Абдулатипов: Не надо устанавливать этническую диктатуру

Сентябрь 3rd, 2017

Почему Россию испортил «национальный вопрос».

Сегодня собеседник «Свободной Прессы» – ректор Московского государственного университета культуры и искусств, доктор философских наук, председатель совета Ассамблеи народов России – Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов.

«СП»: – Здравствуйте, Рамазан Гаджимурадович. Тема разговора – деликатная, касается такой тонкой материи, как национальные взаимоотношения. Строиться беседа будет сегодня исключительно по вопросам наших читателей, мнение которых не всегда совпадает с мнением редакции. Тем не менее, вопросы есть, они представляют интересы определенной части нашего общества. Ваши же рассуждения всегда считались объективными, потому – профессиональными.

«Давайте вернемся в 1992 год. Вы возглавляете Совет национальностей ВС, который одобрил концепцию государственной программы национального возрождения народов России, разработкой ее занимались вы. Позже, в 1998-1999 годах вы были министром национальной политики РФ. Что было сделано не так, почему сегодня актуальна фраза из фильма «Брат»: «Ты мне не брат». Не брат, значит, враг? Хотелось бы узнать, существует ли четко сформулированная и, главное, действующая, межнациональная политика России?» Вера Кораблева. Пермь.

– Действительно, я долгое время занимался вопросами национальной политики страны. Сегодня сфера деятельности – культура. Если так рассуждать, то по большому счету нация, национальная культура – это, прежде всего, национальная общность языков. Если люди в процессе своего социального бытия создают общий смысл, общее понимание истины, добра, любви, то на этом фоне строится национальная культура каждого народа, что может лечь в основу национального миропонимания. Если я еще недавно национальную проблематику рассматривал через социальное, политическое самочувствие, самочувствие прав и свобод человека, то сегодня склонен это делать сквозь призму проблем культуры.

Это потому, что снизился общий уровень культуры. Более того, сегодня мы даже не знаем, какой культурой мы должны заниматься. Дело в том, что мы остались без четких культурных ориентаций. Кто-то вернулся к патриархальной культуре, другие – к буржуазной, а еще есть и так называемая капиталистическая культура, царско-самодержавная культура, есть в этом ряду и аульская культура. Поэтому Россия, будучи страной, где исторически взаимодействовали многие народы и формировалась общность, в том числе и культурная, советским людям могли сказать, что есть общероссийская культурная общность. Ныне об этом трудно сказать убедительно до конца. Потому, что внутри самой России, самого русского народа потеряно понятие глубокой смысловой целостности культуры. Отсюда и многие противоречия.

Понимаете, если люди по-разному осознают многие вопросы жизнедеятельности, культурного многообразия, то отсюда возникают и конфликты в межнациональных отношениях. Ради объективности, надо признать, что такое наблюдалось и в советские времена. Характерный бытовой пример: замечание, что «разговариваешь на своем корявом языке». Таких примеров множество, а после развала СССР они нарастали как снежный ком. Безусловно, это – просчеты власти. Государство должно быть умнее, дальновиднее своих граждан. Без сомнения, народы, вошедшие в состав СССР, России, многое обрели с точки зрения своего обозначения в этом мире. Но – очень много и потеряно. В том числе и самим русским народом.

Я с болью говорю об утратах русской родниковой культуры. Вот вы вспомнили о программе национального возрождения народов России, которая впоследствии была преобразована в концепцию государственной национальной политики. Я тогда послал с десяток телеграмм Ельцину с просьбой подписать этот документ, убеждал его, что на фоне войны в Чечне Россия имеет другую позицию по национальной проблеме. Указ был подписан, и в то же время – отправлен на доработку. Так с тех пор он и «дорабатывается». Вот и получается, что четко обозначенной национальной политики у нас сегодня нет.

Вы понимаете, получается, так или иначе, мы отреклись от сути концепции, которая заключается, прежде всего, в том, что каждый человек, независимо от принадлежности к той или иной национальности, имеет право свободно изучать свой язык, получать о ней полную информацию, развивать национальную культуру, утверждать ее самобытность и т.д. Словом, концепция зиждется на двух принципах: паритет всех национальностей и людей, живущих в стране, и – партнерство, сотрудничество. А нам сегодня люди, далекие от этой проблематики, навязывают программу толерантности.

Понимаете, толерантность для наших народов оскорбительна в этом контексте. Мы можем быть толерантны к афганцам, китайцам, к тем, кого не знаем. Этап толерантности, то есть терпимости, мы прошли в 18-19 веках, мы уже не одно столетие вместе. У наших народов – другой этап развития взаимоотношений.

Хотелось бы еще вот о чем сказать: если сегодня речь идет о нормальном демократическом устройстве государства, то должна отпасть тема государственной национальной политики. А вот о праве регулирования межнациональных отношений и защите прав человека по национальному признаку – да! Я разработал законопроект, который закрепляет правовые основы развития межнациональных отношений в России, передав это документ в Государственную Думу. К сожалению, убежден, что депутаты, при всем моем уважении к ним, не способны принять подобные документы. Нет у нас действующих по-настоящему законов, защищающих человека. Вспомните, недавнюю трагедию в московском метро, когда стало особенно ясно, что у нас и человек не защищен, и мы от человека не защищены.

«СП»: – Вы говорите, что надо изжить такое понятие, как национальная политика. А вот наш читатель Виктор пишет, о большом засилье в Москве и Московской области на руководящих должностях лиц не русской национальности – это уже слишком. И вообще нужно вернуть 5 графу паспорта «национальность» и сверяться с ней при назначении на должность.

– Интересно, когда мой отец защищал Севастополь, у него спрашивали, какой он национальности? Сейчас в быту распространено «понаехали тут». Да, согласен: понаехали. Но мы-то понаехали по той тропинке, по которой вы лет 200-300 назад «понаехали». Это закон империи, так во всем мире. Давайте, оставим тему о том, кто, откуда «понаехал». В государстве должны быть обеспечены права любого человека на любой территории единого государства. В советское время была так называемая «5» графа, но о ней никто не вспоминал, если видели в человеке профессионала своего дела.

У нас в России много кавказцев, они достаточны подготовленные специалисты, но что-то никто из них не занимает высокие властные посты. Так что не надо устанавливать этническую диктатуру. Трагедия постсоветского пространства в том, что мы везде начали строить этнократическое государство, где есть нация – хозяин и все остальные. В России, пусть и в меньшей

степени, но тоже подобное наблюдается. Поэтому необходимо выравнивать права людей. Несколько лет назад я написал книгу «Российская нация», один из экземпляров которой подарил Владимиру Владимировичу Путину. Основная мысль работы – мы должны стать единой нацией, что возможно, если все народы будут чувствовать себя уютно в этом государстве.

«СП»: – Рамазан Гаджимуратович, как в свое время СССР, так и РФ сегодня – это многонациональные государства. Если раньше в советское время интернационализм был частью государственной политики – то сегодня (с горбачевского периода) – увы, нет! Это и не удивительно – современное руководство РФ проповедует антикоммунизм и антисоветизм как государственную политику – это видно и в праздновании Праздника Победы СССР над Германией (отсутствие символов СССР, имени главнокомандующего и т.п.) и в понимании многонациональности нашего государства. Скажите, насколько корректным можно считать заявление президента Медведева о том, что «из Великой Отечественной войны мы вышли сильной нацией»? Какую нацию имел в виду президент?

– Конечно, российскую, советскую нацию. Я так воспринимаю слова президента. Мы – нация, как государство. В свое время Бердяев сказал, что Россия – страна крайностей. Серединной культуры нет, то, что нам сегодня необходимо. Новогодние праздники я провел с семьей в Ясной Поляне. Я очень люблю Толстого. Я пришел для себя к удивительному открытию. В начале русскому народу был дан выбор: избрать себе Пророка – Распутина или Толстого. Выбрали Распутина, а Толстого изгнали из семьи, из церкви… А ведь он был по масштабу Пророком! Так что все зависит от нашего выбора и при этом надо думать, чем воздастся тебе и народу, стране этот самый выбор.

Вот сейчас много говорят о Катыньской трагедии. Согласен, это – это трагедия. Но почему при этом не говорят о наших потерях в 600 тысяч при освобождении Варшавы? Кто извинится перед нами за эти жизни? Давайте рассматривать историю не однобоко, а более широко и объективно. Что касается антикоммунизма, антисоветизма. Понимаете, при всех недостатках у советской системы было очень много преимуществ, к которым мы еще вернемся. Сейчас пройдет эта капиталистическая пьянка, мы протрезвеем и все встанет на свои места, ценности обретут себя.

«СП»: – Председатель совета Ассамблеи народов России – где большинство русских – кавказец. Почему не представитель государствообразующей нации?

– В одном из своих стихотворений я написал, что на моем сердце 165 шрамов – по числу национальностей, населяющих сегодня Россию. И неизвестно, какой из этих шрамов – глубже… Недавно я ставил вопрос о своем переизбрании с этого поста, но ведь не отпустили! А это были представители 63 регионов Российской Федерации. Я не держусь за эту должность, которую у нас в горах образно называют «должностью Гаджимусы», то есть пустой, никому не нужной.

«СП»: – «Мне кажется, вся беда в разобщенности мусульманского мира. Он загнан в угол, все время оправдывается, даже за несовершенные грехи, проступки. Почему, если речь идет о терактах, так обязательно в них обвинят кавказцев. Сегодня быть чеченцем, вообще выходцем с Кавказа – клеймо. Мы – все «торгаши, бандиты, наркоторговцы». Да свои мусульмане, добавляют дегтя. Как вы относитесь, например, к такому высказыванию ректора Российского исламского университета в Казани, что мусульманской интеллигенции в России нет?»

– Это другая проблема. Действительно, если кавказец, то это – клеймо, а если он к тому же мусульманин, то – готовая статья. Но ведь это тоже не от хорошей жизни. Прошло 200 лет нашей совместной жизни в одном государстве. Общеизвестно, мы везде пишем, говорим, что благодаря вхождению в состав Российской империи мы получили возможность преодолеть многие конфликты, войны… Но война-то продолжается. Каждодневная война на Кавказе. Не дают возможности самим регулировать конфликты, непременно из Москвы надо кого-то прислать. Мы доверяем этим посланцам. Но все дело в том, что народ на Кавказе верит и прислушивается к авторитетным людям. Много было здесь порядочных, умных посланцев, но что они могут здесь добиться за полгода, год пребывания? Это надо там родиться, жить, изнутри чувствовать ситуацию. Мы говорим об этом, но при этом не заметили, что Кавказ-то потеряли! У нас остались его осколки – это Северный Кавказ. Надо это осознать, думать и действовать по-другому.

Обратите внимание, что конфликтов больше именно на «осколочной» стороне Кавказа. Когда-то Павел Грачев обещал навести порядок в Чечне за несколько часов. Моя реакция была: не надо произносить такие лозунги. На Кавказе говорят: стреляют один раз, а перестрелка идет сто лет. Кавказская культура – другая, я не говорю, что она лучше или хуже других культур. Очень важно и то, кого сближает федеральная власть из Кавказа, с кем она разговаривает. Тогда люди сразу определяют цену федеральной власти. Надо к решению проблем привлекать местных жителей. И еще напомню о ложном тезисе, что якобы на Кавказе уважают силу. Это – величайшая глупость! Об этом, кстати, писали известные русские исследователи. На Кавказе силой отвечают на силу, а на дружбу – дружбой. Давайте смотреть на Кавказ как родное отечество. Что касается мнения, что мусульманской интеллигенции в России нет, то с этим я не соглашусь.


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние записи