Десятилетие Путина: сколько впереди?

Декабрь 24th, 2017

Любовь народа к Владимиру Владимировичу Путину стала быстро расти, буквально с самого первого дня его прихода к власти. Все те десять лет, что он правит Россией (как премьер, как президент и снова как премьер), ВВП демонстрирует чудеса популярности. Успех этот объяснялся и притоком нефтедолларов, и мощным пиаром, и личной харизмой, и силовым устранением оппозиции, и наивностью обывателя, и массой других, более частных причин, каждая из которых в той или иной степени имеет место. Однако наряду с объяснением личного успеха Путина, существует еще проблема интерпретации самого явления столь горячей любви широких масс к своему вождю.

Наш национальный лидер – далеко не первый в мировой истории авторитарный вождь, сумевший снискать любовь миллионов на долгие годы. Однако в Европе феномен вождизма фактически уже сошел на нет. Быстрое развитие экономики, оказывается, самым непосредственным образом связано с трансформацией политической культуры. При высоком ВВП (валовом внутреннем продукте) на душу населения обыватель перестает быть однолюбом и начинает все чаще выбирать себе кумира в соответствии с сиюминутными предпочтениями.

Да-да, мне хотелось бы в этой статье подчеркнуть не столько развитие демократии и гражданского общества, о которых стоит вести отдельный разговор, сколько трансформацию отношения к кумирам. Заповедь, согласно которой их не следует «сотворять», нарушается в современном демократическом обществе, наверное, столь же часто, как в авторитарных системах. Однако процесс сотворения построен совершенно по- иному.

В авторитарных системах кумир – это символ единства нации, это мудрый правитель, это спаситель, которого миллионы граждан (а вернее сказать – подданных) наделяют идеальными качествами. Прямо как в популярной лет пять назад песенке двух девчушек, которые хотели иметь парня, такого как Путин: «Такого как Путин полного сил, // Такого как Путин, чтобы не пил, // Такого как Путин, чтоб не обижал, // Такого как Путин, чтоб не убежал».

Естественно, такое «чудо», как символ, правитель и спаситель в одном лице не подлежит регулярной замене в соответствии политическим, экономическим или природным циклом. За вождя голосуют не руками, не головой и не желудком, а сердцем, и удерживают светлый образ героя в этом нашем самом аполитичном органе до тех пор, пока он (орган) не разорвется от огорчения. А разрывается сердце от огорчения не в связи с падением ВВП на энное число процентных пунктов, а по причине разочарования в той картине мира, которую символизировал правитель и спаситель.

Проще говоря, если в душу народную закрадывается представление, будто «царь-то ненастоящий», кумир мигом свергается с пьедестала.

Ельцин, хоть и избран был сердцем, но в силу известных особенностей своей широкой неспокойной натуры не выдержал испытания, а потому был признан ненастоящим. Путин же ведет себя вполне по-царски. Отсюда и результат.

А как обстоит дело с кумирами в современном обществе потребления? Да в принципе так же, как с костюмами или автомобилями. Их потребляют. Их перестают рассматривать в качестве непреходящих символических ценностей, объединяющих и цементирующих общество. Их подбирают в соответствии с индивидуальным вкусом и велением моды, используют годик-другой-третий, а затем выбрасывают или превращают в секонд-хенд.

В стабильном обществе, с социальными гарантиями и без серьезных потрясений, где блеск в глазах обретается посредством шопинга, а не с помощью построения баррикад, потребление кумиров становится процессом будничным, стандартным, полусонным. В этом сезоне кумир должен быть розовый в полоску. А в следующем – голубой в крапинку. Муж потребляет своего кумира при просмотре футбольного матча с пивом, а жена – за бокалом мартини во время демонстрации мод. Тинэйджер в поисках кумира сбегает из дома на концерт, фанатирует и думает по молодости лет, будто обрел счастье на века. Старушка же сидит тихонько у камина с детективом и прекрасно понимает, что, как бы ни боготворила она сегодня автора, завтра десятки дешевеньких томиков пойдут на растопку, а их место в библиотеке займут книжки с сюжетом, закрученным принципиально по-иному. Ведь только новый кумир сумеет покорить ее сердце и разогнать скуку однообразного, унылого существования.

Кумир политический, бесспорно, имеет свое законное место в обществе потребления. Но, как и любой другой товар, он знает свое место и не претендует на тотальность. Политик эффективно «продает себя» избирателю, но не надеется стать ни символом нации, ни властителем дум, ни спасителем гибнущего человечества. В период предвыборной кампании он доминирует на рынке нематериальных ценностей, но после ее окончания быстро уступает место приехавшему на гастроли тенору. А дальше стартует Кубок мира, и внимание переключается на футболистов. К Рождеству эстафету принимает Санта-Клаус. К концу зимы уходит в мир иной великий артист, и общество на недельку реанимирует идола далекого прошлого. Но вскоре начинаются опять какие-нибудь выборы, и политический кумир занимает на месяц-другой свое законное место. Хотя, естественно, лишь в том случае, если вовремя меняет «розовое в полоску» на «голубое в крапинку».

В обществе потребления есть объективная основа для сотворения кумиров, но нет объективной основы для монополизации пьедестала. Это не значит, естественно, что тот или иной кумир будет обязательно поощрять конкуренцию за свой потом, кровью и пиаром завоеванный пьедестал. Попытки монополизации время от времени имеют место даже в обществе потребления. Однако сбывать потребителю залежалого кумира столь же сложно, как сбывать советскому человеку продукцию 25-ой швейной фабрики имени кепки Ильича.

Нет-нет, человек общества потребления не выйдет на праведный бой за свое право выбора, не станет перекрывать баррикадами Латинский квартал. Он просто начнет приобретать кумира на черном рынке из-под полы. И в рыночной экономике именно этот кумир вскоре станет наиболее востребованным.

В этих размышлениях, собственно, и содержится ответ на вопрос, сколько десятилетий еще впереди у Владимира Путина. Эпоха «путинского процветания» резко сдвинула нас из мира отчаяния и поиска спасителя в мир довольства и потребления. Кризис притормозил движение где-то на середине. Однако власть будет всеми силами пытаться восстановить время «годов тучных». Тем самым власть будет проталкивать нас дальше в сторону активного потребления, в сторону дифференциации кумиров и максимизации сиюминутного удовольствия.


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние записи