Больше двух не съезжаться
Август 15th, 2018
Законодательство, а особенно правоприменение в России, такое, что даже самые «несогласные» все чаще остаются протестовать на собственных кухнях. До недавнего времени более-менее действенным методом выражения гражданской позиции оставались автомобильные акции. Все-таки автомобилисты – народ наиболее активный, к тому же железная коробка, как-никак, создает ощущение безопасности. Именно благодаря многочисленным автопробегам этой осенью удалось добиться отмены повышения транспортного налога в большинстве регионов России, в том числе в Петербурге. Но думские депутаты решили наконец прикрыть и эту «лазейку».
Последней каплей, судя по всему, стала всероссийская акция против спецсигналов на автомобилях крупных чиновников и бизнесменов: с середины апреля автомобилисты вешали на крышу синие ведерки, пародируя «мигалки», и призывали слуг народа избавляться от приоритета на дороге. Тем более что синих проблесковых маячков на гражданских машинах у нас по факту гораздо больше, чем 1000 штук, утвержденных президентом.
Проблема с «мигалками» в большей степени актуальна в столице, где помимо городских чиновников обитают и федеральные. Впрочем, из чувства солидарности автомобилисты из большинства крупных городов страны тоже приклеили на крыши ведерки, поддерживая московское отделение Федерации автовладельцев России (ФАР). Приходилось видеть такие машины и у нас, в Петербурге. Наказать протестующих таким образом водителей, по закону, невозможно: если ведерко надежно закреплено скотчем или клеем, то не «пришьешь» даже несоблюдение правил перевозки грузов.
И вот, спустя две недели после начала акции, федеральные депутаты внесли на рассмотрение в Думу пакет поправок к закону, регламентирующему проведение митингов, шествий, пикетов и т. п. Общая суть поправок сводится к тому, что движение двух (или более) автомобилей с любыми средствами наглядной агитации – это уже демонстрация, которую надо согласовывать в региональном органе исполнительной власти. Как показывает практика, под «средством агитации» необязательно могут подразумеваться плакаты с лозунгами. Наклейки, ленточки, ведерки, флажки – все это попадает под действие закона.
Не нужно быть большим экспертом, чтобы понять: поправки направлены против автомобильных общественных организаций, которые постоянно протестуют против мер, ущемляющих права автовладельцев. Ведь раньше по большому счету автопробеги можно было организовывать без всякой бюрократической волокиты – сели и поехали.
Мы связались с лидером Федерации автовладельцев России Сергеем Канаевым, который вчера передал в Госдуму пакет предложений от автомобилистов. Канаев пояснил, что поправки все равно примут, но остается надеяться, что будет учтено мнение федерации.
Во-первых, ФАР предлагает согласовывать акции на муниципальном уровне. Ведь если делать это через городские власти, то акцию могут разрешить в какой-нибудь промзоне, где ее никто не увидит.
Во-вторых, Сергей Канаев уверен, что нужно разрешить агитацию в виде приглашений к участию в митинге с момента подачи заявки на его проведение. В противном случае будет невозможно собрать людей.
В-третьих, автомобилисты настаивают на том, чтобы демонстрациями признавали скопления более пятидесяти (а не двух) автомобилей. Иначе закон будет чрезмерно «гибким» и субъективным. В конце концов, если в пробке случайно встретятся две машины с георгиевскими ленточками, то это тоже можно считать митингом, подлежащим согласованию. Да и таксисты со своими желтыми фонарями на крышах не смогут передвигаться даже парами.
Впрочем, наши правоохранительные органы уже давно действуют вопреки всем действующим законным нормам. В минувшие выходные, например, участников пробега с синими ведерками остановили сотрудники ГИБДД и потребовали снять инвентарь с крыш без всякого на то законного основания. Когда те отказались, «нарушителям» вменили неисполнение законных требований сотрудников милиции и административные штрафы. Таким образом, противодействовать народным акциям милиция научилась без всяких документов. Принятие поправок лишь позволит ей соблюдать видимость законности.