Бесплатным лечению и образованию приходит конец?

Март 27th, 2018

Дума постоянно радует нас новыми законопроектами. Просто работа у них такая…

Госдума скоро может принять закон, который позволит сократить бюджетные расходы на школы и больницы. О его последствиях рассуждает политолог Георгий Бовт

У документа, как всегда, длинное и ничего не говорящее обычному читателю название: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Если «продраться» сквозь частокол юридических терминов, получится картина ближайшего будущего. Чего ждать?Физкультларёк

В сфере образования и здравоохранения было неэффективно израсходовано 147 млрд руб., значительная часть этих денег была «проедена», средства тратились в основном на содержание учреждений, а не на поощрение лучших специалистов или закупку современного оборудования. По словам Владимира Путина, в 2008 г. расходы на государственное и муниципальное управление выросли на 30%, в 2009 г. — ещё на 4%. А каждый третий госрубль в этой сфере был потрачен без должной отдачи. Значит, пора наводить порядок.

Для этого написали новый законопроект. Только почему-то он больше похож не на план устранения ошибок по расходованию бюджетных средств, которые критиковал премьер, а на методичку по уменьшению трат на самих бюджетников.

Авторы законопроекта предлагают установить три новых типа учреждений — автономные, бюджетные и казённые. Право называться казёнными будет у госучреждений в таких сферах, как национальная оборона, обеспечение безопасности государства, психиатрическая помощь населению, и других, где о применимости рыночных принципов говорить не приходится. Их продолжат финансировать из госказны.

Основная борьба развернётся вокруг пока ещё бюджетных организаций. Им могут навязать статус автономного, а вместе с ним и право распоряжаться своим имуществом для получения дохода. С одной стороны, у этого права есть плюс. Но с другой — минус в виде головной боли по поиску денег на свою деятельность.

Дело в том, что стать автономным и распоряжаться вверенным ему имуществом уже пару лет могли все школы или музеи, потому что есть ФЗ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Но желающих нашлось мало — только четыре федеральных учреждения решились поменять статус бюджетного на статус автономного. Казалось бы, за имеющееся имущество никому не надо платить, а прибыль получать можно — так чего отказываются от денег? Но все давно выучили мудрость про то, где бывает бесплатный сыр в нашей стране. Ведь взамен предоставления прав на имущество государство снимает с себя ответственность по финансированию учреждения.

Вот и получается — раз не нашлось добровольцев по переходу в автономный режим, введут добровольно-принудительный. И написали новый закон про якобы новые статусы госучреждений.Конституция устарела?

Согласно законопроекту, бюджетным организациям деньги будут выдаваться уже не по смете, как сейчас, а под конкретное госзадание. Мол, теперь ищите, голубчики, деньги на жизнь. Сами, сами.

Учителя, к примеру, предполагают, что в результате государство будет гарантировать оплату трёх уроков (по госзаданию) из пяти (привычных), а остальные деньги предложит школе зарабатывать самой, коль она получит право распоряжаться собственным имуществом. В общем, школам можно попытаться сдать в аренду под ларьки спортплощадки (пока их под гаражи не отняли). Правда, в законопроекте есть оговорка: имущество, которое вышестоящими чиновниками будет признано ценным, ни сдаваться в аренду, ни продаваться не может.

Преподаватели вузов недоумевают: если технари могут открыть инновационные предприятия и зарабатывать (тот же Томский университет уже открыл более 60 доходных предприятий), то где искать деньги гуманитарным вузам? А если профессор-ректор окажется плохим бизнесменом, его уволят? Да и кто, в конце концов, вообще будет у нас учиться? Мало того что сейчас высшее образование и качественная медицина доступны лишь обеспеченным людям, что же будет после того, как примут этот закон?

Эксперты предупреждают об опасности затеянной реформы. В том числе и потому, что предлагаемый отказ от обязательного сметного госфинансирования может вступить в противоречие с конституционным правом граждан на бесплатные медпомощь и образование. Ведь не исключено, что это нововведение рано или поздно приведёт к закрытию учреждений культуры и науки, больниц, школ, детсадов…

Трудно представить, как воспитательницы научатся коммерции, зато легко — кто и как будет подтасовывать отчёты по выполнению госзадания и распределять треть или более от фонда оплаты труда…

В большинстве развитых стран смета (как и госзадание с соответствующими показателями) — обычное приложение к обязательному ежегодному контракту на оказание услуг, заключаемому с учреждением. У нас, кажется, решили этот опыт не использовать.

Не убеждают обещания авторов законопроекта, что в результате будет стимулироваться ударная работа тех же госчиновников (оказывается, они обеспокоены отсутствием конкуренции в сфере соцуслуг). Мол, чиновнику районного БТИ всё равно, есть очередь за справкой или нет, ему платят за «просиженные» часы. Но при чём здесь конкуренция? Не предлагается же посадить вместо одного БТИшника трёх и платить только тому, кто больше обслужил клиентов. Не получится ли так, что все БТИшники теперь уйдут в чистую коммерцию и будут не просто очереди, а очереди дорогие?

Проще сделать, как в иных странах, где в присутственном месте всегда висит регламент работы конторы, в котором всё прописано: что более стольких-то минут бюрократ не может «мариновать» вас в очереди, а в случае нарушения этого правила надо сообщить по такому-то телефону и получить компенсацию. Более стольких-то гудков не должно быть в телефонной трубке, пока чиновник не ответит, или его тоже накажут, о чём вам доложат. Регламентировано всё, вплоть до доступа посетителей к питьевой воде и унитазу. То есть сначала должны быть регламенты — что нам положено за наши налоги, а потом — расценки за дополнительные «удобства», которые в бюджет не заложены.Кстати

— Изменения затронут более 327 тыс. учреждений всех уровней, — считают эксперты Центра развития Национального исследовательского университета ВШЭ. — Вряд ли разработчики проекта ставили своей целью повышение эффективности и качества — требования к качеству услуг разработаны далеко не всеми учреждениями. Недавний пример с повышением госпошлин наглядно продемонстрировал, что получившие свободу бюджетные учреждения предпочтут пойти по более лёгкому и проверенному пути — оказанию услуг только за плату, причём за максимально высокую!


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние записи