ЕГЭ: победители и проигравшие

Ноябрь 20th, 2017

Государство с нажимом и скрипом проворачивает вал нового механизма приема в вузы. В этом году все поступают по ЕГЭ. Обнародованы результаты первой ступительной «волны». Министерство образования празднует победу. Но далеко не все абитуриенты, их родители и преподаватели вузов могут присоединиться к празднику.

Всего единый государственный экзамен держали около 930 тысяч выпускников школ в 83 субъектах РФ и 52 иностранных государствах. Максимально возможный балл – 100 – набрали 2 тыс. 244 человека. На другом краю шкалы – более 30 тысяч школьников не получат в этом году аттестаты о среднем образовании, так как они не набрали минимального количества баллов по обязательным для ЕГЭ предметам — математике и русскому языку.

Из тех предметов, ЕГЭ по которым сдают по выбору, самыми популярными стали обществоведение, история и физика. Меньше всего нашлось желающих сдавать испанский язык: всего 181 человек. Самыми «крепкими орешками» для ребят оказались информатика, география и немецкий язык – по ним процент неудачников, не преодолевших барьер, составил соответственно 11%, 10% и 9%.

Многочисленные претензии к ЕГЭ можно разделить на следующие группы. Во-первых, это несовершенство, часто грубое, самих экзаменационных вопросников. Во-вторых, коррупция при сдаче ЕГЭ – на первом месте оказались слухи о массовом наплыве в столичные вузы молодых людей с Кавказа со стобалльными результатами по русскому языку. В-третьих, еще более мощный наплыв инвалидов и прочих льготников, которым дали очень большие преференции. В-четвертых, жалобы столичных жителей на повышенный наплыв провинциалов. В-пятых, общий хаос и неразбериха при приеме. И наконец, в-шестых, судьба тех самых неудачников, которые не получат аттестат.

То, что механизмы ЕГЭ, мягко говоря, несовершенны, вряд ли решится отрицать и сам министр образования. Уже много лет идет дискуссия о том, можно ли сдавать ЕГЭ по гуманитарным предметам, — и хотя министерство упорно обосновывало положительный ответ на этот вопрос, адекватного механизма оценки литературных и исторических знаний посредством коротких вопросов типа «да или нет» и компьютерного проставления и подсчета баллов, похоже, так и не выработано. Притчей во языцех стал рассказ о том, как некая девочка-книжница написала «четырехстопный ямб», а положенный ответ был просто «ямб», и ей машина засчитала «ноль». Таких примеров, наверняка, было море.

Конечно, «первый блин комом», на ошибках учатся, вопросники будут совершенствоваться и рано или поздно дойдут до степеней известных. Но от этого несовершенства уже пострадало немало юных душ. К тому же, ЕГЭ ведь уже сдавали в предыдущие годы в целом ряде регионов, — казалось бы, уж было время на ошибках-то поучиться.

Что касается «мифа о джигитах-стобалльниках», то министерство настаивает: это именно миф. Вот что заявила в одном из интервью руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова: «Так, например, было представлено большое количество 100-балльных работ по Адыгее. Блестящие результаты в основном были по истории и биологии. Мы взяли на перепроверку все эти работы и не подтвердили 50% этих результатов. Показатели по Чеченской Республике также не отличаются от средних оценок по стране. Чеченские школьники ни по одному предмету не получили 100-балльного результата».
По этому поводу один человек на форуме в Интернете заметил: «100 балов получили 2 тыс. человек. А можно узнать, сколько человек получили 90, 91, 92 и т.д. балла, и из каких регионов?» Столь развернутую статистику никто пока в широком доступе не видел. К тому же, в данном контексте боялись не столько Чечни, сколько других республик, традиционно считающихся чемпионами по коррупции. Да и история с половиной липовых стобалльных работ в Адыгее весьма настораживает. Ясно, что по стране «натянутых» ЕГЭ было множество.

Кстати, вот любопытное заявление ответственного секретаря приемной комиссии Ставропольской медицинской академии Евгения Щетинина по поводу абитуриентов-кавказцев: «Судя по всему, они прошли транзитом через Ставропольский край в столичные учебные заведения. В результате академия по итогам первого тура лишь на 50-70% заполняет бюджетные места». Радоваться, или наоборот?

Но кое в чем оптимисты, вероятно, правы: «центр тяжести» проблем лежит не в «джигитах-стобалльниках». А в инвалидах и прочих льготниках, которые в этом году оказались в исключительном почете. Наше государство уже как-то привыкло к тому, что у нас льготников – чуть ли не больше половины населения. Вот и теперь, желая помочь социально-слабозащищенным в трудный переходный период, благодетели из Минобразования насчитали аж 150 категорий самых разных льготников – инвалидов, сирот, малообеспеченных, чернобыльцев и т.д., и т.п. И очень сильно снизили им проходной балл по ЕГЭ.

Результат оказался предсказуемым для всех, кроме, видимо, тех, кто принимал решение. Льготников нашлось столько, что во многих вузах, в том числе престижных, им пришлось отдать практически все бюджетные места. Вот что говорит ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов: «Приходит совершенно здоровый, спортивный с виду, приносит справку, что он инвалид. У него, условно говоря, на 100 баллов меньше в сумме, чем нужно для того, чтобы пройти. Такой человек забирает место у более талантливого. Такой человек, я считаю, оскорбляет настоящего инвалида».

А вот мнение человека, еще более авторитетного в данном вопросе – незрячего депутата Государственной Думы Олега Смолина: «Я полагаю, что в этом году риски для поступающих выросли, и многие решили подстраховаться таким образом. С переводом ЕГЭ на официальные, массовые «рельсы», существенно выросли цены на услуги репетиторов, и для кого-то покупка справки оказалась самым дешевым вариантом».

Расценки на получение липовой справки об инвалидности, как свидетельствует общественность, колеблются от 25 до 80 тыс. рублей. Потом об этой липе, естественно, забудут – ее обладатель же не будет ходить на ВТЭК. Есть и более причудливые примеры того, как можно поступиться совестью ради своего ребенка: родители разводятся и увольняются с работы, дабы чадо перед поступлением получило статус выходца из бедной неблагополучной семьи. А в результате получается уже настоящая чума – ведь пострадали-то многие честные ребята, что не прикидывались хромыми и косыми.

«Как они будут учиться, я не представляю, — говорит про льготников ответственный секретарь приемной комиссии Российского государственного медицинского университета Андрей Богданов. — Химия — очень сложный предмет, и 30-40 баллов ЕГЭ недостаточно, чтобы освоить наш учебный план». Теперь вузы пытаются расширить прием, дабы потом, на первом курсе отчислить тех, кто как следует учиться не может.

По мнению целого ряда москвичей и петербуржцев, их дети стали жертвами также неумеренного наплыва конкурентов из провинции. Вообще-то, одной из целей ЕГЭ как раз и было – облегчить поступление талантливым ребятам из бедных провинциальных семей, которым лишний раз и в Москву-то съездить не на что. И ЕГЭ действительно помог: доля поступивших из глубинки и из села резко возросла. Но теперь говорят, что это слишком. В Интернете с сочувствие цитируют высказывание одной московской мамы:

«Естественно, я не против того, чтобы ребята из регионов продолжали образование. Но почему бы не сделать посильнее контроль в провинции, чтобы там не оказывался каждый второй выпускник семи пядей во лбу? Мой сын набрал 290 баллов, это немало, но он, получается, вынужден или идти на платное, или уезжать в регион, потому что все остальные места заняты приезжими с Северного Кавказа и Татарстана».

Впрочем, помимо обывательского, есть и мнения профессионалов. Данную проблему поднимал, например, начальник управления образования Восточного округа Москвы Виктор Кругляков на таком важном форуме, как выдвижение кандидатов в Московскую городскую думу от партии «Единая Россия». Хотя тема у высокого собрания была не «школьная», Кругляков все же заявил о чрезмерной миграции студентов из регионов в столичные вузы. И высказал мнение, что регионам следует лучше развивать вузы у себя.

А тем временем, кое-кому из московских юношей и девушек, возможно, придется-таки ехать поступать в провинциальные вузы, где ниже конкурс. До сих пор из столицы уезжали только в военные училища да в мореходки. Насколько обоснован гнев столичных родителей и насколько он вызывает сочувствие – сказать очень трудно. Это зависит от того, сколь честно заработаны абитуриентами из глубинки их высокие баллы.

Еще ряд претензий связан с общей неразберихой вокруг ЕГЭ и поступления. Дело, в том числе, и в том, что благодаря ЕГЭ абитуриент вправе подавать заявления практически в любое количество вузов. Педагогическая общественность к этому не привыкла, и теперь многие преподаватели пребывают в некотором шоке от чудовищных гор заявлений.

Но на то и существуют вторая и третья «волны» поступления, которые предстоят 13 и 21 августа. После того, как те счастливчики, которым высокий балл позволяет уже реально выбирать из многих вузов, определятся с выбором, а приемные комиссии смогут на освободившиеся за счет «неявки» отличников места зачислить «следующих по числу баллов», — может оказаться, что ситуация принимает более-менее пристойный характер. Хотя, посмотрим.

О том, как складывается ситуация в некоторых вузах, можно судить уже сегодня. «На специальность «лечебное дело» план — 375 человек, зачислено 305. На «педиатрию» надо взять 300, а подлинники принесли 150 из тех, кто был в первом списке, — говорит ответственный секретарь приемной комиссии РГМУ Андрей Богданов. — Выше всего процент зачисленных на специальность «стоматология»: из 25 мест заполнено 21».

«Первым в списке я звонила домой, просила принести документы. Почти все отвечают: мы думаем, — рассказывает ответственный секретарь приемной комиссии Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Алмазия Катаева. — Вуз заинтересован в том, чтобы получить абитуриентов с высоким баллом, но пока что подлинники активно несут только льготники. Правда, на специальность «политология» все места уже заполнены, но на многие другие зачисление пойдет и во второй, и в третьей волне».

В Московском архитектурном институте, где, кроме ЕГЭ, проводились собственные экзамены, конкурс был четыре человека на место. Все бюджетные места заполнены.

И еще один вопрос – о судьбе тех 30 с лишним тысяч школьников, кто не вытянул ЕГЭ по математике и русскому. Против такой жесткой меры, как невыдача аттестата, тоже высказываются многие. Вот, и начальник Восточного окружного управления образования Москвы Виктор Кругляков с глубоким чувством говорил, что нельзя «ломать человеку жизнь» из-за несданного ЕГЭ по русскому языку, если он чистый технарь. Не лучше ли было бы ему выдать аттестат с «неудом» по русскому – может быть, в техническом вузе это бы не помешало его принять.

В заключение приведем цитату самого министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко: «Если сегодня на поступление имеет право тот человек, который преодолел минимальный порог ЕГЭ, то вчера принимали людей, которые могли поставить крестик вместо подписи. На платные места. И никаких нормативных ограничений такому приему не было».

В общем, процесс пошел. Ответственные чиновники уверяют, что все огрехи и несовершенства будут исправлены. Самое главное – чтобы в переходный период сохранялись какие-то представления о приличии и какие-то правила игры. И еще встает очень серьезный вопрос: смогут ли юноши и девушки, которые оказались обиженными из-за несовершенства новых правил и сюрпризов меняющейся ситуации, как-то минимизировать свой ущерб и получить новый шанс.


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние записи