Бронепоезда вернутся на русский Северный Кавказ

Октябрь 19th, 2017

Оружие, которому многие уже определили место в военных музеях, — бронепоезда — вновь участвует в операции по подавлению мятежа на Северном Кавказе.

Впервые использованные в гражданской войне США, бронепоезда и тактики, основанные на их применении, были наиболее полно разработаны на бескрайних просторах России, где они масштабно применялись в Первой Мировой войне, Гражданской войне «красных» и «белых» 1917-22 гг. (включая крупные операции на Кавказе), во Второй Мировой войне и китайско-советском пограничном конфликте 1960-х. В менее отдалённом прошлом российские бронепоезда защищали железнодорожные линии от азербайджанских националистов во время советского военного вторжения в Баку в 1990 году. Теперь Министерство Обороны России объявило о возвращении бронепоездов для борьбы с исламистскими повстанцами на Северном Кавказе («Интерфакс», 5 января, «Раша Тудей», 5 января).

Возрастающая уязвимость российской железнодорожной системы привела к тому, что президент Дмитрий Медведев 2 декабря заявил о только что подписанном им специальном приказе, касающемся предотвращения террористических атак на железной дороге («ИТАР-ТАСС», 2 декабря 2009 г.).

После уже произошедших семи взрывов только лишь за шесть месяцев 2009 года, подрывы российских поездов в Дагестане стали основной проблемой безопасности. Эти атаки выглядят частью новой кампании исламистских повстанцев Северного Кавказа, имеющей цель нанести удар по российской инфраструктуре, в том числе и по железным дорогам (ИДМ, 10 декабря 2009 г.).

Обзор последних атак на железную дорогу говорит о возрастании проблемы:

• Один человек был убит взрывом на железнодорожных путях вблизи дагестанской столицы Махачкалы 10 февраля. Вероятно, бомба сработала преждевременно, немного не дождавшись приближающегося товарного поезда, перевозившего 20 цистерн, до краёв заполненных авиатопливом (http://www.news.az, 11 февраля; АП, 11 февраля).

• Боевики выпустили два заряда из гранатомёта по зданию МВД на железнодорожной станции в Назрани (Ингушетия) 2 февраля («Чеченпресс»*, 2 февраля).

• Федеральная Служба Безопасности (ФСБ) объявила об убийстве египетского джихадиста с большим «послужным списком», целью которого была железнодорожная инфраструктура Северного Кавказа. Махмуд Муххамед Шаабан был убит в перестрелке 2 февраля (РИА «Новости», 3 февраля).

• Грузовой состав, включавший в себя и цистерны с нефтью, сошёл с рельс из-за взрыва в Назрани 4 января («Кавказский узел», 4 января).

• 30 ноября 2009 г. под поездом, следовавшим по маршруту Тюмень-Баку через Дагестан, взорвалась бомба, повредив локомотив («Москоу Таймс», 1 декабря 2009 г.; «ИТАР-ТАСС», 30 ноября 2009 г.).

• «Невский экспресс», курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом, сошёл с рельс из-за взрыва, информация о котором была обнародована 27 ноября. По оценке ФСБ, в бомбе было использовано семь килограммов взрывчатки (РИА «Новости», 28 ноября). Хотя кавказские моджахеды заявили, что взрыв был произведён по приказу их эмира Доку Умарова, отдельные представители и многие наблюдатели ставят под вопрос наличие у мятежников возможности проводить подобные операции. Кроме того, послание моджахедов содержало угрозы проведения дальнейших атак на железнодорожные линии и другую российскую инфраструктуру («Кавказ-центр»**, 2 декабря; РИА «Новости», 2 декабря; «ИТАР-ТАСС», 2 декабря).

• Взрыв повредил железнодорожную линию между Махачкалой и Баку и вызвал пожар в локомотиве 26 ноября 2009 г. («ИТАР-ТАСС», 2 декабря).

• Мина подорвала участок железнодорожного полотна в Махачкале в момент прохождения локомотива по данному участку 25 октября («Интерфакс», 25 октября).

• Участок железной дороги Баку-Ростов около Махачкалы был уничтожен взрывом бомбы 12 октября.

• Сапёр был убит при взрыве на железной дороге к югу от Махачкалы 2 июля. Взрыв произошёл в момент, когда бригада ремонтников прибыла для починки рельсов на участке пути, уже взорванных другим взрывом в тот же день, но несколько раньше.

Нововведением 1919 г. было то, что бронепоезда должны были включать desantniy ortryad (так в тексте – прим. пер.), сопровождающий каждый из них и используемый для наступательных и оборонительных действий. Современные бронепоезда включают в свой состав бронетехнику и пехотные расчёты, которые могут быть быстро выгружены и рассредоточены в районе поезда или посланы на разведку. Это создаёт сложности для повстанцев в деле незаметной организации засад и разрушения участков полотна. В то же время, бронепоезда могут предоставить мобильную артиллерийскую огневую поддержку операциям пехоты. Орудия ПВО обеспечивают защиту от атак с воздуха, хотя это и не имеет отношения к операциям по подавлению мятежей, таким, как на Северном Кавказе, где контроль над небом удерживают государственные силы. Танки, которые везут бронепоезда, также дополнительно могут использоваться как трактора для удаления сошедших с рельс вагонов (как результат засад, мин и т. п.).

В Холодной войне Россия выпустила 56 межконтинентальных баллистических ракет RT-23 (по классификации НАТО – СС-24 «Скальпель»), использующих военные поезда как мобильные пусковые установки. Последний из них был списан в 2005 г. Усовершенствованные бронепоезда были запущены вдоль советско-китайской границы в 1970-х гг. Эти поезда несли моторизированный пехотный взвод, противоракетный расчёт, инженерные и коммуникационные модули. Поезд вмещал 12 танков (включая два десантных), восемь бронетранспортёров и другой различный лёгкий транспорт. Эти бронепоезда были демобилизованы, как только напряжённость в отношениях с Китаем спала в 1980-х (http://www.russia-ic.com, 26 ноября 2009 г.).

Россия содержит уникальную армейскую структуру — железнодорожные войска (Zheleznodorozhniki – ZhDk (ЖД — прим. пер.), состоящие из четырёх родов войск, 28 ЖД бригад, военных и исследовательских подразделений, находящихся в ведении министерства обороны с 2004 г. (так в тексте – прим. пер.) («ИТАР-ТАСС», 2 мая 1999 г.).

Железнодорожные войска ответственны за безопасность и восстановление железных дорог при обеспечении военных и мобилизационных действий, постройку новых железных дорог и восстановление или реконструкцию железнодорожных систем, уничтоженных вражескими силами или стихийными бедствиями. ЖД-войска активно выступали в этих ролях в первой чеченской войне 1994-96 гг. Вскоре после начала второй чеченской войны в 1999 г., ЖД войска начали использовать бронепоезда для защиты коммерческих грузоперевозок и поездов, обеспечивающих военные поставки («Независимая газета», 10 июня 2008 г.).

С оживлением повстанческих атак на железные дороги Северного Кавказа, Россия вернёт два своих бронепоезда, базирующихся в Ставрополе, на службу в Ингушетию, Чечню и Дагестан. Поезда, которые были в резерве в течение двух лет, оснащены «специальным оборудованием для удаления наземных мин и тяжёлым вооружением, способным противостоять атаке вооружённых боевиков». Бронепоезда, вероятно, будут управляться ЖД войсками 76 ЖД бригады, базирующейся в Волгограде. Это подразделение считается хорошо подготовленным, экипированным и готовым к боевым операциям (С. W. Blandy, «Грузия и Россия: Дальнейшее ухудшение отношений», Advanced Research and Assessment Group, Caucasus Series 08/22, July 2008).


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние записи