Следы истории с контрабандой оружия ведут в Казахстан
Август 8th, 2018
Шымкент. – След самолета, задержанного в прошлом месяце в Таиланде по обвинению в контрабанде северокорейского оружия в Иран, ведет к некрупной грузовой компании, которая располагается возле бывшего советского аэродрома на краю казахской степи.
Расследование AP установило, что одиссея старого российского самолета провела его через сеть компаний, финансовых операций и грузовых авиаперевозчиков с адресами в диапазоне от Нью-Йорка через Персидский залив до Новой Зеландии.
Настойчивое желание перевозчиков поставлять за деньги все что угодно и куда угодно – даже в страны с международными санкциями типа Ирана и Северной Кореи – расстроило глобальные усилия по ликвидации потока нелегального оружия.
Александр Зыков, чей экипаж летел в приземлившемся в Бангкоке самолете, отрицает свою причастность к арестованному грузу – 35 тоннам взрывчатки, реактивных гранат, ракет земля-воздух и другого вооружения.
Однако члены семьи говорят, что на момент задержания пилот самолета и экипаж работали на грузовую компанию Зыкова East Wing. Члены экипажа, работавшие на Зыкова, сказали AP, что они перевозили грузы на разваливающихся российских самолетах в конфликтные зоны типа Судана и Сомали.
Зачастую они не знали, какой именно груз находился на борту, утверждают четверо членов экипажа. Двое из них упомянули сферу деятельности, в которой часто используются фальшивые документы и нарушаются таможенные правила.
Развал Советского Союза оставил после себя инфраструктуру простаивающих самолетов и безработных пилотов, и семьи членов арестованного экипажа называют летчиков пешками в торговле оружием.
Зыков, которому мы дозвонились в Алма-Ату, настаивает на том, что на момент ареста оружия 12 декабря команда не работала на него. Он утверждает, что примерно за две недели до этого полета все пятеро взяли неоплачиваемый отпуск. Он и его жена Светлана Зыкова, которая числится как владелец самолета, отрицают всякую осведомленность о том, что речь шла о перевозке оружия.
“Ищите тех, кто заказал эту перевозку”, – сказал Зыков репортеру AP и повесил трубку.
Три недели мы пытались найти этих людей, изучая документы и разговаривая с пилотами, грузовыми компаниями, правительственными чиновниками и экспертами по контрабанде оружия. Никто не взял на себя ответственность за оружие на борту самолета, который, если бы его не задержали, должен был проследовать окружным маршрутом и покрыть более 14 тысяч миль.
Дело получило огласку, когда выяснилось, что полиция Бангкока, действуя по наводке, задержала произведенный в России грузовой самолет Илюшин-76 и пять членов его экипажа (пять жителей Казахстана и одного гражданина Белоруссии), обнаружив на борту оружие.
Всем пятерым были предъявлены обвинения в хранении оружия, сейчас они находятся в тайской тюрьме и ждут окончания расследования.
В плане полета на русском языке указывается, что конечная точка маршрута груза – аэропорт Мехрабад в Тегеране. В списке грузов значатся “запчасти для нефтепромышленного оборудования”, но не оружие.
Компаниями, ответственными за груз, указаны украинская Aerotrack Ltd. и Korean General Trading Corporation в Пхеньяне, Северная Корея.
Шымкент, родной город четверых казахстанских членов экипажа, – унылый бывший советский форпост, полный ветхих домишек и кебабных. Зыков, местный грузовой магнат, личность здесь легендарная. Работавших с ним летчиков здесь называют “зыковцами” – парнями Зыкова.
По словам родных арестованных, Зыков был их работодателем в течение порядка десяти лет и что это он нанял для бангкокского полета.
Зыков размещает своих пилотов в домах на краю города, огороженных колючей проволокой, у ворот – камеры и злая собака. Массивные бетонные стены и спутниковые тарелки возвышаются среди окружающих лачуг и хибар.
Павел Могилевский, комендант, подтвердил AP, что члены арестованного в Таиланде экипажа были работниками East Wing.
“Да, это наши ребята. Они работали на нас”, – сказал он, приоткрыв тяжелую металлическую дверь наружной стены для короткой беседы. Однако именно этот полет, по его утверждению, был халтурой для другого работодателя, которого он не знает. Могилевский отрицает причастность East Wing.
Жена Зыкова, которой мы смогли дозвониться в Объединенные Арабские Эмираты, где у пары есть дом, также утверждает, что не знала об оружии на борту своего самолета. Она сказала: “Если бы мы знали, мы бы никогда не отдали его в аренду”.
Зыков имеет связи с цепочкой компаний на всех континентах. Одна из них, SP Trading Ltd., которая передала в аренду самолет для этой транспортировки, была создана всего пять месяцев назад и управлялась партнером Зыкова Юрием Линевым.
Имя Зыкова не впервые всплывает в связи с нарушающими санкции перелетами, рассказал Брайан Джонсон-Томас (Brian Johnson-Thomas), специалист по контрабанде оружия, тесно сотрудничающий с Международной информационной службой мира (International Peace Information Service), бельгийским независимым исследовательским центром, который специализируется на регионе к югу от Сахары.
По информации доклада Совета Безопасности ООН от ноября 2006 года, фирма жены Зыкова предоставила самолет, который доставил сомалийских боевиков-добровольцев для борьбы вместе с повстанцами Хезболлы против Израиля в ходе Ливанской войны 2006 года.
“Они также перевозили сомалийских добровольцев на учения в Ливию и Сирию”, – сказал Джонсон-Томас.
Он добавил, что в обоих случаях – сомалийских полетах и недавнем задержании в Таиланде – Зыковы могли действительно быть не в курсе, для чего используются их самолеты.
В начале 90-х годов тысячи летчиков в странах разваливающегося советского блока, многие из них тогда еще далеко не пенсионеры, ушли в отставку, а бизнесмены с хорошими связями начали скупать советские военные грузовые самолеты, в основном старые Ил и Ан, для того чтобы создать свои грузовые компании.
Именно так начинал Зыков, и многие летчики Шымкента говорят о нем как о человеке, который заботился об их интересах в отрасли, в которой работу в принципе найти нелегко и она зачастую опасна.
“С предложениями поработать они звонят практически каждый месяц”, – говорит Виталий, пилот из Витебска в Белоруссии, родного города Михаила Петухова, пятого члена экипажа, арестованного в Бангкоке. Друг Петухова Виталий сообщил, что они с ним вместе работали в Судане, и, опасаясь потерять работу, попросил, чтобы мы не называли его фамилию.
“На них работать не просто. С одной стороны, их самолеты старые, так что полеты опасны. Но также это означает, что надо быть готовым нарушить практически каждое правило авиации”, – говорит он.
“Но работа есть работа, а они хорошо платят”, – добавляет Виталий.
В Шымкенте инженер, долгие годы работавший на зыковских самолетах, рассказал, что арестованные в Таиланде люди принадлежали к постоянной команде Зыкова. Однако он отметил, что в перерывах между перелетами для East Wing они могли брать работу от других фирм.
“Вам платят за полет, и вы не задаете вопросов по поводу того, что находится в ящиках”, – сказал инженер, который также из опасения потерять работу попросил не называть его имени.
26 июля Александр Зрыбнев, инженер арестованного в Таиланде самолета, прибыл в столицу Украины Киев, чтобы присоединиться к людям Зыкова, с которыми он всегда работал. Об этом рассказала его 53-летняя сестра-близнец Светлана Найденова. Он прождал там 5 месяцев, рассказала она, а затем получил задание участвовать, по ее словам, в “важном полете” – транспортировке груза из Северной Кореи.
Две других родственницы – Наталья Исакова, дочь капитана Ильяса Исакова и Яна Абдуллаева, дочь штурмана Виктора Абдуллаева, – подтвердили историю Найденовой отдельно друг от друга, в двух разных беседах.
Все сказали, что они узнали об аресте своих родных 12 декабря из новостей. Когда Найденова на следующий день позвонила Зыкову, чтобы получить объяснения, он отослал ее к Линеву из SP Trading Ltd.
С Линевым мы поговорили в Киеве. Он сказал, что работал с Зыковым много лет, и Зыков подтвердил, что они хорошо знакомы.
SP Trading Ltd, компания, сдавшая в аренду самолет для северокорейской грузоперевозки, была зарегистрирована в Новой Зеландии 29 июля, примерно за четыре месяца до полета и три дня спустя после прибытия казахстанских членов экипажа в Киев.
Линев признал, что цепь соглашений об аренде демонстрирует связи Зыкова с самолетом и экипажем, перевозившим северокорейское оружие, однако он отрицает, что они были напрямую замешаны в организации транспортировки и знали о содержимом ящиков.
Первое звено цепи – компания Светланы Зыковой в ОАЭ, Overseas Trading FZE, которая сдала в аренду 30-летний Ил-76 грузинской фирме Air West airlines.
Владелец Air West airlines Леван Какабадзе в прошлом месяце сказал AP, что он не знал о конечном пункте назначения и истинной природе груза.
Air West airlines, в свою очередь, сдала в аренду Ил-76 компании Линева SP Trading, сделка была осуществлена через два крупных нью-йоркских банка, Deutsche Bank и JP Morgan Chase. Согласно соглашению об аренде, они, вместе с грузинским и датским банками, послужили посредниками.
И Deutsche Bank, и JP Morgan Chase отказались комментировать транзакции.
Затем 4 декабря SP Trading предоставила самолет в пользование фирме, зарегистрированной в Гонк-Конге, – Union Top Management или UTM. Это был первый перелет Union Top Management, которая была создана лишь за месяц до этого, 2 ноября.
UTM сообщила, что она перевозила запчасти для нефтепромышленного оборудования из Северной Кореи в Иран, в соответствии с соглашением и упаковочным реестром, где груз описывался подробно.
Интенсивные усилия по поиску UTM и человека, который зарегистрировал ее в Гонконге – испанца Дарио Кабрероса Гармендии (Dario Cabreros Garmendia), – успехом не увенчались.
Сообщения на электронный адрес не доходят, и по телефонному номеру никто не отвечает.
Полиция Новой Зеландии в пятницу заявила, что они “работали с несколькими правительственными ведомствами для того, чтобы обнаружить связь между новозеландскими подставными компаниями, в частности SP Trading Limited, и арестом оружия в декабре 2009 года в Таиланде”.
Линев сказал, что в фальсификации документов и попытке контрабанды оружия замешана украинская фирма Aerotrack Ltd.
По его словам, это было задачей Aerotrack – отвечать за груз на конечном отрезке путешествия из Киева в Тегеран, после того как самолет вылетел из Северной Кореи и сделал несколько остановок, в том числе в Бангкоке и Эль-Фуджайра, ОАЭ.
В упаковочном листе Aerotrack числится как грузополучатель, рядом с грузоотправителем, северокорейской компанией.
Попытки связаться с Aerotrack не увенчались успехом. В строке адреса фирмы указано офисное здание в Киеве, однако охранники и секретари утверждают, что компании с таким названием в их здании никогда не существовало.
Контактным лицом Aerotrack в документах значится Виктория Донецкая. Женщина, которая ответила по киевскому телефонному номеру, сказала, что это частная квартира и что никто с таким именем там не проживает. Факсы, направленные по указанному номеру факса Донецкой, остались без ответа.
Окольные пути, которыми должен был следовать самолет, кажутся такими же запутанными, как и документация.
Самолет вылетел из Баку, Азербайджан, сделал остановки в Эль-Фуджайре, ОАЭ, и Бангкоке, а после прибыл в Пхеньян, взял груз и направился обратно в Бангкок.
Если бы его не задержали, самолет бы продолжил свое путешествие и направился в шриланкийский город Коломбо, затем снова в Эль-Фуджайру и Киев, потом разгрузился бы в Тегеране и завершил свой путь в Европе, в Подгорице в Черногории.
Полное расстояние – 15 329 миль, или 24 525 километров.