Эксперт: прокуроры сейчас ничего не могут
Январь 9th, 2018
Пока в новую структуру не перейдет следствие МВД, ФСБ и Наркоконтроля, толку от нее не будет.
Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании на базе Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ самостоятельного Следственного комитета (СК) РФ и внес в Госдуму проект федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», сообщила в понедельник пресс-служба Кремля.
«Двухлетняя практика деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации показала необходимость более четкого разграничения функций прокурорского надзора и предварительного следствия», – говорится в сообщении кремлевской пресс-службы.
Штатная численность СК и его территориальных органов устанавливается в 21 тысячу 156 единиц. СК разрешено иметь 13 заместителей председателя, в том числе одного первого, одного статс-секретаря – зампредседателя и одного зама – руководителя Главного военного следственного управления. Штатная численность военных следственных органов СК устанавливается в количестве 2 тысячи 34 человек.
Поднимет ли создание СК следствие на новый уровень, рассуждает бывший генеральный прокурор России Юрий Скуратов.
«СП»: – Юрий Ильич, указ о создании Следственного Комитета – это хорошо или плохо?
– Я расцениваю этот шаг положительно – с некоторыми оговорками. Положительный момент – следствие получает возможность действовать более самостоятельно, становится менее подверженным «телефонному праву», получает достойное научное и экспертное сопровождение.
«СП»: – А оговорки какие?
– Пока это половинчатое решение. Создается Следственный комитет на базе прокурорского следствия, тогда как основой объем следствия в России осуществляет МВД. Следствие прокурорское, по грубым подсчетам, занимает всего 15% объема общего следствия, которое осуществляется уполномоченными ведомствами. Поэтому реформа следствия носит ограниченный характер.
Но главный недостаток в другом. Меня очень волновал первоначальный этап решения о создании СКП. Меня он и теперь волнует…
«СП»: – Почему?
– Тезис, который был положен в основу реформы – разграничения прокуратуры, следствия и надзора за следствием – теоретически правильный. Но под него, по сути, полностью вывели все следствие (в том числе милицейское, феэсбешное) из-под прокурорского надзора.
Прокурор сейчас фактически ничего не может. Не может дать указания следователю, продлить сроки следствия. Права его начинают осуществляться только после решения вопроса о направлении дела в суд. В итоге реформа – а у истоков стояли люди, которые ее сейчас осуществляют – нанесла колоссальный ущерб качеству следствия. Прокурорский надзор пытались подменить ведомственным, а всякая структура, которая контролируется только в рамках своего ведомства, обречена на загнивание.