы теперь независимы. Вымирает коренное население – не беда, у нас толерантность и свобода передвижения и другие «прелести». Инфляция и безработица – зато свободный рынок. Коррупция и преступность – зато нет смертной казни и есть права человека.

С армией не всё в порядке? Но у нас же нет внешних врагов, и есть много милиционеров. Прибыль и сырьё уходит за границу, но ведь у нас есть «главная ценность», ради неё можно многим пожертвовать, у нас есть демократия!» – пишет священник Алексий Успенский.

Не менее резко отзывается о ленте и портал «Москва – Третий Рим». Авторы портала прямо утверждают, что виной неприглядного образа Ивана Грозного в фильме являются еврейские корни режиссера.

«Царь Иоанн IV Васильевич на экране представлен душевнобольным, не способным к государственным делам маньяком-садистом. Вместо 35-летнего мужа (действие картины начинается в 1565 г., и впереди у Грозного ещё почти 20 лет правления – до 1584 г.), перед зрителями – старик-неврастеник с гнилыми зубами, в гротескном злодейском образе которого отсутствуют просветы…

В сходном свете (с наклонностями патологической садистки) показана и молодая супруга государя. Жители Москвы представлены откровенным быдлом. Чего стоят «правдиво-исторические» сцены ползания народа за царём по снежным тропам? Или катания царя на запряженных девицах – боярских дочерях? Или картина «свершения Суда Божьего» – растерзания огромным медведем «предателей государя» под улюлюканье толпы?

Подчёркивает «идиотичность» царя его соответствующий «имиджмейкер от народа» – юродствующий без меры, в том числе с кощунственным цитированием Священного Писания, и фанатично «преданный государю даже до смерти» шут. На экране он многократно призывает окружающих к «любви к своему государю, к помазаннику Божиему» и с гримасами кричит о своих «верноподданнических» чувствах.

Весьма примечательно, что роль этого непристойного шута-кощунника исполняет артист И. Охлобыстин, являющийся одновременно… действующим священником (!) Московского патриархата «отцом Иоанном», «служащим» в центре Москвы.

Отдельно следует отметить, что неоднократно звучащее в фильме именование первого венчанного на царство (в 1547 г.) русского василевса «помазанник Божий» в контексте наблюдаемых сцен звучит как определенное кощунство», – пишет «Москва – Третий Рим».

Между тем, известный миссионер протодиакон Андрей Кураев, напротив, называет фильм «хорошим», хотя и признает, что «историк всегда найдет с чем не согласиться в любом «историческом», но все же художественном фильме».

«Есть своя логика и правда в позиции царя Иоанна. И есть своя правда у св. Филиппа. И это постоянный конфликт истории, причем не только русской. Державные интересы – и жизнь по совести. Цель – и средства. Именно совестная боль при размышлении на эти темы – характерная черта русской культуры…

Сторонники Ивана Грозного не замечают, что репрессии такого масштаба как раз уничтожают то государство, которое они вроде бы призваны защитить. Как знать – если бы не опричный и иной террор, может, Белоруссия и Украина гораздо раньше пришли под руку московского царя. Террор Грозного или Сталина на самом деле лишь умножал число «изменников».

В 1991 году русский народ испугался даже тени возвращения сталинизма и ради избавления от него предпочел пожертвовать империей – так много страхов перед лязгающей государственно-палаческой машиной накопилось в народной памяти…

Я же по ходу просмотра не мог избавиться от одной мысли: случайно или нет, что выход этого фильма пришелся на первый год нового патриаршества? Не предстоит ли и Патриарху Кириллу стать наследником не только трона св. Филиппа, но и его креста? Не есть ли этот фильм своего рода духовное завещание от св. Филиппа к Патриарху Кириллу?» – пишет отец Андрей в своем блоге.

«Сегодня таки посмотрели. Подробно не буду, лишь некоторые моменты. Лунгин действительно великий русский режиссер. Мамонов и Янковский великие русские актеры», – в свою очередь, пишет священник Димитрий Карпенко, заместитель редактора молодежно-публицистического журнала «Новый Ковчег».

«Страшно за о. Иоанна Охлобыстина», – добавляет он, имея ввиду, насколько глубоко Охлобыстин вошел в роль шута Ивана Грозного.

«Играет замечательно. На этот труд его благословил Патриарх Алексий», – уточняет отец Андрей Кураев.


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние записи