Чиновники сопротивляются введению госуслуг в электронном виде

Сентябрь 25th, 2017

Информационные технологии получают все большее распространение в повседневной жизни людей. Благодаря этому в России все актуальнее становится вопрос о создании так называемого “электронного правительства” – формы организации деятельности госучреждений с использованием информационно-коммуникационных технологий для предоставления гражданам и организациям государственных услуг, а также информации об их функционировании и результатах деятельности.

Работа по внедрению “электронного правительства” сейчас активно ведется во всех регионах страны, и контролируется этот процесс на самом высшем уровне. Так, на прошлой неделе министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев сделал доклад президенту Дмитрию Медведеву о результатах деятельности регионов по переводу государственных услуг в электронный вид. Как выяснилось, ситуация с этим процессом в субъектах федерации складывается весьма неоднозначная. По словам Щеголева, кое-где уже определены ответственные за перевод ведомств не электронную схему работы, утверждены планы этого перевода, разрабатывается программное обеспечение и ведется работа по регулированию обмена информацией с различными государственными структурами – налоговыми инспекциями, миграционными службами, пенсионными фондами, органами соцподдержки и др. Наряду с этим есть такие регионы, как, например, Ненецкий АО, Магаданская область, Амурская область, некоторые республики Северного Кавказа, в которых создание “электронного правительства” связано с рядом трудностей и идет с отставанием от намеченного графика. В ответ на это Медведев потребовал у Министерства связи и массовых коммуникаций навести порядок в “отстающих” регионах и продолжить работу по информатизации и предоставлению государственных услуг в электронном виде.

Веб-сайты различных министерств, ведомств, администраций, департаментов существуют достаточно давно. На них можно найти информацию о госуслугах, просмотреть пресс-релизы, узнать телефоны, адреса и время работы органов государственной власти. Но, как правило, для того, чтобы получить услугу, требуется явиться в тот или иной государственный орган лично, потратить очень много времени, нервов и сил на стояние в очередях и общение с чиновниками. Часто даже попытки узнать, какие документы, когда и куда надо принести для получения какой-либо справки, сопряжены с определенными трудностями.

Потребность в организации информационных порталов для облегчения взаимодействия населения с органами власти назрела давно. Однако работа по их внедрению повсеместно сталкивается с многочисленными препятствиями и трудностями.

Как известно, в России действует разработанная еще в начале 2000-х федеральная целевая программа “Электронная Россия”. Начиная с 2002 года, чиновники органов федеральной власти в центре и в регионах пытаются перейти на электронный документооборот. Но происходит это очень неторопливо.

Почему же положения федеральной программы, на реализацию которой выделяются десятки миллиардов рублей, претворяются в жизнь столь медленно и неэффективно?

Одной из главных причин является сопротивление тех, чью работу эта программа призвана модернизировать. Действия чиновников, представителей различных органов власти можно назвать саботажем. Они сопротивляются приходу прогресса в их размеренную чиновничью жизнь. Дело в том, что работа чиновников с гражданами выстраивалась годами, и она уже обросла определенными негласными законами и правилами. Приходя в паспортный стол, регистратуру поликлиники, миграционную службу и другие ведомства, граждане зачастую превращаются из потребителей госуслуг в просителей, по умолчанию находящихся в зависимом положении. А в этом случае многие чиновники могут извлечь для себя гораздо больше выгоды, чем работая с теми же обращениями удаленно – через интернет. Давно известно, что большую часть справок трудно получить без стояния в очередях, долгого ожидания сроков ее “изготовления”. Вот тут-то чиновникам открывается большой простор для “творчества”. Человеческий фактор, как бы это банально ни звучало, имеет большое значение даже в тех сферах, которые строго регламентированы законом. Коррупция, система “откатов”, бюрократизм в худшем смысле этого слова – существование всех этих “болезней” российского чиновничества ни для кого не секрет. Между тем, злоупотребление служебным положением в условиях наличия электронного документооборота будет если не искоренено, то по крайней мере сведено к минимуму. Поэтому чиновники не проявляют большого желания менять сложившиеся, удобные для них порядки.

Перевод госуслуг в электронный вид подразумевает и повышение прозрачности работы представителей органов власти. Но они отчаянно сопротивляются этому. Не хотят почему-то слуги народа открывать этому самому народу всю “кухню” “изготовления” предназначенных для него госуслуг.

Да, прогресс в этой сфере, конечно, есть. На информационном портале государственных услуг уже собрана информация по ведомствам – перечни решаемых ими вопросов, адреса и телефоны, списки документов, которые необходимо предоставить, стоимость госуслуг, нормативно-правовые акты и т.п. Но на фоне того, что еще необходимо сделать в данной сфере, это капля в море.

Еще один интересный момент. Похоже, что внедрение инноваций для блага обывателей происходит за счет самих же обывателей. С 2010 года в среднем в 1,5-2 раза повысились расценки на некоторые предоставляемые органами государственной власти услуги. Например, увеличилась стоимость техосмотра, плата за выдачу загранпаспорта, за регистрацию юридического лица и регистрацию гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Однако очереди и бюрократическая волынка при этом не исчезли.

В целом готовность регионов России к переходу на предоставление государственных услуг в электронном виде в настоящее время весьма низка. Реализация программы “Электронная Россия” на данном этапе продвигается с трудом. Мешают этому, кроме бездействия чиновников, следующие причины:

Недостаточное информирование общества о существовании и принципах работы программы внедрения электронных госуслуг.

Недостаточное финансирование программы в некоторых, особенно удаленных от центра, субъектах федерации.

Множество технических недоработок.

Несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей электронный документооборот в органах государственной власти.

Несогласованность деятельности по внедрению “электронного правительства” между центром и регионами.

Дистанционное пользование госуслугами становится насущной необходимостью в эпоху всеобщей информатизации общества. Теоретически, от “электронного правительства” следует ожидать серьезных позитивных социальных изменений. Но вот эффективность реализации этой программы такова, что по сути дискредитирует самые благие начинания властей.


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние записи