“Волгоградский Обама” идет во власть
Июль 31st, 2018
Любому чернокожему политику, баллотирующемуся на выборную должность в стране с преобладанием белого населения, не избежать сравнения с Бараком Обамой. Поэтому не стоит удивляться, что тридцатисемилетнего Жоакима Криму, приехавшего в Россию из Гвинеи-Бисау накануне распада СССР, несмотря на скромность его сегодняшних амбиций уже окрестили ‘волгоградским Обамой’.
В России Крима выучился на педагога, женился на россиянке, и теперь продает арбузы, которые выращивает его тесть-армянин. Сегодня он выставляет свою кандидатуру на пост главы районной администрации в Средней Ахтубе – городке с четырнадцатитысячным населением в Волгоградской области на юге России.
На ‘хождение во власть’ его побудило ужасающее состояние дорог и плохое качество питьевой воды в Ахтубе; Крима уже развесил в городке предвыборные плакаты, и уверен в успехе. ‘У меня есть шанс кое-что изменить к лучшему, и я обязан это сделать’, – рассказывает он, добавляя: ‘рано или поздно Россия будет готова’ избирать чернокожих на руководящие должности.
Факты, однако говорят об обратном – они свидетельствуют о сильном распространении расизма в сегодняшней России.
Виктор Сапожников, глава районной избирательной комиссии, заметил в интервью AFP, что избиратели в Средней Ахтубе могут проголосовать за Криму лишь в знак протеста против отсутствия других привлекательных вариантов, или ‘шутки ради’.
Объектом одной из подобных шуток недавно стал и ‘всамделишный’ Обама. На рекламе шоколадно-ванильного мороженного ‘Дуэт’ был изображен американский президент с улыбкой до ушей на фоне Капитолия, и слоган: ‘Вкус недели! Черное в белом!’ Креативный директор из агентства, придумавшего этот плакат, поясняет: ‘В России это не считается расизмом. Это просто забавно’. Кроме того, портреты Обамы используются для рекламы московских соляриев и зубоврачебных кабинетов.
Так что чернокожим, живущим в России, некоторая ‘толстокожесть’ в отношении своего этнического происхождения отнюдь не помешает. Это явно осознает поп-звезда Нарцисс, происходящий из богатой камерунской семьи, и тоже приехавший в Москву учиться. Летом 2004 г. высокие места в музыкальных чартах заняла его песенка с вест-индской мелодией и припевом: ‘Я шоколадный заяц, Я ласковый мерзавец, Я сладкий на все 100’.
Хотя величайший российский поэт Пушкин имел африканские корни, чернокожих в стране практически не было до 1960-х гг., когда, в качестве символа интернационализма и солидарности с антиколониальным движением, в Москве открылся Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы – революционера из Конго. За годы ‘холодной войны’ российские ВУЗы закончило немало выходцев из стран Третьего мира, в том числе до 400000 африканцев, и теперь среди ее граждан насчитывается от 40 до 70 тысяч чернокожих или мулатов.
Максимальная из приведенных оценочных цифр – 70000 – совпадает с вероятным количеством неонацистов в России (утверждается, что здесь проживает до 50% от их общего числа по всей планете). Для российского общества характерны однородность и крайний национализм: в ходе одного недавнего опроса более половины респондентов высказались в поддержку лозунга ‘Россия для русских’. В результате, когда в ‘негров’ кидаются банановой кожурой или сопровождают их имитацией обезьяньих криков, это не считается чем-то из ряда вон выходящим, а чернокожие туристы с Запада рассказывают, что старушки плюют им вслед, официанты отказываются проводить до туалета, а швейцары не пускают в ночные клубы.
За последнее десятилетие ситуация только ухудшилась: один лондонец, у которого остались самые лучшие воспоминания о жизни в Москве в начале девяностых, вновь приехал в Россию в 2003 г., и обнаружил, что к иностранцам здесь стали относиться гораздо враждебнее. Полицейские зачастую не только не пресекают издевательств над людьми с другим цветом кожи, но и сами участвуют в них. А не так давно тренер петербургского клуба ‘Зенит’ – голландец Дик Адвокат – признал в интервью одной российской газете, что болельщики команды не одобрили бы включения в ее состав чернокожих игроков.
В декабре прошлого года Стэнли Робинсон-третий (Stanley Robinson III) – восемнадцатилетний американец из Род-Айленда – учился на университетских курсах русского языка ‘с погружением’ в Волгограде, промышленном городе в 600 милях от Москвы. В результате явной провокации на него набросились трое скинхедов; Робинсон получил два удара ножом в грудь. Из-за ранения у него началось воспаление легких и студента пришлось срочно вывозить самолетом в Финляндию.
Подобные преступления на расовой почве в России не редкость; зачастую их совершают подростки, а жертвой может – по разным причинам – стать любой человек с неславянской внешностью. Это относится к кавказцам, особенно армянам, мусульманам из Средней Азии, – в 2004 г., в частности, была убита девятилетняя девочка-таджичка – евреям, мигрантам из Китая и даже белым гражданам стран Запада. По данным московского информационного центра ‘Сова’ в 2008 г. в стране было совершено 80 убийств на расовой и этнической почве, а еще в 300 случаях люди нерусского происхождения становились жертвами избиений.
Владимир Путин не раз выступал с осуждением подобных нападений, однако у него самого порой с языка срываются такие фразы, что, как говорится, хоть стой, хоть падай. Так, в 2005 г., он парировал вопрос о нарушениях прав человека в России следующим образом: ‘Все мы знаем, что в некоторых африканских странах вплоть до недавнего времени была практика ‘закусить’ своими политическими противниками’.