Бандера может быть лишен звания героя
Июль 23rd, 2018
Вокруг имени Бандеры опять оживление. Пока одни затевают суды о правомочности Бандеры иметь звание Героя Украины, областные советы западных областей напринимали обращений к Президенту Украины Виктору Януковичу, Верховной Раде Украины и Министерству иностранных дел по поводу заявлений относительно намерений пересмотреть Указы Президента Украины Виктора Ющенко о присвоении звания «Герой Украины» Степану Бандере и Роману Шухевичу.
Например, Ровенский областной совет просит Виктора Януковича «занять взвешенную государственно-созидательную позицию, не разделять Украину на Восток и Запад и проводить такую политику, которую воплощали в жизнь Степан Бандера и Роман Шухевич». Ведь «необдуманными решениями можно нанести непоправимый вред интересам нашего государства, его международному имиджу».
«Возможная отмена Указов лишь будет способствовать возмущению общественного мнения, приведет к дестабилизации политической ситуации и разграничению украинского общества», — отмечается в обращении ровенских депутатов к Президенту Украины Виктору Януковичу.
Бандера в сегодняшней Украине стал своеобразным индикатором, тем оселком, о который ломаются многие политические судьбы. В любом случае уходящий президент В. Ющенко подложил хорошую свинью проигравшей в избирательной кампании Ю. Тимошенко. Одобри она его указ — потеряешь голоса на Востоке, торпедируй — потеряешь голоса на Западе. Цугцванг.
«Мазепа, Петлюра, Бандера, Шухевич…» — уже ставший привычным ряд имен-символов «боротьбы за волю Украины».
Собственно, к украинскому «национализму» у меня отношение двойственное. С одной стороны в мире нет более фарсового, опереточного национализма (по крайней мере я с таким не знаком). Он великолепный объект анекдотов и юмористики. А националистические «історичні дослідження» так вообще сплошное умиление! Чего стоит, например, повествование о живших миллионы лет назад украинцах-питекантропах, которые постепенно превращались в украинцев-неандертальцев, украинцев-кроманьонцев и далее в украинцев — «хомо сапиенсов» (С. Плачинда «Лебедія»). Так и кажется, что из идеологических кущей выглядывает хитрая рожа «денщика Шельменко»: «Это я так, придуриваюсь, лишь бы гроши хороши!».
Но с другой стороны в Украине в последние годы все больше насаждался «западенский» вариант национализма. А это фрукт совсем иного сорта ─ подл, злобен, кровожаден. Бандеровшина из категории последнего.Продукт эпохи. Истоки
Степан Андреевич Бандера издал первый крик, появившись на свет 1 января 1909 г в селе Старый Угрынив на Львовщине в семье греко-католического священника. Вследствие перенесенного в детстве рахита, Бандера рос хилым и низкорослым ребенком (его рост и в зрелом возрасте будет составлять всего 1 м 59 см), вдобавок из-за этого изъеденным разными комплексами. Гекатомбы трупов, наваленных бандеровцами, придут потом, но уже с детства юный Бандера начал тренировать волю и жесткость характера, очевидно уже тогда готовя себя к роли «провідника нації», весьма своеобразным способом. Он ловил и душил котов (ну, прямо Шариков из булгаковского «Собачьего сердца»!), что нередко, как отмечают его биографы, демонстрировал перед сверстниками.
А эпоха на дворе стояла неоднозначная. В начале 20-го века австро-украинские националисты, окончательно расстались с выпестовывашими их долгие годы поляками, и пошли под крыло к пригревшим их немцам. Их отношение к немцам, как к «большому белому хозяину» останется надолго. Оно переживет и первую и вторую мировые войны и дотянет вплоть до сегодняшнего дня. В Галичине нет-нет да и вспомнят про «добру бабцю Австрію» (Ю. Андрухович). Здесь между жителями Юго-Востока и Запада Украины, с чем не раз приходилось сталкиваться, лежит стена непонимания, о которую разбиваются все обвинения бандеровцев в коллаборантстве и предательстве.
Немцы, рассматривали галицийских националистов, как холуйский материал для исполнения самой грязной работы, которой сами брезговали. Именно они будут главными доносчиками и палачами в Галиции и в концлагерях Талергоф и Терезин, куда во время первой мировой войны будут ссылать «москалей» (на самом деле таких же галичан, лишь заподозренных в симпатиях к России).
«Де стоїть стовп з телефона,
Висить кацап замість дзвона.
Уста його посиніли,
Чорні очі побілили,
Зуби в крові закипіли,
Шнури шию переїли»
Поется в одной из непритязательных «січових» песенок тех времен (записана крестьянином с. Кутищи бродовского уезда П. Олейником), где галичанские чикатилы смакуют любимое занятие.
«Пакости немцев не могут сравниться с издевательствами своих соотечественников…издевательство становится его насущным и повседневным хлебом; ни мать, ни отец, ни брат, ни сестра, ни сосед, ни приятель не имеют для него значения, т. к. его месть и злоба не знают границ.
Во время войны много, очень много таких извергов вышло из галицкого народа; и этот прискорбный факт больше всех ран. Свихнутые единицы из евреев, немцев, поляков нас не удивляют, но как же печально, что в галицко-русском народе австрийский сервилизм и дух рабства толкнул брата на брата» — пишет узник Талергофа В. Р. Ваврик («Терезин и Талергоф», М. 2001).
И во время гражданской войны «січові стрільці» из австрийских военнопленных, служившие в петлюровских войсках, прославятся нечеловеческой жестокостью.
Таковы были истоки, предтечи, образцы для подражания и наставники подраставшего С. Бандеры и прочих бандеровских кровососов.В развитии
После окончания 1-й мировой и гражданской, оказавшиеся в эмиграции «січові стрільці» и прочая подобная публика сорганизовались в УВО (українську військову організацію), преобразованную позже в ОУН.
В 1930-х годах «борці за волю» нежно прилепились к Гитлеру, потекли и финансовые ручейки, сразу взбодрившие сердца оуновцев. Они даже подогнали идеологию, вышел этакий второсортный фашизм. Но с претензиями: «Ідуть ряди, гримлять ряди й купаються в крові, гартуються в огні. Вогонь і кров, життя та воля, або смерть палахкотить у їх грудях…Чуєш крик — Зіг хайль! Хайль! Зіг хайль!» (Ю. Липа «Українська доба», Львів,1934 р.).
Уже в1938 г. в Германии было создано несколько учебных центров, где готовились оуновцы-диверсанты. Хоть и были в руководстве Рейха разные взгляды об их дееспособности, но шеф абвера В. Канарис заявлял: «Отбросов нет, есть только кадры».
Впрочем, С. Бандера в то время скучал в польской тюрьме, отбывая наказание за организацию убийства министра внутренних дел Польши Перацкого. Освободят его только захватившие Польшу немцы.
Использование оуновцев во время войны с Польшей было недолгим. После чего, сидя по немецким учебным центрам, они откровенно заскучали. Хоть и удавалось иногда втихомолку подрезать какого-нибудь зазевавшегося поляка или еврея, но это было, так сказать, в порядке личной инициативы, для души, и стратегического значения не имело. Да и немцы в то время не одобряли таких легкомысленных развлечений. Поэтому, быстро разбившись на две команды: ОУН (б) — бандеровцы и ОУН (м) — мельниковцы, наши герои вынесли друг другу смертные приговоры и начали взаимную охоту. За 1940 г. бандеровцы истребили около 400 мельниковцев, а те в ответ свыше 200 бандеровцев. Они потом всю войну будут охотиться друг на друга и взаимобразно стучать в гестапо.
Настоящий праздник наступил для них с началом войны Германии против СССР. 30 июня 1941 г. они без спроса у немцев провозгласили в оккупированном Львове «Відновлення Української Держави» и на радостях устроили кровавую баню для львовских поляков и евреев. Это немцев совсем достало. И не то, чтобы им было жалко каких-то «унтерменшей». Задача генштаба любой воюющей страны в том, чтобы навести хаос в тылу противника и наоборот, обеспечить порядок в собственном тылу. К тому же, полагали немцы, население оккупированных стран должно с воодушевлением (или без оного) трудиться на благо Рейха, а не лежать с перерезанным горлом в канаве. У них даже евреи в Освенциме не просто сидели и скучали, дожидаясь очереди в крематорий, а занимались производством синтетического бензина. В любом случае руководство в «решении еврейского вопроса» гитлеровцы оставляли за собой, а не за самодеятельностью каких-то бандеровцев. Были у немцев и другие претензии, в том числе финансового порядка — выделяемые Бандере средства имели свойство испаряться в неизвестном направлении.
К тому же (что наиболее досадило нибелунгам) стояло лето, начало июля. Через несколько дней вид и запах разлагающихся трупов стал гасить победный энтузиазм. А убирать их и производить дезинфекцию домов и улиц пришлось немцам. Хотя в дальнейшем, учтя специфические склонности оуновцев, немцы охотно доверяли им грязную работу (расстрелы в Бабьем Яру и пр.), но уже под присмотром и с обязательным соблюдением норм санитарии.
5 июля 1941 года на совещании Адольф Гитлер сказал: «Parteigenosse Himmler, machen Sie Ordnung mit diesen Bande!» (Партайгеноссе Гиммлер, наведите порядок с этой бандой!).
В конце концов главарей оуновцев немцы просто разогнали, а С. Бандеру, Я. Стецько и еще кое-кого арестовали.
Полковник Эрвин Штольце, основной специалист абвера по украинским делам обвинил арестантов в том, что «Львовским демаршем» они усугубили ситуацию. Кремлевская пропаганда не приминёт использовать тот факт, что немцы сотрудничают с такой сволочью, как Бандера.
Поэтому, пояснил Штольце, советские солдаты будут сражаться с еще большим упорством, следовательно возрастут потери немецких военнослужащих. «Ваша политика лишает жизни наших солдат,» ─ подвел черту в разговоре Штольце.
Бандеру засадили в концлагерь Заксенхаузен, правда в так называемый «блок Целленбау», на санаторный режим. Сошку же помельче, сформировав из них зондеркоманды и шуцманшафтбатальоны, отправили заниматься любимым делом: расстрелами в Бабьих Ярах разных масштабов и сжиганием деревень Белоруссии.
Но так повезло не всем. Множество «борців за волю» тянуло нудную лямку полицаев, к тому же ежедневно рискуя получить партизанскую пулю. И в конце концов, сговорившись, на закате 1942 г. они, как описывает «Літопис УПА» (Торонто, 1978), дружно двинули по лесам (интересно, куда немцы смотрели?), где слились в УПА и стали (о пиршество освобожденного духа!) вырезать польские села, еврейские семьи и не внушавших им доверия украинцев. В результате, например, до конца лета 1943 г. с еврейским населением Западной Украины (до войны их там проживало около миллиона) было покончено. Временная инструкция УПА от 7 сентября 1944 г. констатировала: «5. Жидівське питання. Проти жидів не проводили жодних акцій. Жидівське питання перестало бути проблемою (їх залишилось дуже мало) ».
Впрочем, остановимся, писать историю ОУН-УПА не входит в нашу задачу.Кое-что из практики «боротьби за волю України»
Сегодня в официальной истории Украины, в том числе и в школьных учебниках с подачи властей утвердился взгляд на бандеровщину как на некую «третью силу», воевавшую как против Гитлера, так и против Сталина за «самостийность».
Я немало читал материалов разной окраски, доводилось мне и беседовать с участниками тех событий, в том числе и с бывшими бандеровцами, и с жертвами их террора, в конце концов, что-то воспринял из рассказов моего отца, бывшего офицера войск НКВД, несколько послевоенных лет участвовавшего в ликвидации националистических формирований на Западной Украине и в Прибалтике.
Нынешние последователи Бандеры резко отвергают сотрудничество бандеровцев с немцами и настаивают на их противоборстве. Даже мелькает цифра о 800 гитлеровцев, убитых в боях с «вояками УПА» (вообще-то средний советский партизанский отряд имел счета побольше). Но немецкие архивы на запросы наших ветеранов отвечают, что сведений о погибших от рук бандеровцев не имеют. Как и о самих этих боях.
Какой-то театр абсурда! Выходит, немцы с маниакальностью идиотов снабжают своих врагов деньгами, снаряжением, оружием: более 700 минометов, около 10 тыс. станковых и ручных пулеметов, 100 тыс. ручных гранат, 12 млн. патронов и пр. Да еще обучают старшин для УПА в учебном центре в Нойхаммере и др., присваивая им германские воинские звания.
Нет, какие-то стычки с бандеровцами у немцев, безусловно были. Случалось немцы на правах хозяев и наказывали тех в дисциплинарном порядке: сажали в лагеря, даже расстреливали. А что вы хотели? Та же «Волынская резня», когда бандеровцы летом 1943 г. вырезали все польские села Волыни и тем сорвали запланированную поставку продуктов для германской армии — головная боль для немецких интендантов! Косо смотрели немецкие аккуратисты и на скверную привычку бандеровцев забивать трупами колодцы с питьевой водой и пр.
Но в общем, как сообщал на Нюрнбергском процессе полковник абвера Эрвин Штольце: «Абвер активно использовал украинских националистов в ходе всей войны с СССР. Из них формировались отряды для борьбы с партизанами, вербовалась агентура для заброски за линию фронта с целью диверсий, террора, шпионажа и пр.» Только партизаны соединения А. Ф. Федорова провели на Волыни 60 больших боев с отрядами УПА. Выискивая членов семей партизан, бандеровцы подвергали их звериному истязанию.
А когда Украину стала освобождать Красная армия, сотрудничество с немцами стало еще теснее. Как сообщал начальник абверкоманды-101 подполковник Лингарт своему руководству: «В некоторых случаях соединения украинских банд УПА вместе с немецкой армией сражались против Красной армии и большевистских партизан. Хотя соединения УПА имели большие потери, но на некоторых участках фронта в критический момент оказали немецкой армии услуги, которые нельзя недооценивать».
Постепенно ряды УПА наполняются немецкими офицерами, инструкторами и прочими специалистами. По словам главного диверсанта Рейха Отто Скорцени таких было около12 тыс. И С. Бандеру в1944 г, выпускают из лагеря, он приступает к формированию и засылке диверсионных групп на Украину. В то время в советских документах появляется странное слово-гибрид «украинско-немецкие националисты».
А в справках о боях с бандеровцами отмечается сколько среди них было убито и захвачено в плен немцев, например при разгроме группы «Энея»: «2122 бандита были убиты и 2301 захвачен, среди них 65 немцев» (справка Ровенского обкома КП (б) У от 05.01.1945 г.). Отмечается и количество задержанных «бандпособников», «уклоняющихся от призыва», а также явившихся с повинной, ликвидации «схронов», они же «бункера», они же «крыивки».
Кстати о «схронах». Их применение и типовое обустройство — один в один (оборудованная яма, сверху люк, замаскированный сосенкой либо еще чем), характерно лишь для сил, связанных с немцами: наших бандеровцев и прибалтийских «лесных братьев», получавших одинаковые немецкие инструктажи. Советские партизаны, как и югославские, польские, французские — короче все, связанные с антигитлеровской коалицией, использовали другую тактику и методы организации.
Бункера может и годятся для временного укрытия мелких диверсионных групп, выполняющих краткосрочное задание, но не для разворачивания длительных партизанских действий. В остальном мире их тоже не применяли ни Мао Цзедун, ни Фидель Кастро, никто из известных тактиков и стратегов партизанской войны. Откуда эта заумь взбрела в голову немцам (вот уж доки в партизанском деле!) неизвестно. Но у бандеровцев это был уже какой-то холуяж перед немцами, граничащий с шизофренией.
Ну, во-первых, нахождение в замкнутом пространстве долгое время (а зимой сидели и месяцами) одной и той же группы людей вносит серьезные изменения в психику.
А во-вторых, безопасность и сопротивляемость обитателей этих «крыивок» близка к нулю, а то и ниже. Рота НКВД с собаками (а служебная собака чувствует запах пота до 5–7 км), зная место примерной дислокации, обнаруживает эту «крыивку» достаточно скоро. Дальше все просто — открыли крышку люка, закидали гранатами, и конец «борцям» за чью-то волю. Правда такие порочные методы не одобрялись, цитированная выше справка Ровенского обкома (как и другие аналогичные), упрекает войска НКВД в том, что они мало кого берут живьем.
Есть и в-третьих, и в-четвертых.., но достаточно.«Вояки УПА». Некоторые особенности
Апологеты УПА оперируют цифрой ее состава в 150 тыс. Гитлеровские спецслужбы в ноябре 1944 г. оценивали ряды УПА в 80-100тыс. «регулярных» упистов, Министерство Рейха по делам восточных территорий — 60 тыс.
Сколько из них было «регулярных», сколько «бандпособников», а то и просто случайных людей, окончательно выяснить вряд ли удастся.
Но есть у меня сильное подозрение, что значительная часть этих упистов в иной обстановке могла бы проходить по категории обычных дезертиров. Вспоминается разговор с одним бывшим «бандеровцем». Я ему что-то об идейной борьбе за самостийность, а он в ответ: «Какая там самостийность! На фронт не хотелось, вот и рванули по лесам».
Когда Красная Армия вошла в Западную Украину, была развернута сеть военкоматов и призывных пунктов. А вот организовать призыв в армию оказалось не так-то просто. Многим новобранцам сначала надо было еще и советское гражданство получить. А тысячи действительно рванули по лесам.
И оказалось, что в той ситуации для желающих отвертеться от фронта одно из самых выгодных было «закосить» под бандеровца.
Поясню. Тогдашний Уголовный кодекс в статьях о воинских преступлениях за дезертирство (уклонение от призыва) предусматривал наказание. В мирное время в худшем случае давали 5 лет. Во время же войны ситуация изменилась. С дезертирами розговор стал коротким — высшая мера. В реальности применялась очень редко. Дураков не было. Дезертирам (а таких случаев за войну было 376 тыс.) впаивали штрафные роты (вот каков был их главный состав, а не уголовники и невинные жертвы особистов, как изображают сегодня в душещипательных фильмах) и все равно отправляли на фронт.
Пойманному дезертиру приходилось туго, поэтому многие хлопцы, поразмыслив, являлись из леса с повинной. А вот по сути такой же «уклоняющийся от призыва», но задержанный с бандеровской литературой, а то и оружием, проходил уже по другой категории. Подобному «бандеровцу» могли в худшем случае влепить «десятку» лагерей (для боящихся фронта как огня и это было за благо), но обычно давали 6 лет поселений (бесконвойное содержание и зачет в трудовой стаж). Была у бандеровцев и возможность избежать наказания — воспользовавшись амнистией, тоже явиться с повинной. А после Победы и майской амнистии 1945 г. уже и фронт был не страшен (а 30–40-летних уже и не призывали), и из леса вообще повалили гурьбой.
Читатель, мы не можем испытывать теплых чувств к бандеровцам. Но не должно у нас быть и снисходительных взглядов на банды дезертиров, неважно, изображавших или нет из себя идейных самостийников. Пока наш народ, исполняя гражданский долг, воевал на фронте или надрывал жилы в тылу, приближая Победу и поднимая страну из руин, эта публика за счет мужества одних и сверхнапряжения других, отсиживалась по лесам, спасая свои жалкие жизни.
Но и в лесу их зачастую поджидали неприятности, особенно если на них накладывали лапу настоящие «регулярные» бандеровцы. Тогда их судьба, как и других, насильно «мобилизованных» в УПА под угрозой расправы с семьями, была незавидной. Бандеровцы рассчитано старались их «повязать кровью», привлекая к своим лютым расправам над мирным населением, чтобы не было возможности пути назад. А такие возможности в виде амнистий для тех, кто не участвовал в карательных акциях, советские власти широко предоставляли. Бандеровский автор Л. Шанковский в «Історії українського війська» (1953) перечисляет такие: в марте и ноябре 1944, в мае 1945, в декабре 1947, в декабре 1949, и признает, что сдавались многие. Всего с февраля 1944 по июнь 1946 пришло с повинной 114880 человек.
С нежелающими «вязаться кровью» жестоко расправлялась СБ — зловещая бандеровская «Служба безпеки». По показаниям эсбиста Федора Воробца, подручного «Далекого»: « Массовое истребление участников ОУН-УПА действительно имело место. Достаточно сказать, что в одном Сарненском надрайоне (Березне, Клесив, Ракитне, Дубровица, Давид-Городок) подчиненными мне эсбистами УПА согласно поступивших ко мне указаний в 1945 г. было уничтожено 6.000человек и много мирного населения».
После войны прошло много судов над бандеровскими убийцами. На вопрос председателя народного суда к подсудимому О. Ковалю, почему бандеровцы уничтожают младенцев, подсудимый, не раздумывая, ответил: «Такие директивы дал нам провод ОУН. Нам приказано во время налетов на село никого не щадить. Это делали мы для того, чтобы нас боялись и уважали как грозную силу». «Что же злого сделал вам трехмесячный ребенок?» «На детей падает кровь родителей», — цинично ответил бандит.
Причины звериной жестокости бандеровских душегубов лежали не только в стремлении «повязать кровью», но и в культе «творческого насилия», «освобождении бестии в украинском человеке» (по Д. Донцову, главному идеологу «интегрального национализма»), и в давних организационных традициях УСС — УВО — УПА (принцип: «Щоб згуртувати товариство, треба когось спільно вбити»).
«Наша власть должна быть страшной», — так наставлял и завещал Степан Бандера.«С чего начинается родина? С Бандеры в твоем букваре…»
Степану Бандере сегодня ставят памятники, его именем называют улицы, школьные учебники полны панегириков Бандере и его «борцям за волю».
В мае сего года, в преддверии Дня Победы, решениями Львовского и Тернопольского горсоветов С. Бандере присвоено звание Почетного гражданина своих городов.
Собственно, указ о присвоении Бандере звания Героя Украины (отменит ли его Янукович или нет, как заверяет Анна Герман) для многих «патріотично налаштованих» свидомых уже маловат. Они замахиваются на большее. «Бандера — це свята людина, яку Бог вибрав для України» (Павло Мовчан, из телепередачи УТ-1). В свидомых кругах идет толковище о канонизации «провідника нації», то есть о возведении его греко-католической церковью в ранг святого. Были по сему поводу и обращения к ее иерархам, пока, впрочем, безответные.
За дело взялись «дослідники» и «науковці». Об украинстве персонажей Святого Писания написано немало. Из новых «свидомых открытий» любопытно разве что генетическое родство Степана Бандеры с Иисусом Христом и взгляд на «провідника нації», как на второе пришествие.
То что «з погляду генетики і культури Діва Марія та Ісус Христос були українцями», а укр. мова была их «рідною, внутрішньою (хатньою, материнською) мовою» (цитирую по книге «Арійський стандарт» І. Каганець, К.2006) нашими «дослидныкамы» прописано изрядно и стало общим местом.
Правда, вопрос о национальности Бога-отца пока еще несколько в тени. Здесь, видимо полагают наши «науковцi», каждый свидомый, если он не совсем олух, и сам должен сообразить. Ну, на худой конец, если из свидомых попадется совсем уж валенок, напишут: «Першим словом білих людей було саме те, яке ми сьогодні називаємо українським. Це мова Творця життя на землі, мова, в якій закодована філософія Вищого розуму.» («Філософія українського слова» С. Піддубний, К. 2005).
В вопросе о родословной С. Бандеры оперируют прозвищем названного отца Христа Иосифа Пантера, которое с веками якобы трансформировалось в фамилию Бандера, ссылками на иудейский трактат «Авода-зара», сочинениями римского историка I в. Цельса и пр.
Вот что писал еще несколько лет назад о происхождении Христа С. Плачинда («Лебедія», К., 2005): «Ісуса Христа давні українці справедливо шанували як свого кровного родича з могутнього праукраїнського племені етрусків — тобто русинів. Мати Ісуса Христа була сарматкою, тобто їхньою одноплемінницею, землячкою, а істинний батько — легіонер Пандира (по-сучасному Бандура) — з етрусків». Лексическая трансформация Пандиры (в иных источниках Панферы, Пандеры — авт.) в Бандуру «по-сучасному» сомнительна: «и» или «е» в «у» переходят редко. Но свидомые были народ догадливый и, прочтя подобное, расплывались в довольной ухмылке.
Сегодня «дослідники» уже так не скрытничают.
И возможно уже скоро лысоватую голову «провідника нації» накроет нимб святого, хотя бы местночтимого. А канонизированному Бандере никакие президентские указы или их отмены будут, как говорится, не указ. Посмотрим?