Америка – как большой человеческий зоопарк

Август 12th, 2018

Концепция американского «плавильного котла» (melting pot) начала давать сбои. О расовых трениях между чернокожими и белым населением США слышали многие. Гораздо реже освещается проблема противоречий между индейским населением США и опять же белым англосаксонским большинством.

Видимо, в большинстве своём неконфликтные и малопассионарные краснокожие не дают столь многочисленных поводов для прессы сообщать какие-то «жареные» факты о своей жизни и борьбе за сохранение культурного своеобразия. Многие индейцы уже детрибализованы, т.е. утратили свою племенную принадлежность, превратившись в рядовых американцев, которые только по рассказам прабабушек знают о своих индейских корнях. Тех самых корнях, которые так долго и жестоко выкорчёвывали белые завоеватели.

Если в конце XV века насчитывалось 2200 индейских народов, то сейчас их всего 1000. Не в США, а на всём Американском континенте. До начала европейской колонизации на территории Канады и США проживало от 2 до 4 млн. индейцев. С приходом англосаксов их численность сократилась до 200 тыс. (!) к началу ХХ в.

В самих Соединённых Штатах чистокровных индейцев почти не осталось. Если вам повезёт, вы встретите в лучшем случае, полукровку. Для встречи с сохранившимися индейцами вам придётся выезжать в резервации, превращённые в этнопарки. Американский этнопарк – странное явление. Наш слух привык к сочетанию слова «парк» со словом «зоо», намекающим на животных, населяющих этот парк. Этнопарк – это человеческий зоопарк. Американские зеваки, как правило, белые, приезжают в этнопарки, чтобы показать своим жующим гамбургеры детишкам чудом уцелевшего индейца. Индейцы демонстрируют различные трюки и дрессированных аллигаторов. Детишкам весело, они жуют гамбургеры и тыкают пальцами в людей, превратившихся в артистов поневоле. Но не все индейцы согласны быть паяцами для ленивых англосаксов.

В 2007г. официальная делегация представителей индейских резерваций нации лакота в штатах Южная и Северная Дакота, Небраска и Монтана посетила посольства ряда иностранных государств, в том числе России, официально уведомив о разрыве в одностороннем порядке всех договоров и соглашений, заключённых ранее с правительством США, и заявив об образовании независимого и суверенного государства – Республики Лакота в границах 1851 года. Своим главой индейцы – лакота выбрали Рассела Минса, личность во многом легендарную. С оружием в руках Рассел Минс сражался за права индейцев в США и Никарагуа. В 1974г. вместе с другими индейцами, забаррикадировавшимися в резервации Вундед Ни (Wounded Knee), Рассел Минс дал сражение американским спецслужбам. Излишне говорить, что победа осталась на стороне официального Вашингтона. Американские органы правопорядка несколько раз арестовывали отчаянного индейца, а на его жизнь не раз покушались неизвестные. С тех пор он отстаивает интересы коренного населения США мирным путём, ибо другого пути нет. Рассел Минс и его сторонники объявили о расторжении договоров между народом лакота и федеральным правительством США, о чём уведомили Госдепартамент США. Затем Делегация Свободы лакота обратилась с просьбой о признании независимости в посольства ряда стран: Чили, Боливии, Венесуэлы и ЮАР. Также было заявлено об отказе от гражданства США и полном освобождении от налогов всех, кто признает себя гражданином Республики Лакота.

При этом уровень жизни в резервации лакота – самый низкий в США и один из самых низких в мире. Уровень детской смертности очень высок (в 5 раз превышает среднеамериканскую, при этом умирает каждый четвёртый младенец), а количество подростковых самоубийств в процентном соотношении самое большое в США. Из-за плохих условий жизни, плохого питания в резервациях очень высока заболеваемость туберкулёзом, полиомиелитом, гипертонией, диабетом. Возле урановых рудников высока заболеваемость раком. 85 % населения резервации – безработные, средняя продолжительность жизни индейцев лакота составляет всего 44 года (это один из самых низких показателей в мире).

Договоры между федеральным правительством США и предками современных лакота, заключенные 150 лет назад, были названы Расселом Минсом «никчёмными словами на никчёмной бумаге», так как США их «неоднократно нарушали, чтобы украсть нашу культуру, нашу землю и возможность сохранить наш образ жизни». Это и послужило основным поводом для объявления суверенитета.

Для многих индейцев единственным способом вырваться из этого замкнутого круга – служба в армии США. Рассел Минс надеется разорвать этот круг, но ясно, что у его республики нет на это ни финансов, ни человеческого капитала. Тем не менее, у него есть приверженцы, которые стекаются на территорию Республики Лакота не только из американских городов, но и из стран Европы. Среди его сторонников встречаются даже американцы – англосаксы, понимающие весь ужас бесправия, через который пришлось пройти индейцам Северной Америки. Желая поддержать лакота в их справедливо борьбе, они продают имущество и поселяются в резервации Республики Лакота. Конечно, таких идеалистов немного. Во-первых, откуда взяться идеалистическим порывам в наше меркантильное и расчётливое время, тем более в стране, являющей венец капиталистического развития, где царит его величество доллар?

Во-вторых, официальный Вашингтон упрямо игнорирует самого Рассела Минса и его государственное детище. Лишь в течение короткого времени американские журналисты, падкие на «жареные» факты, рассказывали о чудаке-индейце и его последователях, захотевших отделиться от остальных. Некоторые мировые СМИ тоже уделили этому событию внимание, но когда интерес спал, о Республике Лакота уже ничего не слышно. Его не признало ни одно государство мира, даже такие, как Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия, которые, как известно, сами борются за признание собственной государственности мировой общественностью. В России группой энтузиастов открыт неофициальный сайт представительства Республики Лакота в Российской Федерации по адресу http://lakotah-russian.narod.ru. Сам Рассел Минс продолжает информационную и иную деятельность, направленную на распространение информации о новоявленном государстве индейцев лакота.

Постепенно из виртуального проекта Республика Лакота обретает практические очертания. Там открыта школа для обучения индейских детей родному языку и культуре, которые исчезают в вихре глобализации, где есть спрос только на то, что приносит прибыль. Под руководством Рассела Минса проводится эксперимент по использованию ветряных турбин для получения дешёвой электроэнергии, чтобы в будущем не зависеть от американских энергетических корпораций, планируется масштабное сооружение отапливаемых теплиц, позволяющих получать сельскохозяйственную продукцию, в том числе и в зимний период.

К сожалению, не обошлось и без внутренних дрязг. В 2008г. среди активистов Республики Лакота произошёл раскол, в результате чего появилось альтернативное движение индейцев лакота. Часть вождей племени отказались поддержать государственно- политический проект Рассела Минса, опасаясь потерять денежные компенсации, выплачиваемые правительством США. 7 января 2008г. они заявили о нерушимости договоров с США, которые, по их словам, «защищают наши оставшиеся земли, нашу воду, наши ресурсы, наши права и нашу независимость». Вероятно, Рассел Минс является на данный момент единственным интеллектуалом-лакота, способным пойти против системы. И как может быть иначе, если известно, что интеллектуальная прослойка среди индейцев в целом очень незначительна и даже не существует понятия индейской интеллигенции?

Англосаксы, стараясь обезглавить индейское движение сопротивления, уничтожали, прежде всего, передовых и прогрессивно мыслящих вождей и лидеров племён. Вырожденцы и коллаборационисты, как правило, оставались целыми и равнодушно соглашались с диктатом бледнолицых. Белые американцы, не избавившиеся от бацилл расизма, упрекают Рассела Минса в непатриотичности и призывают отказаться от благ цивилизации, если он такой принципиальный сторонник возрождения индейской культуры. «Я готов, – говорит Рассел, – если все непрошенные гости, поселившиеся на нашей земле, упакуют вещи и уедут восвояси, оставив нас в покое». Именно это американцы и не готовы сделать, предпочитая и дальше замалчивать проблемы индейского населения и изображать Минса как недалёкого эксцентрика.

Беда лакота в том, что при существующем миропорядке ни одно государство мира не решится пойти на конфронтацию с Белым домом, признав их независимость. Ни одно иностранное правительство не решится оказать им гуманитарную, военную или экспертную помощь в деле становления индейской независимости. В то время как Вашингтон, напротив, может себе позволить бесцеремонно вмешиваться в дела других держав.

В Китае американскими эмиссарами и их агентами провоцируются столкновения тибетцев и уйгуров, требующих от Пекина суверенитета, с правительственными войсками. В странах Южной Америки многие антиправительственные отряды вооружаются и снабжаются спецслужбами США. В России американцы через сеть фондов и подставных организаций дотировали и опекали чеченских террористов. Сейчас пытаются взять под опеку финно-угорских и татарских националистов с целью отрыва всего Поволжья от остальной России, а эфир западных СМИ заполнен американской трескотнёй о притеснении вышеупомянутых народов официальными властями и о необходимости поддержки демократии. И это притом, что за всю историю Государства Российского на её территории не был уничтожен ни один из населяющих его 160 народов, а после вхождения в состав России Кавказа и Поволжья у русского, татарина или чеченца были равные права. Когда индейцев вырезали целыми деревнями вместе с женщинами и детьми, у народов русского Севера появились школы, пункты медицинского обслуживания и собственная письменность. Но даже в те далёкие времена англосаксы вопили о варварской России, чьи корабли ловили суда американских и английских работорговцев, выпускали на волю томящихся в трюмах африканцев, а самих работорговцев вешали на реях.

Усилиями англосаксов распространялись нелепые мифы об индейцах как о людях, находящихся в животном состоянии и не способных внести хоть какой-нибудь вклад в человеческую культуру. На самом деле, аборигены обеих Америк подарили нам методы возделывания кукурузы, картофеля, томата, подсолнечника, маниока, какао, хлопчатника, табака, перца, фасоли, арахиса, агавы, бобовых, кабачков, и других культур. Французские антропологи Леви-Брюль и Леви-Стросс, изучая культуру индейцев, исследовали сознание современного человека, а швейцарский психиатр Карл Густав Юнг занимался исследованием подсознательного и архетипов на базе индейских мифов. Среди известных индейцев – президент Венесуэлы Уго Чавес, президент Боливии Эво Моралес, вождь племени чероки, изобретатель слоговой азбуки чероки и основатель газеты «Чероки Феникс» на языке чероки (1828) Секвойя, Мэри Смит-Джонс – специалист по лингвистике и активный политический деятель, Джим Торп – легкоатлет-многоборец, 2-кратный чемпион олимпийских игр 1912г., Роберт Трухильо – бас-гитарист группы «Metallica». Во время Второй мировой войны в армию США набирали индейцев навахо для работы радистами-шифровальщиками. Японцы не могли расшифровать радиоперехваты американских военных, так как они содержали текст на языке навахо.

Последователи Рассела Минса не собираются отказываться от идеи независимости. Пока она выглядит не совсем убедительно, и в ближайшее время у индейцев лакота нет никаких шансов добиться справедливости.


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние записи