России пора формировать свой Иностранный легион
Июль 10th, 2018
Новый законопроект, разрешающий армии воевать за границей, позволит активнее вмешиваться в конфликты по всему миру.
Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект о порядке применения Вооруженных сил РФ за пределами страны. «Это связано с известными событиями, произошедшими год назад», – пояснил глава государства, имея в виду агрессию Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года. «Вопросы применения Вооруженных сил за пределами России должны иметь четкую регламентацию», – отметил он.
Наши корреспонденты попросили прокомментировать это решение главы государства вице-президента Академии геополитических проблем полковника Владимира Анохина.
«СП»: – Насколько сообразуется такой закон с международным правом?
– Он соответствует логике развития ситуации во всем мире. Мы не являемся пионерами в принятии подобных законов, а скорее идем в хвосте событий. Впереди, как всегда в подобных делах, Соединенные Штаты, да и весь Североатлантический блок, который совершенно спокойно применяет свои вооруженные силы по всему миру. Даже Япония, вопреки собственной конституции, использует свои войска за рубежом. Почему же Россия должна быть чересчур деликатной, когда дело касается национальных интересов и национальной безопасности.
«СП»: – Может быть, этот шаг Дмитрия Медведева свидетельствует о том, что ожидается новая война на Южном Кавказе?
– Давайте исходить из того, что над Южным Кавказом, действительно, снова нависла реальная угроза новой агрессии. Не зря проходили месячные учения грузинских вооруженных сил совместно с натовцами. Не зря Саакашвили не стесняется прогнозировать вторую войну в этом регионе. Южная Осетия и Абхазия не являются территорией России. Значит, у нас должен существовать закон, который определяет действия Вооруженных сил за рубежом.
«СП»: – А до этого наши войска были там вне закона?
– Во-первых, они действовали на основании конкретных решений президента страны. Во-вторых, 7 июля 2006 года еще по представлению Владимира Путина Совет Федерации России одобрил законопроект, который разрешает президенту использовать Вооруженные силы РФ и спецслужбы за пределами государства для борьбы с террористами. Как видим, закон 2006 года не распространяется, скажем, на наркоторговлю, работорговлю, антигосударственную деятельность, прямую военную опасность. К тому же терроризм – понятие расплывчатое. При желании международные поборники прав человека могут всегда найти повод обвинить Россию в нарушении законодательства при применении военных не на своей территории. Теперь все будут знать, что у нас есть закон, который позволяет Вооруженным силам обеспечивать наши национальные интересы за рубежом. Причем там, где нам это выгодно.
«СП»: – А не направленно ли принятие такого закона на создание правовой основы для использования наших Вооруженных сил в качестве пушечного мяса в интересах США и НАТО, скажем, в Ираке, Афганистане?
– Лично я не верю в такой подвох. Россия имеет прививку от Афгана. Хватит, обожглись. Вряд ли народ потерпел бы втягивание его в новую подобную авантюру.
«СП»: – Оно-то так, но всегда ли спрашивают народ при принятии подобных решений?
– Мы не являемся членом НАТО, не состоим с США в военном союзе. И участие в совместных военных операциях против третьих стран будет противоречить нашему законодательству. К тому же это, скажем так, беспокойство по поводу гипотетических угроз. А закон очень нужен для правового обоснования уже совершающихся действий. Речь не только о Южном Кавказе. У нас военнослужащие разбросаны по всему миру.
«СП»: – Как это?
– Проблемы, которые возникают в Африке, в Латинской Америке иногда требуют участия наших военных. Например, сейчас группа российских военнослужащих выполняет задание в Республике Чад в рамках операции, организованной ООН. По раньше действовавшему законодательству, решение об отправке солдат и офицеров в “горячую точку” за пределами страны принимал Совет Федерации. Затем его утверждал глава государства. Лишь после этого формировался соответствующий контингент. По Чаду Совет Федерации принял решение в ответ на обращение к мировому сообществу Совета Безопасности ООН и Генерального секретаря Совета ЕС.
«СП»: – Зачем России принимать на себя такие заботы – и опасные, и дорогостоящие – особенно в период экономического кризиса?
– Помимо очевидных политических дивидендов участие в зарубежных операциях приносит России немалый доход. Компенсацию за такие командировки странам-участницам выплачивает Организация Объединенных Наций. Например, сумма компенсаций за вклад в обеспечение порядка в Югославию и Анголе составила около 93 миллионов долларов. Командировка вертолетчиков в африканскую Сьерра-Леоне принесла казне почти 14 миллионов «баксов». Выгодным с экономической точки зрения является российское участие в международных миротворческих операциях в Судане, Чаде.
«СП»: – И часто наши военные таким образом зарабатывают валюту для казны?
– Постоянно. Правда, наметился некоторый спад. Если в середине 90-х годов прошлого века к международным операциям ежегодно привлекалось около 2 тысяч наших граждан, то на протяжении последних четырех лет этот показатель сократился примерно до 120 человек. В результате Россия занимает лишь 44-е место из 108 стран, представляющих своих военных для участия в операциях ООН. Наш вклад в миссии ООН в этом году составляет 282 человека. Для сравнения: Пакистан направил за рубеж 10 590 военнослужащих, среди постоянных членов Совета Безопасности ООН на первом месте – Франция (2520), ненамного от нее отстал Китай (2164).
Зато мы лидируем по другому показателю – количеству военных наблюдателей. Эти люди не занимаются выполнением военных задач, а, скорее, являются своеобразными посредниками между “голубыми касками” и конфликтующими сторонами. Семьдесят наших правоохранителей работают в “горячих точках” в качестве полицейских ООН. Всех этих людей тоже необходимо вернуть в четкое правовое поле. Так что предложенный Медведевым законопроект можно только приветствовать.