Академик Велихов нашел туманность в перспективах страны

Май 14th, 2018

ОП фиксирует “конфликтную модель” в отношениях чиновников и общества.

В распоряжении “Газеты” оказался текст доклада Общественной палаты (ОП) о состоянии гражданского общества в РФ, подготовленного по итогам 2009 года. В подготовленном рабочей группой во главе с секретарем палаты Евгением Велиховым исследовании содержится вывод о “высокой степени неопределенности” в оценке состояния и перспектив гражданского общества страны.

“Сегодняшняя Россия переживает конфликтную модель взаимодействия государства и общества, а практика этого взаимодействия еще не привела к оформлению устойчивой модели”, — признают его авторы.

Доклад Общественной палаты о состоянии гражданского общества в России стал четвертым с момента появления этой структуры.

Черновой текст доклада был уже одобрен на пленарном заседании ОП, прошедшем в конце декабря, но окончательный его текст появился только в минувшую пятницу. Доклад состоит из трех глав: “Актуальное состояние гражданского общества”, “Мониторинг гражданского общества: региональный аспект” и “Некоммерческий сектор в период социально-экономических трансформаций”.

В отличие от доклада за 2008 год на этот раз общественники сосредоточили свое внимание не на коррупции, а на проблемах взаимоотношений чиновничества и НКО, особенно на региональном уровне, а также малого и среднего бизнеса. Значительная часть доклада посвящена социальной активности в интернете (в частности, исследованы блоги и сайты различных ведомств), а также проекту электронного правительства в России.

Большое внимание уделено также темам активности молодежи, защиты социальных прав россиян на фоне кризиса, а также благотворительности.

Одна из ключевых глав доклада посвящена анализу состояния гражданского общества в регионах, в частности проблемам местного самоуправления. “Говорить об улучшении ситуации нет особых оснований, — заявил “Газете” один из его авторов, курирующий проблематику местного самоуправления Вячеслав Глазычев. — Происходит тотальное наступление на местное самоуправление. Существует опасность возврата во времена КПСС. Когда готовили первый доклад, были надежды на улучшение, но теперь наблюдается тенденция к ухудшению”.

Дело ясное, что дело мутное

ОП признает, что ситуация в стране остается неопределенной. Об этом говорится в разделе “Среднесрочный прогноз развития гражданского общества России”.

“Проведенное исследование подтвердило высокую степень дифференциации и неопределенности представлений экспертов о состоянии и перспективах гражданского общества России. Практически ни по одному из параметров, характеризующих развитие гражданского общества, не обнаружено согласованного или хотя бы доминирующего мнения.

При этом большинство экспертов, привлеченных к работе ОП, сочли “в самой ближайшей перспективе наиболее вероятным сценарием развития гражданского общества в России государственнический, в рамках которого ведущая роль в развитии гражданского общества остается за государством”.

“Распространенный в начале экономического кризиса среди части экспертов прогноз о том, что в условиях кризиса нас ожидает рост гражданской активности граждан, похоже, не оправдался, — отмечают члены ОП. — Скорее наоборот: в усложнившихся обстоятельствах граждане сосредоточились на решении насущных проблем “выживания”, поддержания “докризисного” уровня материального положения, что в некоторых слоях привело к снижению интереса к гражданской (социальной) активности”.

Тем не менее радикализация настроений также остается, по мнению общественников, вполне возможным вариантом: “Есть основания полагать, что в результате возможного ослабления ресурсного обеспечения гражданских организаций со стороны государства и роста социальной активности населения развитие может пойти и по конфронтационному сценарию”.

Народовластие на провинциальном уровне

Уровень обратной связи между властями и обществом подробно исследуется в подглаве “Индекс состояния публичной политики в субъектах РФ”. ОП вела свой анализ на основе сводных индексов публичной политики (ПП), построенных для 21 субъекта РФ из семи федеральных округов, и по итогам “рассортировала” все российские регионы на пять типов.

В наиболее “мрачную” группу регионов, где респонденты из всех трех секторов (общество, власть и бизнес) одинаково низко оценивают состояние публичной политики, попали Дагестан, Коми, Иркутская и Мурманская области.

Примечательно, что в этих российских провинциях даже чиновники сетуют, что публичная политика развивается крайне слабо.

В число регионов, где представители не менее двух из трех секторов высоко оценили политическую активность, попали Карелия, Новосибирская и Челябинская области. Зато Пермский и Хабаровский края, Волгоградская и Томская области, как выявили авторы доклада, отличаются большим разрывом в оценках уровня гражданской активности и публичной политики. Наиболее низкую оценку здесь выставили представители деловых кругов, в то время как власти слишком оптимистично смотрят на уровень собственной доступности.

“То, что представители бизнеса ниже других секторов оценили состояние публичной политики, можно отнести к последствиям финансово-экономического кризиса, — пишут авторы доклада. — Однако это не исчерпывающее объяснение. Сложившаяся система публичной политики в регионах оказалась негибкой, практически не учитывала потребности малого и среднего бизнеса при разработке антикризисных мер и не позволяла оперативно вносить коррективы в антикризисные программы. Это усугублялось и действием коррупционных схем”.

Откликаясь на призывы президента Дмитрия Медведева развивать малый и средний бизнес, ОП констатирует: “Малый и средний бизнес оказались один на один перед проблемами сокращения спроса, сложностями получения кредитов и не имели своевременной поддержки со стороны власти. Это и предопределило более низкие оценки состояния публичной политики со стороны бизнесменов из разных регионов”.

НКО нужны обществу и… закрываются

Что касается некоммерческих объединений (НКО), то авторы доклада отмечают, что они в России переживают далеко не лучшие времена. “На сегодняшний день примерно половина от общего числа зарегистрированных организаций третьего сектора приходится на учреждения, общественные и религиозные организации. Эта категория НКО демонстрирует стабильную активную деятельную позицию. Но динамика изменения их численности за период 2004—2009 годов показала наибольшее, а в некоторых случаях и абсолютное сокращение. Общее число сократилось почти на 17%”.

Как ни парадоксально, но запрос россиян на услуги НКО при этом растет, во всяком случае, судя по отчетам некоммерческих организаций.

“59% НКО констатируют увеличение спроса на свои услуги, что подтверждает их востребованность как сегмента гражданского общества, а также потенциальную способность отвечать на вызовы времени — по крайней мере по оценке их клиентов”, — указано в докладе.

При этом составители доклада недвусмысленно призывают государство прекратить давление на зарубежные НКО, начатое в 2006 году. “Для некоторых экспертов последний вывод означает, что усилия государства по дальнейшему вытеснению из российского некоммерческого пространства западных фондов (доминирующей силы 1990-х годов) представляются уже чрезмерными. А на что государству действительно нужно обратить внимание, так это на помощь организациям гражданского общества, особенно на региональном и местном уровнях”.


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние записи