Электронные правительства и граждане против бюрократов
Июль 23rd, 2018
В сомнительном для британского народа наследии экс-премьера Тони Блэра есть как минимум одно бесспорное по своей значимости деяние. Со свойственной ему энергией Тони поставил локомотив государственного управления на рельсы информационных технологий. Причем сделал это на всех уровнях – от премьерской канцелярии на Даунинг-стрит, 10, до районных муниципалитетов британских захолустий.
Благородная задача, которую Блэр поставил в 2005-м перед своим правительством, заключалась в обеспечении максимально эффективной, дешевой и короткой связи между госаппаратом, бизнес-сообществом и народом. С этой целью в Британии было создано специальное подразделение внутри секретариата кабинета министров, именуемое е-Government Unit. На этот еGU возложена ответственность за разработку информационных технологий, пронизывающих все правительственные структуры, а также за обеспечение онлайновских служб для связи госаппарата с населением. Сей амбициозный проект ставил задачей ни много ни мало – “изменить жизнь людей”.
И жизнь в самом деле изменилась к лучшему. Британский чиновник освободился от гнета домогательств со стороны трудящихся, ведомства освободились от очередей дышащих в затылок граждан. И сегодня на все запросы трудящихся ответы из ведомств и учреждений идут не через “окошко” и не по почте, а через компьютер. Британские министры стали обмениваться межведомственной и внутриведомственной информацией с таким азартом, что за последние годы уже не однажды случалась скандальная утечка секретной информации из их электронных посланий. Между тем все новые законопроекты или рассекреченные по истечении срока государственные тайны стали в последние годы в официальном порядке “выкладываться” для широкой публики через Интернет.
Компьютеризированный до зубов британский люд стал управляться, информироваться и обслуживаться в большей части своих гражданских и человеческих нужд также через Интернет. По явно устаревшим, но пока не обновленным официальным статданным на апрель – 2006 года, 56 процентов британских семей имели в своих домах стационарные компьютеры, 30 процентов – ноутбуки, 7 процентов – мини-компьютеры. Спустя без малого четыре года можно сделать на эту цифирь значительную поправку в сторону увеличения. Помимо этого все британские библиотеки предоставляют бесплатный доступ к Интернету со своих компьютеров. Уличные интернет-консоли также дают возможность любому прохожему бесплатно послать электронное сообщение или запрос. Проще говоря, в Британии-2010 существует практически поголовный охват населения интернет-услугами.
И как-то незаметно вся жизнедеятельность в Соединенном Королевстве перешла в онлайн. Вот конкретные тому доказательства. Скажем, надобно кому-то на Альбионе получить визу на загранпоездку или вид на жительство, или аккредитоваться в некоем обществе. Нет проблем. Анкета скачивается с сайта соответствующего ведомства, заполняется в электронном виде и отправляется через Интернет. По почте остается отправить разве что паспорт, чтобы в него вживую поставили штамп.
Или еще пример. О том, что пришла пора возобновлять страховку, обновлять разрешение на уличную парковку, заполнять налоговую декларацию, соответствующее ведомство уведомит гражданина заранее, “бросив” сообщение на его электронный адрес. Оплатить услуги можно опять же через Интернет, не выходя из дома.
При этом в Британии всевозможные службы и ведомства всячески поощряют граждан к тому, чтобы общаться с ними именно электронным путем. Так, если ты платишь за парковку автомобиля по Интернету, то тебе дается скидка. Что и понятно: ведь общаясь в онлайн, ты экономишь ведомству средства на содержание чиновничьего аппарата.
И вот уже чиновники превратились в британской е-системе государственного управления в… веб-страницы. Есть вопрос – идешь на сайт соответствующего министерства и ведомства и находишь ссылку на нужную тебе информацию. Лишь в отдельных неординарных случаях может потребоваться послать электронный запрос и уж совсем в крайнем случае – выйти на живой контакт по указанному тут же на сайте адресу и телефону.
Среди моих деловых бумаг лежит только что вскрытый конверт от госучреждения по выдаче телевизионных лицензий. Это один из немногих “реликтов” доблэровской эры, когда все счета присылались по почте, но у меня просто не дошли руки перевести оплату телелицензии на онлайн. Между тем конвертик откровенно соблазняет меня именно на такой поступок. Вот что типографским способом напечатано на его внутренней стороне: “У вас есть вопросы по лицензии? Получите ответ в течение секунд по адресу http://www.tvlicensing…” И еще – “Измените ваши данные одним нажатием кнопки “. Одним нажатием кнопки! Пожалуй, я не устою перед столь соблазнительной перспективой и пойду оплачивать лицензию в Интернет.