Современный учитель бедный, зато “электронный”

Июль 19th, 2018

В канун Всемирного Дня учителя чиновники обязали преподавателей за неделю освоить электронные дневники. Однако сами педагоги считают, что «оцифровка» образовательного процесса – это не самое актуальное занятие. Престиж профессии учителя по прежнему падает, из-за чего дети часто относятся к своему наставнику, как к законченному неудачнику.

Всемирный День учителя принес виновникам торжества новые хлопоты. В рамках реформы образования педагоги до конца недели должны освоить электронные дневники.

В канун Всемирного Дня учителя корреспонденту «БалтИнфо» удалось пообщаться с тремя представителями этой профессии. Один из них, доцент кафедры международных отношений СПбГУ Владислав Соболев преподавал в школе 10 лет, но не так давно покинул сферу среднего образования. Второй – Юрий Эдлин, молодой преподаватель математики в престижной гимназии. И еще одним собеседником выступил заведующий в одной из школ города Григорий Медников.

Современные ученики «захламили» мозг Интернетом

Владислав Соболев считает, что образовательная реформа привела лишь к тому, что в школе непомерно вырос объем бюрократической писанины. Учителя вместо выполнения своих прямых обязанностей заполняют «огромное количество справок и отчетов для РОНО».

«Это отнимает много времени. Проверять успеваемость или состояние учеников с помощью среднего коэффициента все равно, что измерять среднюю температуру по больнице. А ведь на это уходят деньги. Фантастическое захламление процесса образования», – признается эксперт «БалтИнфо».

Но основной «головной болью» педагогов Соболев называет ЕГЭ. По его словам, введение единого госэкзамена превратило учеников в роботов.

«Раньше от учеников требовали устных ответов, их заставляли мыслить, а сейчас любой дополнительный вопрос ставит их в тупик, потому что они вызубрили одни даты. Происходит натаскивание на определенный тип вопросов, мышление учеников вгоняют в рамки, от них больше не требуют никакого анализа. Это очень узкая и примитивная логика».

Соболев высказал мнение, что современные выпускники обладают совершенно иным мышлением, из-за того, что свободное вращение в информационном пространстве «захламило сознание подростов».

«С одной стороны перед выпускником остро стоит проблема выбора – много источников информации в Интернете, с другой – захламленность ума совершенно ненужными фактами. У подростков нет никакой культурологической базы. Они могут «нарыть» удивительные факты, о которых не знает даже преподаватель.

Например, учащийся 10 класса прекрасно осведомлен об истории Парагвая середины 19 века. Но при этом он не знает, что было с другими латиноамериканскими странами в это время. Или же ученик может не знать, что Александр Невский, Иван Грозный и Ярослав Мудрый жили в разные века, он не понимает, для чего ему это знание. «Я назвал бы этот феномен мозаичным сознанием», – пояснил педагог.

Говоря о положении учителя в современном обществе, Соболев заметил, что к педагогу относятся, как к ремесленнику, как к обычному человеку, предоставляющего, «словно химчистка», ту или иную услугу.

«Утилитарный подход к учителю часто сквозит на родительских собраниях. К нам подходят, как к какому-то механизму, который должен впихнуть знания в ребенка. Последнее время перед тем, как покинуть школу, я перестал понимать, с каким настроением приходить в класс. Мне не хотелось заниматься механическим задалбливанием дат и законов, а приходилось это делать. Ведь впереди – ЕГЭ», – посетовал Соболев.

Учитель нынче не в почете

Молодой учитель математики Юрий Эдлин, в свою очередь, высказал предположение, что новая реформа образования будет работать «на порядок хуже». Большинство его коллег, по признанию Эдлина, не видят в ней никакой логики.

«Нужно думать, прежде всего, не об электронных дневниках, а о статусе учителя. Ни для кого не секрет, что эта профессия плохо оплачивается. А кого уважают современные дети? Тех, кто прилично зарабатывает. Успешность человека измеряется его заработком. А о чем может идти речь, когда дети не уважают учителя? Он для них в первую очередь неудачник», – пояснил преподаватель.

Выжить учителю можно только, занимаясь репетиторством, уверен Эдлин, но тогда начинает страдать качество образования в школе.

«С материальными проблемами надо бороться, а наш комитет по образованию внедряет электронные дневники. В них, между прочим, нарушается ряд родительских прав. Например, я, будучи классным руководителем, должен внести в этот дневник данные родителей, которые записаны в свидетельстве о рождении. А если отец не живет с семьей и не воспитывает ребенка? Он все равно получает право вмешиваться в его образовательный процесс», – отметил Эдлин.

Свой профессиональный праздник он проведет за заполнением документации. До конца недели учителей его гимназии обязали разобраться с работой электронных дневников.

«Уйма времени уйдет на это занятие», – пожаловался математик.

«Электронные» учителя будут учить «электронных» детей

В отличие от своих коллег, заведующий учебной частью Григорий Медников нашел ответ на вопрос, «для чего чиновники усложняют учителям жизнь».

«В детстве чиновников от образования очень сильно доставали учителя. Поэтому сейчас ко Дню учителя нам решили «подарить» введение электронных дневников. Никакой пользы эта мера не даст. И вот сейчас мы вынуждены сидеть и думать о том, как к 1 января найти способ, чтобы чиновники были довольны», – заявил Медников.

Он уверен, самое лучшее что могут сделать чиновники, это оставить педагогов в покое и дать им работать. «Учитель своим многолетним трудом заслужил право, чтобы в его педагогический процесс никто не вмешивался», – отметил эксперт «БалтИнфо».

«Когда уже наступит момент полного доверия к учителю со стороны властей и родителей? Только тогда, когда в России начнется подъем сферы образования. А в противном случае мы скоро дойдем до электронных учителей. Которые будут учить электронных детей», – отметил завуч.

Напомним, в конце августа губернатор Петербурга Валентина Матвиенко отметила, что не так давно она побывала в одном из учебных заведений Вологодской области, которое работает по принципу «школа без мела». Губернатор заявила, что петербургским школам стоит перенять этот опыт.

Она подчеркнула, что у каждого учителя начальных классов должен на рабочем столе стоять собственный ноутбук, в целом школы должны работать с электронными журналами и дневниками.

Напомним, что Всемирный день учителей был учрежден ЮНЕСКО в 1994 году. Отмечается 5 октября. В этот день в 1966 году созванная ЮНЕСКО и Международной организацией труда конференция приняла Рекомендацию «О положении учителей» — первый международный документ, определяющей условия труда учителей. Всемирный день учителей входит в систему всемирных и международных дней ООН.

Этот день призван привлечь внимание к положению учителей в обществе, их роли в образовании и развитии. Свыше 100 государств отмечают Всемирный день учителей, иногда отмечается отдельный национальный День учителя.


Календарь

Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Последние записи